Трактор или Тягач. Почти расследование

#
Конечно я не ангел, я из плоти,
Но вот встречается такое на пути...
Давайте просто с этим разберёмся,
Движения ж нету, коли лишь ворчим.
И так, я собираю «Моя Страна», то  карта,
Что изготовлена большущим таким пазлом.
И вот с журналом, где про ЧТЗ,
Пришла моделька трактора. Тут мне
Подумалось, то «Сталинец» серийный трактор,
В Челябинске что выпускался и
Во «Трактористах» снялся... «Бди!» -
Говаривал Козьма частенько из Палаты.
«Написано, что волк сидит, ж собака там!» -
То тоже суть Прутковские слова.

#
Смотрю - не очень тракторист, понято,
Я, но мозг покоя не даёт,
Мол, почитай ещё про этот трактор.
(Он у меня такой, лишь слушайся его).
Короче, вижу даже на картинке,
Что с ЧТЗ другие даже внешне вышли
Машины - С-60 и 60и5...
Проснулся тут во мне уже азарт:
А что же это за такой «товарищ»,
Что подменить собой решил
Достойный ТРАКТОР? Поиск был
Довольно долгим - Ярославль...
Ворчать на этом прекращаю я.
Речь далее пойдёт про тракторА.

#
Со «Сталинца» начну, пожалуй.
Тут сразу вот о чём скажу:
«Я буду излагать лишь только факты,
Политику ж оставлю.  Так хочу.»
И так, во США был трактор «Катерпиллер»
Со цифрой «60». Его производили
Со 25-го по 31-й в прошлом веке год.
У нас год 33-й вот уже идёт,
И ЧТЗ наладил «С» так ж «60»-ых выпуск.
То адоптированный «Катерпиллер» был,
Всего четыре года с завода оный выходил.
Собою ряд модельный начал. Тут то
Позволю рассказать про ТТХ
«С-60». Про лигроин вы слышали хоть раз?

#
То топливо такое - меж бензином и солярой.
Движки под лигроин на нашем «60».
Про мощность двигателя, думаю, вы угадали:
Бишь 60 лошадок, иль 45 (44,2) почти что киловатт.
Трансмиссия - сухая муфта у сцепленья,
Три скорости в коробке, был пешехода чуть быстрее (6 км/ч).
Сухие многодисковые фрикционы по бортам,
А также ленточные на полуОсях тормоза.
Не разбиралися на траки гусинИчки у него,
Но сменный на болтах всяк трак имел башмак.
Полметра у звена (у трака) ширина.
Под тысяч 70 «С-60» построили всего.
Затем на дизель стали трактора переводить.
Нам остаётся лишь за этим поспешить.

#
«С-шесть десятков пять» (С-65) пришёл на смену.
Движок, то дизель без компрессора, его
С числом лошадок - из названья сразу видно.
Так ж выше КПД и топливо не дорого, что есть важнО.
Всё остальное в принципе без изменений.
Лишь бак не сбоку бочкой, за движком, при этом
Отсек моторный был красиво так закрыт,
Что главный приз ему вручил на выставке Париж*.
До года 41-го под 35 почти что тысяч
Завод челябинский их выпустил всего.
Он снялся в «Трактористах» - то кино.
А на Войне был тягачом для пушек он отличным.
Так вот... моделька, что с журналом к)) мне пришла -
Была совсем не эти, с ЧТЗ что трактора!

#
Уж город Ярославль упомянул я выше.
Да, пошерстил изрядно по сети,
Чтобы найти оригинал «машинки»,
А то взрывалися от несоответствия мозги.
Что ж я нашёл? Во Ярославле граде
Такой вот тракторный тягач и выпускали.
Его названье «Я-12», не лошадей однако тут
12, а номерок среди каких-то там номенклатур.
Теперь история про этот трактор. Будет
Изрядно географии из СССР при том.
По танкам лёгким мы ещё пройдём.
Быть может для себя что интересное добудем.
И так, нагляднейший пример того,
Как б не печально, но несчастье помогло...

