Рав Йеhуда Птайа об эпидемии

Рав Йеhуда Птайа об эпидемии (часть 2)

 Обсуждаем мы тему эпидемии,и надлежит написать здесь то, что видел я во сне в 5675 году, в ночь Шаббата недельной главы Итро, 22 Швата в восьмой час[1]. Как будто бы я иду по восточной стороне Багдада. На упомянутой восточной стороне живут бедняки и нищие. И представилось мне, что на удалении ста локтей от домов бедняков есть место, покрытое крышей, как веранда, и нет у неё никаких стен – стоит она только на четырёх столбах, установленных по четырём углам веранды. И под крышей стояли там сорок-пятьдесят солдат, которые постоянно были в городе, и выходили на восток города, чтобы отдыхать там. Все они были одеты в черную шерсть, кроме места шириной в палец на плечах и частично горле, которое было из красной шерсти, пришитое поверх чёрной. И они стояли, смотрели и наблюдали за сторонами города, как будто бы хотели узнать, что происходит в городе и это дело, которым они занимаются. Ибо в дни эти была эпидемия в городе (да не встанет второй раз беда эта). И я был от них на удалении в 10 локтей, они меня не замечали и взгляд их не падал на меня. И показалось мне, что эти солдаты – все они были побитые и израненные жителями города. И я удалился от них. Подошёл к воротам двора одного бедняка и от него (и далее были) дома восточной стороны (Багдада), о которых я упомянул выше. И там, возле ворот, стояли три человека – евреи – нищие старики[2]. Я подошёл и встал возле них, и несчастен я и страдаю от эпидемии[3]. И сказал я им – трём старцам:
– Страдаю я очень по одному поводу, и это – по времени, когда существовал Храм, горе нам пророки! И прежде, чем придёт какая-либо беда, приходил пророк со словом Вс-вышнего и извещал нас – грешников и преступников. И предостерегал нас, чтобы вернулись мы ко Вс-вышнему от того проступка и греха, который был в руках наших. А если нет, то да придёт на ненавистников Исраэля[4] такое-то и такое-то зло. И возвращались евреи в раскаянии от того проступка, а Святой, Благословен Он, разрывал тот приговор суда, который вынес на них, и отменялся тот приговор. И даже после того, как прекратили (появляться) пророки при Втором Храме, в любом случае были у нас мужи, обладающие Духом Святости, или использующие Бат Коль[5], или сновидцы истинные, извещающие о причине беды этой. И их всех, по грехам нашим многим, лишились мы. И при наступлении какой-либо беды, не будет известна причина её, и на какой путь свернуть, чтобы отменить постановление. И уподобились мы учителю, притесняющему учеников своих, и отцу, мучающему сыновей своих, и не говорящему, по причине какого греха бьёт их[6]. Горе нам и судьбе нашей! Ибо бьют без предостережения и без объявления преступления, за которое бьют нас. И ещё тяжело это для Вс-вышнего: разве будет Он гневаться на общину, если согрешит один человек?, (Мог бы) Он взыскивать долг с них (грешников), ибо люди грешат сами, (но) дома их безопасны от страха, и бича Б-жьего нет на них[7]. А люди, которые непорочны в путях (своих), – они попадаются в ловушку за грехи их. Господин Авраама, лучше было, когда Ты занимался этим: Судья всей земли не вершит суд!
И ещё (что-то) говорил я тем трём людям и бросал слова свои наверх. Приблизились ко мне три человека из тех мужей-губителей[8], и сказали мне:
– Знай, что постановление об эпидемии этой – оно из-за людей, едящих падаль и трефу, а также смесь мясного с молочным, в трактирах неевреев. Но и не только это, а (даже) в трактирах еврейских варят запрещенное, подобное этому. И ещё есть несколько людей, которые варят в домах своих падаль и трефу, а также мясное с молочным (вместе). Допустим, возможно для вас исправить трактиры еврейские, но скажи-ка нам, разве сможешь приказывать в трактирах нееврейских, чтобы там не варили мясо падали и трефы? Или остальным людям, варящим всё запрещенное в домах своих, чтобы прекратили они это? И если так, то в чём польза от извещения вас о причинах эпидемии[9]? И поэтому буквы слова «еда» (;;;;) сделаются словом «ангел» (;;;;), который уничтожает народ.
– Если так, то не поражали бы только тех людей, которые едят запрещённое? – сказал я им.
– Знай! Ибо несмотря на то, что мы зовёмся губителями, есть у нас милосердие и мы жалеем создания. Относительно же тех людей, которые едят падаль, трефу и смесь мясного и молочного, то все их имена записаны у нас. И все они приговорены к смерти, если не раскаются. Остальные же люди, согрешающие другими преступлениями и грехами, не записаны у нас, но, если встретятся они нам на пути, есть у нас право забрать их душу, как написано (в Мишлей 5, 22): «Нечестивый будет уловлен своими собственными беззакониями, и узы греха его держат его». И о них сказано (в Мишлей 13, 23): «Есть гибель без суда». И вот, если мы поражаем и умерщвляем только тех, кто записан в нашей записной книжке, то не хватит ли нам для них одного или двух дней, чтобы умертвить их всех, так как судебный приговор их уже вынесен и запечатан? И не нужно Высшему суду ещё возвращаться и изучать (пересматривать) их приговор. Но если сделаем так – умертвим их за один или два дня, то знай, что много жителей города умрут от страха и паники, не достигнув долготы дней своих. Но по великой жалости нашей милосердуем мы над созданиями и поражаем также и других людей, которые не записаны в нашей записной книжке, но которые всё же грешники. Однако, так как на них нет постановления о смерти, а только встретились они нам, то должен Высший суд заседать и рассматривать его дело: надлежит его умертвить или нет. И в продолжении всего времени, пока Высший суд рассматривает дело, не может ещё тот губитель поражать всё живое, даже тех, кто записан в его записной книжке, пока не закончит Суд выносить приговор на того человека. И, получается, что между тем и другим[10], не умирает так много людей, в том числе также и те, которые записаны на смерть: быть может они раскаются, и (тогда) разорвется их приговор суда и не умрут. И также не умрут остальные люди от большого страха и паники. Таков наш путь и обычай во благо созданиям.
(Продолжили ангелы губители):
– И вот, на прошедшей неделе – в четверг, 20-го Швата[11], низвёл Вс-вышний на город град, ибо перевернулись буквы слова «чума» (;;;) на слово «град» (;;;). Поэтому собрались мы здесь в этой веранде, чтобы посмотреть – будет ли исправление в городе? И если ты сомневаешься в словах наших, так как (есть алахическое правило, что вещи увиденные) во сне не улучшают и не ухудшают[12]– мы дадим тебе знак и узнаешь, что это истина. И вот этот (знак): когда скажешь ты и двое людей с тобой человеку, который ест падаль и трефу, и сделаешь ему предупреждение, чтобы не ел впредь. И если он не согласится и откажется, скажи ему: «Поскольку ты отказываешься от наших слов, постановляем мы на тебя, что в день такой-то в час такой-то будешь поражен эпидемией, а в час такой-то умрёшь». И увидишь, что так и будет без добавлений и убавлений. И тем самым станет известно тебе, что это был истинный сон.

