Во имя Исуса Христа

ИИСУС, ОН ЖЕ ИСУС               
(О расколе в Русской церкви, 1666 г.)

1.
Тот, кто сказал «Иисус»
вместо Исуса, охальник,*
надвое и расколол 
паству ревнивцев Христа!

2.
Гнать староверов был грех…
На православную церковь,
гнавшую их, снизошла 
зверя поганого ночь.

*«Замена в новых книгах старого имени “Исус” именем “Иисус” казалась величайшим кощунством и дерзостью» (А.В. Карташев / История Русской Церкви).

НИКОН И СТАРОВЕРЫ (1)

Никон, Великий Гонитель*, виновен,
что тьма староверов
самосожглась на кострах** 
или ушла за рубеж.

*Царь Алексей Михайлович, очарованный богатырским видом Никона, даровал ему титул «Великого Государя».
**В 1672 году отмечен первый случай «массовой гари». До 1690 года в таких самосожжениях покончили с собой больше 20 тысяч. (А.В. Карташев / История Русской Церкви).

НИКОН И СТАРОВЕРЫ (2)
(В образе старца Ефрема)

Никон, крещённый Никита, сын Мины,
уже на престоле
переродился, ведьмак, 
истым антихристом стал!

Слуги антихристовы совершают
в Москве литургию,
и на просфорах печать – 
тоже антихристова.

В старославянском канонике
правивший букву за буквой,
Никон презрел его дух – 
ересь неслыханная!

Во'веки не было, чтобы народ
говорил бы «во ве'ки»,
а наречённый Давыд 
именовался «Давид».

Справщик Арсений, приезжий нехай,
обрезанец жидовский,
иезуит, бесермен, – 
свёл патриарха с ума.

АВВАКУМ (1)               
(О цели жития)

Цель моего жития –
денно и нощно бороться,
богу усердно молясь,
с бесами адовыми.

АВВАКУМ (2)               
(О «диавольской власти»)

Царь*, аки бес, смрадный пёс,
брешет, собакоголовый,
пуще чем Максимиан**
в жупеле о'гня*** ревёт.

*Алексей Фёдорович.
**«Максимиан» - так, по когномену, называл Аввакум знаменитого гонителя христиан Галерия (см.).
***«в жупеле о'гня», т.е в Аду.

АВВАКУМ (3)               
(О массовом самосожжении староверов)

Самосожжение! Се
богоугодное дело,
Святый узрит в о'гне Дух
самосожженец. Аминь.

АВВАКУМ (4)               
(№ 1 среди староверов, 1681 г.)

1.
Мученик веры сожжён 
за превеликую ересь:
«Царь с патриархом, сам-друг,
ро'ги диавольские!»

2.
Чудом, объятый огнём,
руки себе развязавший,
огненным перекрестил
старец двуперстием Русь.

3.
Богом помилованный,
но не помилован церквью,
мщением к оной горит
старозаконник в Аду.

ОБ ИМЕНИ БОЖИЯ
(В образе старовера)

Несть Иисуса. Единый Сын бога –
Исус, но се имя,
Господа истиннаго, 
бесами искажено.
Кормчая книга испорчена
блудом словесным, понеже
в духе и букве ея 
мерзость антихристова.

О ДЕВЕ МАРИИ
(В образе старовера)

Лик Богородицы есть
лик человеческий – значит,
грех поклоняться ему,
будто божественному.

Деве Марии почёт
и уважение – этим
да ограничится тот,
кто верит в Бога. Аминь.

ОБ УТИШЕНИИ ДУШИ
(В образе старовера)

Душу мятущуюся 
только ведь ты и утишишь,
матушка-церковь моя, 
о утишительница!

СТАРОВЕРЫ (1)
(«В огне»)

«С воинством бясов явился
антихрист из жупели ацкой –
нет жития на земле, 
страждам доколя же быть?

Тольки в огне сожигаяся
купно, спасёмси от бясов!» –
так обезумевший поп   
к старообрядцам взывал.

Сотнями, тысячами
обезумевшие староверы,
плача, но духом тверды,
шли добровольно на смерть.

Поцеловав два перста,
окрестясь же двуперстием, купно,
с криками «Антий!»* в огне   
жгли себя страждущие.

*Антий – народное имя антихриста.

СТАРОВЕРЫ (2)
(«В гробу»)

Ночью в лесу мужики,
сами себя отпевая,
в тесных долблёных гробах 
ждали явленья Христа.

СТАРОВЕРЫ (3)
(«В земле»)

Семьи раскольников купно,
безумцы, себя истребляли,
семьями в землю сыру   
самозакапываясь.

Нежные души суровых
раскольников скорбь мировая 
давит могильной плитой, 
самоубийственная.

СТАРОВЕРЫ (4)
(«В нетях». – Конспектируя С.М. Соловьёва)

Вообрази от земли
лестницу к Божьему царству: 
старообрядцы на ней
посередине стоят.

Всякий шаг кверху они
гибельным мнят и упорно
Господа истинного* 
ищут глазами внизу…

(Contra. – Возражая С.М. Соловьёву)

Старообрядцы на лестнице?
Господа ищут глазами? 
Нет – на земле старовер, 
крепко стоит на ногах. 

Или – в земле он, с семьёй... 
Но и мёртвый, он вместе с Исусом. 
Что ему Бога искать, 
если Он в сердце его!

*Старообрядцы считали кощунством пропустить в литургии, в восьмом символе веры, по отношению к Богу слово «истинный».
См. ткж. «Никон и староверы-1, 2».

МЕРТВЯКИ, ИЛИ ЗАЛОЖНЫЕ 
(О старообрядческом каноне. –  Фрагмент хоккуады)

1 – 3   
нечистые те
покойники кто умер
смертью до срока

мертвяк или же
заложный у кого смерть
преждевременна

в поминальники
имена мертвяков не
записывают

4 – 6
похищаются
пропавшие без вести
нечистой силой

исчезнувшие
в нетях остаются без
поминания

грех упоминать
имя оных в молитвах
заупокойных

7 – 9
самоубивцы
как то удавленники
и утопшие

как и опойцы
при службе церковной не
отпеваются

все подручные
диавола и чертей
да сгинут в Аду

10 – 11 
как и мёртвые
колдуны и ведьмы и
прочая нечисть

ибо оные
все в распоряжении
нечистой силы

12 – 14   
не принимает
заложных покойников
матушка земля

как чуждый ей прах
мертвяков закопанных
воспринимает

пусть заложные
доживают за гробом
срок положенный

15 – 16   
бродит по свету
погающим до' смерти
мертвяк призраком

душа оного
сколько ни молись о ней
гибнет навеки

17 – 20   
а помнящие
мертвяков согрешивших
родственники их

вместо поминок
на литьё колоколов
пусть лепту внесут

звон колокольный
да утишит страждущих
болью душевной

но никакой звон 
по мертвяку Бога не
умилостивит


Рецензии
Спасибо. Желаю знать больше, где искать. Всех благ.

Тахир Сувханов   05.04.2020 16:53     Заявить о нарушении
Спасибо, Тахир, за отклик.
Всех благ!

Янис Гриммс   06.04.2020 10:42   Заявить о нарушении