Во имя Исуса Христа
(О расколе в Русской церкви, 1666 г.)
1.
Тот, кто сказал «Иисус»
вместо Исуса, охальник,*
надвое и расколол
паству ревнивцев Христа!
2.
Гнать староверов был грех…
На православную церковь,
гнавшую их, снизошла
зверя поганого ночь.
*«Замена в новых книгах старого имени “Исус” именем “Иисус” казалась величайшим кощунством и дерзостью» (А.В. Карташев / История Русской Церкви).
НИКОН И СТАРОВЕРЫ (1)
Никон, Великий Гонитель*, виновен,
что тьма староверов
самосожглась на кострах**
или ушла за рубеж.
*Царь Алексей Михайлович, очарованный богатырским видом Никона, даровал ему титул «Великого Государя».
**В 1672 году отмечен первый случай «массовой гари». До 1690 года в таких самосожжениях покончили с собой больше 20 тысяч. (А.В. Карташев / История Русской Церкви).
НИКОН И СТАРОВЕРЫ (2)
(В образе старца Ефрема)
Никон, крещённый Никита, сын Мины,
уже на престоле
переродился, ведьмак,
истым антихристом стал!
Слуги антихристовы совершают
в Москве литургию,
и на просфорах печать –
тоже антихристова.
В старославянском канонике
правивший букву за буквой,
Никон презрел его дух –
ересь неслыханная!
Во'веки не было, чтобы народ
говорил бы «во ве'ки»,
а наречённый Давыд
именовался «Давид».
Справщик Арсений, приезжий нехай,
обрезанец жидовский,
иезуит, бесермен, –
свёл патриарха с ума.
АВВАКУМ (1)
(О цели жития)
Цель моего жития –
денно и нощно бороться,
богу усердно молясь,
с бесами адовыми.
АВВАКУМ (2)
(О «диавольской власти»)
Царь*, аки бес, смрадный пёс,
брешет, собакоголовый,
пуще чем Максимиан**
в жупеле о'гня*** ревёт.
*Алексей Фёдорович.
**«Максимиан» - так, по когномену, называл Аввакум знаменитого гонителя христиан Галерия (см.).
***«в жупеле о'гня», т.е в Аду.
АВВАКУМ (3)
(О массовом самосожжении староверов)
Самосожжение! Се
богоугодное дело,
Святый узрит в о'гне Дух
самосожженец. Аминь.
АВВАКУМ (4)
(№ 1 среди староверов, 1681 г.)
1.
Мученик веры сожжён
за превеликую ересь:
«Царь с патриархом, сам-друг,
ро'ги диавольские!»
2.
Чудом, объятый огнём,
руки себе развязавший,
огненным перекрестил
старец двуперстием Русь.
3.
Богом помилованный,
но не помилован церквью,
мщением к оной горит
старозаконник в Аду.
ОБ ИМЕНИ БОЖИЯ
(В образе старовера)
Несть Иисуса. Единый Сын бога –
Исус, но се имя,
Господа истиннаго,
бесами искажено.
Кормчая книга испорчена
блудом словесным, понеже
в духе и букве ея
мерзость антихристова.
О ДЕВЕ МАРИИ
(В образе старовера)
Лик Богородицы есть
лик человеческий – значит,
грех поклоняться ему,
будто божественному.
Деве Марии почёт
и уважение – этим
да ограничится тот,
кто верит в Бога. Аминь.
ОБ УТИШЕНИИ ДУШИ
(В образе старовера)
Душу мятущуюся
только ведь ты и утишишь,
матушка-церковь моя,
о утишительница!
СТАРОВЕРЫ (1)
(«В огне»)
«С воинством бясов явился
антихрист из жупели ацкой –
нет жития на земле,
страждам доколя же быть?
Тольки в огне сожигаяся
купно, спасёмси от бясов!» –
так обезумевший поп
к старообрядцам взывал.
Сотнями, тысячами
обезумевшие староверы,
плача, но духом тверды,
шли добровольно на смерть.
Поцеловав два перста,
окрестясь же двуперстием, купно,
с криками «Антий!»* в огне
жгли себя страждущие.
*Антий – народное имя антихриста.
СТАРОВЕРЫ (2)
(«В гробу»)
Ночью в лесу мужики,
сами себя отпевая,
в тесных долблёных гробах
ждали явленья Христа.
СТАРОВЕРЫ (3)
(«В земле»)
Семьи раскольников купно,
безумцы, себя истребляли,
семьями в землю сыру
самозакапываясь.
Нежные души суровых
раскольников скорбь мировая
давит могильной плитой,
самоубийственная.
СТАРОВЕРЫ (4)
(«В нетях». – Конспектируя С.М. Соловьёва)
Вообрази от земли
лестницу к Божьему царству:
старообрядцы на ней
посередине стоят.
Всякий шаг кверху они
гибельным мнят и упорно
Господа истинного*
ищут глазами внизу…
(Contra. – Возражая С.М. Соловьёву)
Старообрядцы на лестнице?
Господа ищут глазами?
Нет – на земле старовер,
крепко стоит на ногах.
Или – в земле он, с семьёй...
Но и мёртвый, он вместе с Исусом.
Что ему Бога искать,
если Он в сердце его!
*Старообрядцы считали кощунством пропустить в литургии, в восьмом символе веры, по отношению к Богу слово «истинный».
См. ткж. «Никон и староверы-1, 2».
МЕРТВЯКИ, ИЛИ ЗАЛОЖНЫЕ
(О старообрядческом каноне. – Фрагмент хоккуады)
1 – 3
нечистые те
покойники кто умер
смертью до срока
мертвяк или же
заложный у кого смерть
преждевременна
в поминальники
имена мертвяков не
записывают
4 – 6
похищаются
пропавшие без вести
нечистой силой
исчезнувшие
в нетях остаются без
поминания
грех упоминать
имя оных в молитвах
заупокойных
7 – 9
самоубивцы
как то удавленники
и утопшие
как и опойцы
при службе церковной не
отпеваются
все подручные
диавола и чертей
да сгинут в Аду
10 – 11
как и мёртвые
колдуны и ведьмы и
прочая нечисть
ибо оные
все в распоряжении
нечистой силы
12 – 14
не принимает
заложных покойников
матушка земля
как чуждый ей прах
мертвяков закопанных
воспринимает
пусть заложные
доживают за гробом
срок положенный
15 – 16
бродит по свету
погающим до' смерти
мертвяк призраком
душа оного
сколько ни молись о ней
гибнет навеки
17 – 20
а помнящие
мертвяков согрешивших
родственники их
вместо поминок
на литьё колоколов
пусть лепту внесут
звон колокольный
да утишит страждущих
болью душевной
но никакой звон
по мертвяку Бога не
умилостивит
Свидетельство о публикации №120040503303
Тахир Сувханов 05.04.2020 16:53 Заявить о нарушении