Оружие Победы нашей. Т34. Фрикционы и тормозы

Оружия Победы нашей. Т34. Моя механика. Фрикционы и тормозы

@
Уж был мной стиш про танк составлен*.
Совместно с тракторам он был.
Всё хорошо там, но одна «деталька»
Спокойно не давала, скажем, жить.
С названия стиха понятно уж её названье.
Да, фрикционы с тормозами.
Напомню есть у танка фрикциона три:
То главный, двое по бортам. Так их
И называют «бортовые фрикционы»,
А вокруг их - барабаны тормозов.
От их влюченья/выключенья поворот
Зависит танка - плавный или скорый.
Ещё есть третий вариант, так ж полный ход.
Короче, четыре варианта ждут и пятый то ж.

@
В начале по цветам легенду
Представлю, что с картинок, вам.
ЗЕЛЁНЫЙ - коль деталь в движеньи.
Коль ГОЛУБОЙ - в движеньи, но не так.
А ЖЁЛТЫЙ - то само как б по себе каченье.
БОРДОВЫЙ - неподвижность без движенья.
Когда же СЕРЫЙ - нагрузки иль сцепления деталей нет.
А КРАСНЫЙ - то нагрузка иль сцепленье, ясно, есть.
Ещё такое небольшое поясненье
Для тех, кто во матчасти несилён:
Сцеплён нормально фрикцион,
Нормальный тормоз без сцепленья.
Внимательно картинку рассмотрите. Ах, уже?
Тогда... Стартёр. Кулиса. Главный фрикцион. Подача топлива. Вы «на коне»!

@
Ещё механики, что на картинках
Не уместилася на этих у меня:
Есть у мехвода двое рычагов по два режима,
Для подтормозики же педаль одна.
И так. Вы едете на танке прямо,
Два рычага вперёд, а тОрмоза педаль не надо
Давить, а «топлива подачи» - да,
Ещё такая есть во танке то педаль.
При этом что же по бортам то происходит?
Подвижная, что фрикциона часть,
На диск не давит выжимной, а он как раз
Собой 14 сжимает из железа дисков - вращающий момент с коробки до колёс доходит.
Не давят ленточные тормоза на барабан.
То полный ход, и прямо едет танк.

@
Вот надо вам притормозить немного
При этом направление движенья не менять.
Всё просто. С подачи топлива вы убирайте ногу
И давите на тОрмоза, что рядышком, педаль.
События последуют за действием такие:
Потянут тяги ленточные тормоза, а ими
Притормозятся оба барабана по бортам,
И скорость чуть убавит ваш тут танк.
При этом так же сжаты фрикционов диски,
Момент крутящий на колёса так ж идёт.
Убрали ногу с тормоза - танк ваш тот час вперёд
Рванёт. Опять о том, что в этих нет картинках:
Чтоб скорости переключить вам вот, что сделать след.
Педалью выключайте главный фрикцион, кулисою включите скорость, кою след.

@
Теперь вам надо повернуть немного.
На нашей на картинке левый фрикцион.
Поэтому мы в левую тут с вами сторону
Не резко, то есть плавно, танк наш довернём.
Тяните на себя рычаг вы левый, но не очень.
Надеюсь помните у рычага режима два рабочих.
Так вот, при первом положеньи левый фрикцион
Через рычаг подвижной части будет отключЁн.
Что ж далее последует во танка механизмах?
Диск выжимной давление на диски из железа прекратит,
Тем самым колесо ведущее по факту отключИт
От вала, из коробки что идёт, при этом гусеница тихо
Его вращать продолжит потому, что правый борт вперёд пошёл.
Рычаг вперёд. Вновь включён левый фрикцион. Закончен поворот.

@
Но вот препятствие или манёвр резкий
Вам надо совершить на марше иль в бою.
Всё тот ж рычаг уже вы быстро, но без спешки
Тяните на себя. Про первый уж режим я пропущу.
Когда вы тяните рычаг наш левый дальше,
За отключеньем фрикциона следом так же
Последует усилие на тягу - к тормозу она
Идёт, натягивая ленточные тормоза.
Теперь механика. Момент вращающий с коробки
Собой прервал отключённый сначала фрикцион.
А после тормоз леточный, «дымясь», тут же собой
Вращение полностью блокирует у колеса, при этом жёстко
Движенье гусеницы прекратится любое по земле.
Тут танк закружится иль резко повернёт. Рычаг вперёд. Всё - завершён манЕвр.

@
Про пятый я режим упомянул вначале.
То просто остановка. Притормозить. Тут ж главный фрикцион
След выключить. Кулису на нейтраль поставить.
Дожать уж тормоз до конца. Всё, танк остановлЁн.
Режим стояночного тормоза у танка -
Он не «ручник», всё та же тормоза педалька
Имеет некий со крючочком механизм,
Её фиксирующий в положеньи «вниз».
Ручной регулировкой подачу топлива убавить
До заглушенья двигателя. Всё...
Спокойно вылезайте уж на борт.
На этом и стишок я завершу. Ну, славно.
Не «Руководство службы танка» это пусть.
В механике я разобрался,  а вы и «порулили» танком тут ж.


*-Гусеничный этюд в радужных цветах. ДТ75 и Т34
Литература
Танк Т-34. Руководство службы


Рецензии