Пока!

...этот карантин не каникулы
а удаленная работа
время подумать о будущем
*
Пока Принцесса Смерть
пьёт утренний кофе

Пока на столике в гримёрке
мирно лежит Корона Вируса

Пока еще стоят за дверью
новые прожекты очищения мира
*
...пока не устали глаза  http://www.stihi.ru/2020/03/30/2257
*
Напишите мне в личное
Ведь публичные мероприятия
Сегодня не рекомендуются

Пока!

2 - новая "МИСТЕРИЯ МАРГАРИТЫ"

Пролог пьесы по состоянию на 31.03.2020., вариант в работе,  отдельные эпизоды продолжают уточняться.

Итак, мы с вами в библиотеке пансионата "Озерный" на окраине города Нефтеозерска, в окно видно озеро Ханто. Сюда, временно, на период карантина, переселили часть стационара психиатрического отделения городской больницы. За столом человек в халате и шапочке, что-то пишет. Входит человек в больничной пижаме. С ним проводится сеанс лечения по методике "символдрамы", зеркально сюжету Булгакова. Больной играет роль профессора Ивана Понырева, в прошлом поэта Ивана Бездомного.

Полосатый:
- А где доктор Леонид Леоноидович? Вчера он сказал, что можно будет завтра побеседовать здесь.
Белый:
- Так вы и приходите завтра.
Полосатый:
- Я, простите, некорректно оформил мысль, возможно, но вот блокнот, у меня записано конкретно "1 апреля 2020 года, 10-00, приём в библиотеке".
Белый (берёт в руки блокнот):
- Раз назначено беседовать, значит побеседуем. Доктор Леонид Леоноидович вызван на совещание по вопросам организации карантина. Ну, а у нас какие проблемы? Вам нужно об этом поговорить - слушаю Вас.
Полосатый:
- Доктор, а Как мне можно к Вам обращаться?
Белый:
- Маркс Петрович.
Полосатый:
- Меня, уважаемый Маркс Петрович, прошу именовать Иван Николаевич. Не хотелось бы всё начинать с нуля, вы посмотрите там, в блокнотике, до чего мы дошли.
Белый (читает из блокнота)
- "Исправить ошибки смерти". "Ушёл, но без меня весь мир сошел с ума", это? Да разве вы один так думаете? На переходе из 20-го в 21-й век вы один? Вы разве не видите, что тысячи, миллионы людей переживают социальные трансформации, вся эта перестройка 80-х с переходом в перестрелку 90-х, эта ситуация многих лишила сна и покоя. Прогресс всегда вызывает стресс. Да ещё и начало нового тысячелетия, кризис за кризисом, вирус за вирусом. Нам с вами надо адаптироваться. Не стоит ситуацию драматизировать. Даже пандемию нельзя пандемонизировать, н-да... Короче, когда возникает ощущение, что ситуация дисгармонична, а поступки неправильны, необходимо просто пробудить осознанность. И это самый лучший выход из любого кризиса. Если, конечно, это не кризис в любви, тогда лучше стихи писать.
Полосатый:
- Нет, доктор, сегодня для меня уже не актуально это, эти вопросы мы уже проработали, с Леонидом Леонидовичем. Лично я, в общем-то, социолог по специальности, общие вопросы социума немного понимаю. Но один человек это одна проблема. И мой кризис скорее близок к неразделённой любви, но писать стихи мне нельзя, я дал обещание Мастеру. И я соблюдаю. Несмотря на талант литератора, а работаю медиатором, такой вот каламбур. А не реализация приводит творческого человека..., да вы сами посмотрите ниже, как доктор прописал, так сказать.
Белый:
- Вот здесь, что ли? "Все труды человека – для рта его, а душа его не насыщается. Лучше видеть глазами, нежели бродить душею. И это – также суета и томление духа!" Экклезиаст, да? Но разве от этого легче? Вам лично.
Полосатый:
- Бродить душой, да это, думаю, уже тоже перебродило, как виноградное вино, можно сказать. А видеть нужно оба предельных состояния, сказал доктор Леонид Леоноидович. С одной стороны и с другой стороны...
Белый (перебивает):
- Давайте проще, на раз-два. Установка находится в диапазоне между: один - радость, знание, могущество, свобода, любовь, благодарность, и два - страх, горе, депрессия, отчаяние, бессилие. И вы по своей жизни в формате символдрамы уже вышли на "Час счастья", да? "«Никакого человека не называй счастливым, пока он не умер." Солон. Это?
