Моя механика. ДТ75. Тормоза ПМ и О
#
Уж был мной стиш про трактор раз составлен*.
Совместно с танком в том стише он был.
Всё хорошо там, но одна «деталька»
Спокойно не давала, скажем, жить.
С названия стиха понятно уж её названье.
Да, тормозы для остановки (О), так же
Чтоб выключить бы планетарный механизм (ПМ)-
Необходимо это, поворот чтоб совершить.
И так, рассмотрим мы внимательно картинку.
То в сборе задний тракторовский мост.
По центру планетарный механизм (слегка вразнос).
А на валах то не колёса, а шкивы. Внакидку
На них надеты ленточные тормоза:
По краю - то для остановки, внутри - для планетарного механизмА.
#
Теперь мы по цветам с легендой разберёмся.
ЗЕЛЁНЫЙ - то вращение означает тут.
Коль ЖЕЛТЫЙ - то вращенье, но не очень.
А КРАСНЫЙ - нет вообще движенья уж.
Касаемо цветов у тормозов, что лентой:
Здесь КРАСНЫЙ - он затянут крепко
А если СЕРЫЙ, то ослаблен. Напоминаю здесь,
Что тормоз остановочный (ОТ)отпущен весь
В нормальном положеньи. А тормоз планетарного же механизма (ТПМ),
Наоборот зажат на шкиве на своём, когда
Наш трактор прямо едет. Уяснили, да?
Теперь о том, чего не видно на картинках:
Для торможения ПМ у тракториста есть два рычага,
А для ТО педали две, что соответствуют бортам.
#
Ну, что поехали? Со кнпопочки - пускач. Через муфту - дизель.
Рычаг сцепленья. Рукояткой - «газ», и скорость нужную включать.
И вот уже в движеньи тракторные механизмы,
А вы в сиденьи - ноги на педалях, рука одна, но на обоих рычагах.
Ведущая «звезда» с коробки весь ПМ через коронную вращает,
Момент крутящий через «солнце» и с сателлитами водила поступает
На вал моста и далее на зубчатое колесо,
Что гусеницу тянет. Ясно ль всё?
Всё ж разъясню. На схему посмотрите:
Зажатый шкив у ТПМ свободно пропускает сквозь себя
Вращение, а шкив ОТ сему и не мешает, ведь он не зажат,
Вращаться валу. И вы на тракторе летите.
Задача трактора всё ж равномерность. Для сего
Ручной с фиксацией лишь регулятор «газа» есть, как крузконтроль)))
#
Вот надо вам, положим, вправо повернуть немного -
Рычаг вы правый потянИте плавно на себя.
Тут ж ТПМ ослабится на шкиве. В результате блокировка
«Уйдёт», момент крутящий с вала «уведя».
А левый вал движение своё продолжит с гусинИчкой.
При этом правый - будет под влияньем своей, не так же быстро,
Но «бестолково» двигаться продолжит, так ж собой крутя
Весь правый планетарный механизм - водила сателлиты по «солнцу» будут обегать.
Закончив поворот, рычаг вы плавно, но при этом быстро,
РукИ от оного не отрывая, отпустите от себя.
Затянется вновь лента тормозная на ПМ шкиве. Тогда
Крутящие моменты равномерно на валы предадут нагрузку.
Наш трактор прямо движется опять.
Эх жалко нет педали что б погазовать)))
#
Налево резко повернуть вам стало надо
Иль развернуться «через левое плечо» -
Тяните левый вы рычаг, как только что тянули правый,
И левую педаль давите. Что ж в мосту произойдёт?
Со ТПМ - понятно: уж не пройдёт вращение на вал через него с коробки.
А далее? Нажатая педаль натянет ленту тормоза на шкиве «остановки».
При этом вал вращаться перестанет, и
Всё слева выполнит приказ «Замри!»
Замрёт и гусеница, радиус вращения сокращая этим.
И трактор резко, прям на месте повернёт себя.
При этом аккуратность также оченьно важна.
Закончивши манёвр, всё опустите в исходное вы положенье.
Поедет трактор прямо с вам вновь.
Уж слышу я: «Когда же остановку разберём?»
#
Да, приземление самолёта так же важно,
Как остановка трактора, а посему
Вопрос рассмотрим в обязательном порядке.
Два варианта торможенья есть. Начну.
Вдруг экстренно остановить вам надо трактор.
Сцепленья муфту отключите моментально,
Нажмите тут же на любую тормоза педаль -
Валы вращенье (то из-за ПМ) мгновенно прекратят.
Когда же просто трактор вы остановить хотите:
Сцепленье выключить, и скорость на нейтраль.
Всё трактор стал. Сцепленье «отпустив», на остаточный поставь:
Нажмите правую педаль - там есть с фиксатор. Двигатель глушите.
Тут всё. В механике я разобрался. Благодарность вам,
Что помогали мне, ногами двигая педали, рукою - рычагА.
—
*-Гусеничный этюд в радужных цветах. ДТ75 и Т34
Литература
Трактор ДТ-75. Устройство и эксплуатация
Свидетельство о публикации №120040302636