#
С Войны начала в тягачах нехватка
Была значительной, но Сталинград
На тракторном своём как мог старался
Её посократить, покуда супостат
До города на Волге не добрался.
Решили тягачи во Ярославле
С «нуля» создавши выпускать.
Движки из Горького при этом получать.
Так разработали модель на базе танка
Т-60. То лёгкий очень танк.
А двигателя ставили там два.
Он «Я-11» стал в результате называться.
Но перед Курской битвой Горький был не раз
Бомблён фашистами (что шли «над» Тулою), не город сам, а ГАЗ**.

#
Завод наполовину был разрушен.
Касаемо предмета этого стиха,
Среди цехов, что «испустили» душу,
Был тот, что двигатели собирал.
А посему решили в США закупку сделать
Движка, сцепления, коробки. В тело
Т-60 всё это поместить. Как результат
Был «Я-12» собран - тракторотягач.
Движок - 110 он имел «лошадок»,
А посему тягач был очень быстр,
Для класса своего - 15 км/час. Коль путь холмист -
До 30 он градусов брал с маху.
3000 «Я-12» выпустили до конца Войны.
Мытищи к этому ещё как год былИ подключены.

#
И так, чего имеем с вами мы в итоге?
Головотяпство неких привело к тому,
Что я тут совершил, конечно же не подвиг,
Но разобрался с вами, что к чему.
Не знаю я уже, ругать или сказать «спасибо»
За то, что хоть и вышло у них криво,
Но в результате много нового узнал,
Да вам ещё в стихе про это рассказал.
«Головотяпству» посвящу ещё стишок отдельный.
А в завершении сего стиха
Вам предлагаю просто помолчать
Во славу подвига ушедших поколений.
И как коротенькое, скажем, резюме:
Ворчаньем мы мешаем жить спокойно ... да, себе!

#
Конец, вы думаете, уж истории всей этой.
Как бы не так. Я фотки начал подбирать -
И что же вижу во поиска процессе?
А вижу «новый» с некой подписью тягач.
Написано под ним, мол, «СТЗ», что «пятый».***
Но что-то говорит: «Ищи всё ж дальше».
Ведь СТЗ - то Сталинградский тракторный завод,
Опять с Челябинском, уж поняли, не бьёт.
Нашёл статью про «СТЗ» и что же?
Другая там картинка тягача.
Признаюсь рассмеялся тут уж я -
Опять ушла с под ног дорожка!
Ну что ж, раз получилось «как-то так»,
Давайте познакомимся: «Я с СТЗ, мой номер 5».

#
Год 35-й, даже Сталиным я был осмотрен
И прокатил Политбюро в себе.
Они сказали, мол, всё хорошо. А после
Со Сталинграда я зимой в Московский прибыл Кремль (1000 км).
Мотор «бензиновый», но разогрева после
Его питает керосин и лигроин уж вам известный.
Педаль для «газа», как в машине, у меня.
Для поворотов, ясно, имеется два рычага.
Про мощность - «лошадок» 5 десятков было
На мне такж вертикальный имелся «кабестан» -
На кораблях им тянут с песней якоря.
А скорость  под 15 километров в час, коли шоссе под килем)))
Меня тыс. 10 выпустил, на Волге что, завод,
Пока он в линию защиты города не был включён.

#
Пошёл я по картинкам дальше.
Я - это автор уж сего стиха.
И наконец, конечно же не трактор,
Нашёл, хоть значится в журнале так.
Всё хорошо))) оригинал моей модельки -
«С-2» - артиллерийский то тягач с пробега,
И то, скажу я слово здесь: «почти».
С чего? Чуть позже постараюсь объяснить.
И так, «С-2», уж нет сомнений в этом.
Я про него теперь вам расскажу.
Он делался на ЧТЗ, хоть были уж в строю
Ряд тягачей, что в Харькове сбирали то давненько.
То «Коминтерн», вслед «Ворошиловец». О них
Ко сожалению не этот длинный стих.