Планы Багдада в 1854 г. (слева) и в 1908 г. (справа): кругом выделено предполагаемое место, увиденное во сне – восточные ворота города
И увидел я, что, когда закончили они говорить со мной, повернули лица свои и вышли из города они и все товарищи их из ворот восточных города. И с ними через ворота города прошло ещё 120 губителей других, которые помогали губителям первым поражать жителей города[13]. И когда увидели, что губители первые сами вышли, то удивились те губители из ста двадцати и сказали шёпотом:
– Если так, то во имя чего мы терпели утруждения в пути, чтобы прийти на помощь губителям первым, которые торопятся уйти из города?
И видел я, что все они стояли в восточных воротах города. До этих пор видел я (сон). А в четверг, 4-го Адара[14]прекратилась эпидемия у евреев, не смотря на то, что была она ещё у неевреев.
[1] По европейскому времени – около полуночи 6 февраля 1915 года.
[2] Не понятно, кто эти старики-нищие. Возможно, что они и те солдаты в чёрном – это одни и те же ангелы-губители. Хотя, возможно, что эти три нищих старика – образ еврейской общины Багдада.
[3] Не имеется в виду, что рав Птайя видел себя больным. Речь о том, что та эпидемия вызывала у него тревогу и страх.
[4] Ненавистниками Исраэля называют в святых книгах евреев-грешников, которые своими делами делают ненавистным народ Исраэля в глазах Вс-вышнего.
[5] Бат Коль – в современном иврите «эхо», в святых книгах означает голос с Небес.
[6] Т.е. мы стали похожи на учеников и сыновей, которых наказывают, не оглашая причины.
[7] Йов 21, 9
[8] Т.е. от тех солдат в чёрном, которые стояли под навесом в веранде.
[9] Т.е. люди стали такими, что даже если их известил пророк или мудрец, то их никак не исправишь – они будут делать запрещенное у себя дома или в трактирах неевреев.
[10] Т.е. пока рассматривают дело одного, потом другого – проходит какое-то время.
[11] 4 февраля 1915 года.
[12] Существует правило, что сновидение никак не влияет на решение вопросов, которые можно решить по алахе.
[13] Получается, что если в веранде под навесом стояло 40-50 губителей, и помогало им 120 губителей, то всего в городе действовало 160-170 губителей.
[14] 18 февр 1915 год


Рецензии