Полосатый:
- На этот раз, Маркс Петрович, Вы далековато заглянули, это в порядке спора, разумеется! Это я всего лишь час назад записал в черновиках. Но это, разумеется, в литературном смысле - когда рождается литературный герой, умирает человек. Примерно так, как говорили в Клубе убийц букв, там ещё ранее написано, на предыдущей страничке.
Белый (читает):
"– Да, запомните, друг: если на библиотечной полке одной книгой стало больше, это оттого, что в жизни одним человеком стало меньше. И если уж выбирать меж полкой и миром, то я предпочитаю мир." Ну, да, вот и у нас в библиотеке "Озерного" пустые полки, все ушли в мир. А не посвятите ли меня немного в сам сюжет, уважаемый? И кто есть, как говорится, "Who" в этом действе библиотерапии?
Полосатый:
- Мы с доктором избрали зеркалом популярный роман Михаила Булгакова, у нас речь идёт о спасении Мастера и Маргариты, о спасении любви их, красиво безвинно убиенных. Отравленных вином безвинно, такой каламбур, да... А я здесь - профессор Иван Николаевич Понырев, он же в прошлом поэт Иван Бездомный.
Белый:
- Отчего же не Мастер? У него ведь даже имени нет, такой простор для фантазий.
Понырев (обозначим и мы его так):
- Для Мастера всё расписано и он неотделим от Маргариты. Понырева же можно воспринимать свободно, как взгляд на подсознательный уровень... Помните, Булгаков описывает ситуацию, в которой не Мастеру, а именно поэту-профессору снится сон о романе, так же, как обычно человек видит сны о своей жизни. По принципу тебе можно. Но ты не знаешь, куда это все идет. Бездомный - он ведь не попал в домик счастья, как Мастер и Маргарита, ему куда идти? У них не спросишь, они вне зоны доступа.
Белый:
- Понимаю. Фрейм из Фрейда - разрешить, это решить проблемы мальчика. Почтеннейший - ничего личного, это не о вас, разумеется, это по учебнику. Свобода, стадия инсайта. «Я» даёт себе свободу, чтобы «слегка безумный» бессознательный исходный материал мог подняться на поверхность, если применять формулировки Маслоу.
Понырев:
- Отчего же сразу - безумный? Нельзя ли без резких формулировок? Не могу с врачом спорить, но просто... ну... проще, чем стихами не могу сказать...
Белый:
- Как вам проще, так и скажите. Мы одни. Вас слушают доброжелательно.
Понырев:
- Когда из бессмертия в жизнь выходят смешные ромашки
...я тоже, о, Боже - скажи - родился в холстине-рубашке?
Белый:
- Ромашка? Солнечный цвет. Красиво. Вам должны сниться яркие солнечные сны. Например о Хрустальном шаре. У Булгакова об этом хорошо  в финале "Белой гвардии", рекомендую.
Понырев:
- Хорошо, я проработаю вопрос потом, позже.
Белый:
- Для чего же на потом откладывать. Вот у нас тут планшет, Интернет, Гугл в помощь, извольте выслушать: "И, наконец, Петька Щеглов во флигеле видел сон. Петька был маленький, поэтому он не интересовался ни  большевиками,  ни Петлюрой, ни Демоном. И  сон  привиделся  ему  простой  и  радостный:  как солнечный шар.
Будто бы шел Петька по зеленому большому лугу, а  на  этом  лугу  лежал сверкающий алмазный шар, больше Петьки. Во сне взрослые,  когда  им  нужно бежать, прилипают к земле, стонут и  мечутся,  пытаясь  оторвать  ноги  от трясины. Детские же ноги резвы и свободны.  Петька  добежал  до  алмазного шара и, задохнувшись от радостного смеха, схватил его  руками.  Шар  обдал Петьку сверкающими брызгами. Вот весь сон Петьки."
Понырев (немного нервно):
- Если бы... Да... Нет. Я, же не ребенок, я да, прилипаю к земле. Нет, и по лунному лучу уходящие, и за ними и я, Иван Бездомный, сбежал тогда, из романа, но куда убежишь? Разве кто-нибудь может убежать от себя? Да, мир людей на самом деле мир отражений в глазах друг друга. Но если ты остался отражением в глазах того, кого рядом нет, это невыносимо. Когда снится это, снова у меня за спиной свет становится жадно желтым, и это ярче, чем лунный луч, вы это видите?