#
Год 37-мь. «С-2». Почти с нуля он начал создаваться.
Причина - «богатырестость»  С-60.
Армейский ведь тягач должОн не тихо красться,
А с пушкою своей, почти, летать.
Мы помним, скорость пешехода только
С-60 мог развивать. Вот почему со чертежей постройкой
На ЧТЗ был занят инженерный и рабочий персонал.
И вот уже пробег, да, ЧТЗ - Москва. (2000 км/12 дней)
Был двигатель на нём под маркой «М-17».
То чудо мысли инженерной, ибо он
Служил в модификациях до перестроечных времён.
Он заслужил, чтоб им повосхищаться.
«С-2», хоть и назвали «горе» авторы его,
13 сотен за три года (1939-42) и служил до 50-х он годов.

#
Сейчас вам про «почти» я дам все объясненья.
Внимательно вы посмотрите: три «С-2».
Две фотки старые и две с  моей моделькой.
Увидели - они похожи... в кабинках лишь нюанс.
На первой - опытный то образец с пробега,
Когда он со товарищи в Москву доехал.
Кабина - самодельная из дерева на нём.
Внизу всё вертикально (голубая линия), а где стекло - наклон (жёлтая).
Второе фото, то тягач уже серийный.
Автомобильная  кабина теперече на нём.
Заметили, секло где, вертикально, а ниже - есть для ног наклон.
Цвета частей на фоточке такие ж.
А на модельке вертикальная кабина вся,
Как на, заметили? на «С», да, «шестьдесят» что «пять».

#
И так. Неважно стало что уже причиной.
Давайте повторим модельный ряд.
Сначала ЧТЗ - «С-60», «С-65», «С-2» служили
Достойно всё они, где был и мир, и где был ад.
С Урала мы на Волгу - там СТЗ, с его сходили
И сразу в строй «СТЗ-5-НАТИ», которые «Катюши» тако же носили.
Теперь на север - там ЯГАЗ,
С него «Я-12». Закончим мы на этом ряд.
Про ЧТЗ ещё скажу два слова.
Год 29-ть - решение о дизелях Политбюро.
Год 31–й - начали в Челябинске строительство. Завод
Уж в 33-тьем выпустил «С-60», а танк КВ - к 40-вому.
За миллион три сотни тысяч разных тракторов
Построил он. С поклоном всем работникам. На этом всё.

——
*-В мае 1937 года в Париже открылась международная выставка «Искусство и техника современной жизни». Среди экспонатов советского раздела был и собранный на опытном заводе С-65. Он удостоился высшей награды выставки — «Гран-при».
**-В годы войны завод стал одной из главных целей немецких бомбардировок в Горьком. В 1943 году налёты были наиболее массовыми, только за месяц, с 4 по 22 июня, германская авиация бомбила ГАЗ семь раз. Серьёзные разрушения получили 50 корпусов и зданий. Прервалось поточное производство. 35 тыс. ремонтников, монтажников и строителей, работая по 18—19 часов в сутки, восстановили завод за 100 дней. Однако пришлось отказаться от выпуска технологически сложного трёхосного грузовика ГАЗ-ААА, на некоторое время было остановлено производство и прочей автомобильной техники и броневиков БА-64. Однако изготовление и сдача войскам лёгкого танка Т-70 не прекращались ни на день, хотя майские показатели заводчанам удалось перекрыть только в октябре 1943 года. Выдающимися конструкторами — новаторами в создании боевой техники показали себя А. А. Липгарт, Н. А. Астров, В. А. Дедков, В. А. Грачёв, А. М. Кригер, Л. В. Косткин, Ю. Н. Сорочкин, В. К. Рубцов.
Правительством СССР был высоко оценён труд автозаводцев в годы войны. Завод был награждён орденами Ленина, Красного Знамени и Отечественной войны I степени.