(на заднике сцены возникает яркий желтый квадрат, с рисунком Сеятеля Ван Гога. Белый делает жест рукой "продолжайте, продолжайте")

Примерно такое ощущение, доктор:

Желтый квадрат заливает окно моей осени?    http://stihi.ru/2020/01/07/3856
Вовсе нет!
В солнечный день ирреальность намного ясней,
Как во сне.
Время идёт домой, боже мой, как дождь по просеке,
Дождь по весне
Он смывает узоры Извары, он новое солнце рисует в окне,
Он письмо от Ван Гога рисует мне
Сеятель в желтом квадрате идёт по колючей стерне
Осень, дождь сеет озимь.

(переходит на другой край библиотеки, смотрит в окно, затем резко поворачивается к залу и продолжает)

Да, именно так было этой осенью, каждый раз, когда мне снился бело-желтый сон, очень спокойный и очень жестокий сон. Словно я опять вернулся в старый город. И иду по каким-то белым хирургическим коридорам. Мне надо найти главного хирурга и выбраться. Вывести отсюда человека. Имя говорить нельзя. Это как у Орфея и Эвридики – «не окликай, не оглядывайся!» И выхожу в холл, а там, в аптечном киоске, торгует моя первая любовь. Пусть она так располнела, изменилась. Это она.

Есть же и у вас такое чувство не словесного взаимопонимания, да? Почти как от сердца к сердцу. Почему – «почти»? Я слышу. Я даже не спрашивал вслух, что делать, но сердце-то кричит и плачет. Она слышит. Жалеет по-женски. Более чем жалеет. Слышите? Говорит: «Останься здесь». Это можно понимать и как «останься со мной». Это те слова, за которые я бы жизнь отдал. И тогда и сейчас. Но только свою. А я же пришел сюда не за своей. Мне надо отсюда человека вывести. Эту жизнь я не могу отдать. Кто свою отдает – тот герой. Кто другую жизнь – предатель. Так научен. Как говорится, «по жизни».

А Она мне опять, не разжимая губ, проговаривает: «Другую жизнь. Другую женщину. Что же ты так со мной, за что?»

И каждый раз после этих слов я вышибаю дверь плечом. Даже болит плечо потом. Утром. Правое. Наше дело правое. Это мысли уже за порогом. И я уже на улице. Дождь. Ночь. Очень поздняя осень. Очень больно и всё-таки хорошо. Шаги за спиной. Значит, я не один ухожу. И действительно, слышите? - где-то совсем рядом голосок высокий, беззащитный, почти детский, поёт осеннее моё мизерере:

(умолкает, слушает песенку, обхватив голову руками, ходит по библиотеке, делая руками дирижирующие жесты, под которые на заднике сцены в желтом квадрате сменяются изображения)

Помилуй, Боже, взрослое дитя! Я слышу, громко как шаги Твои хрустят.
И утром чистым о Тебе я мыслю.
Спасенье осенью хрустит на мерзлых листьях.

Не знаю, был ли я в любви зачат, об этом, Господи, пожизненно молчат.
И лишь Тебя спросить могу - любим ли истинно?
Спасенье осенью хрустит на мерзлых листьях.

Дождинки пахнут синим зверобоем, грудным узваром сила тело моет.
И сладок иней на рябине красной кисти.
Спасенье осенью хрустит на мерзлых листьях.

О, дай мне радость Духа Твоего! О, дай мне милость Сердца Твоего!
И - Волею Твоей верну я к Чистоте Твоей –нечистых!
Спасенье осенью хрустит на мерзлых листьях.

Я помню, Ты не любишь жертв сожженья! Но мой костер - иное возношенье.
И догорает рукопись моих телесно сладких мыслей.
Спасенье осенью горит! - на мерзлых листьях -

…Помилуй, Боже, всё, что здесь ничтоже...

(отнимает руки от лба, улыбается)

- А не пойти ли прогулять собаку? Сколько счастья в этих преданных глазах от одного слова «гулять»!

(в желтом квадрате сменяются изображения)проявляется картинка - человек с собакой уткнулись лоб в лоб)

Белый:
- Отчего же не прогуляться? Пожалуйте, на сегодня сеанс окончен. Следующий!
http://stihi.ru/2020/01/08/7362
 


Рецензии
Здорово написал, Миша!

Улекса фон Лу   03.04.2020 11:20     Заявить о нарушении