Причины выбора автомобильного завода в качестве главной цели бомбардировок.
Горьковский автомобильный завод к июню 1943 года выпускал автомобили ГАЗ-ММ, бронеавтомобили БА-64, лёгкие танки Т-70 и САУ на их базе. Кроме того, производились миномёты и снаряды. Велась сборка иностранных автомобилей и бронетехники, поставленных по ленд-лизу. Его и выбрали немцы по ряду причин:
* Хорошая изученность объекта бомбардировок. В строительстве Горьковского автозавода принимали участие немецкие фирмы и специалисты. Было хорошо известно не только его размещение и оборонный потенциал, но и планировка всех цехов и коммуникаций. Уничтожение предприятия в этих условиях облегчалось: выводились из строя системы энерго- и водоснабжения, главный удар наносился по наиболее важным цехам, было хорошо известно, по каким объектам нужно применять те или иные типы боеприпасов.
* Пропагандистский эффект. Горьковский автозавод был крупным и достаточно хорошо известным в мире предприятием, сообщение о его уничтожении производило больший пропагандистский эффект, чем о каком-либо малоизвестном номерном заводе. Особое значение это имело после неудач вермахта под Сталинградом и перед началом крупной наступательной операции под Курском.
* Действия контрразведки. К июню 1943 года органами «Смерш», НКВД и НКГБ было обезврежено и перевербовано большое количество заброшенных в тыл немецких разведчиков-парашютистов, через захваченные радиостанции велись радиоигры с противником, в ходе которых внедрялась дезинформация о состоянии промышленности, в частности, в г. Горьком велись 2 радиоигры: «Друзья» (с 5 мая 1943 г.) и «Заряд» (с 17 сентября 1942 г., впоследствии названа «Семёнов»). Немецкое командование считало ГАЗ головным танковым заводом СССР, выпускавшим 800 танков Т-34 в неделю.
* Действия ПВО. Авиационный, танковый и артиллерийский заводы располагались в другом районе города и имели свою систему ПВО, прорыв которой потребовал бы дополнительных сил, потери авиации были бы больше, а эффективность бомбардировок ниже. Не исключено также, что этот район имел более плотное зенитное прикрытие. Однако это было не единственное предприятие города, имеющее большое оборонное значение. В Сормовском и Московском районах Горького также работали:
    * Авиационный завод им. С. Орджоникидзе № 21. Во время войны выпустил около 1/3 всех истребителей и в июне 1943 года налаживал производство новейших Ла-5ФН, мощность предприятия составляла около 400 самолётов в месяц. Главный конструктор Семён Лавочкин
    * Артиллерийский завод № 92. Крупнейшее предприятие страны по разработке и выпуску артиллерийских систем. Главный конструктор Василий Грабин.
    * Завод № 112 — помимо подводных лодок и паровозов, из его цехов, начиная c октября 1941 года, вышло около 30 % всех танков Т-34.
Бомбардировка этих заводов в 1943 году по ряду причин практически не производилась. Они подвергались массированным атакам авиации в 1941 и 1942 годах.

Действия немецкой авиации

В налётах участвовали двухмоторные бомбардировщики эскадрилий KG-27 и KG-55, которые поднимались с аэродромов под Орлом и Брянском. Огибая с юга мощную зону ПВО Москвы, они подходили к Горькому с направлений Вязников, Богородска и Арзамаса. Чтобы максимально использовать тёмное время суток, бомбардировки велись с 0:00 до 2:00. Предварительно цель обозначалась осветительными ракетами и подавлялись средства ПВО, затем проводилась бомбардировка с разных высот и направлений. От налёта к налёту тактика менялась. На город сбрасывались фугасные, осколочные и зажигательные бомбы различных калибров (до 2000 кг), а также зажигательные жидкости. Результаты каждого налёта фиксировал самолёт-разведчик, проходя над городом на высоте 7 км, примерно в 17:00 следующего дня.

В налёте, в ночь с 4 на 5 июня 1943 года в целях прикрытия, была запущена дезинформация о подготовке атаки Люфтваффе на Москву. Участвовало до 45 самолётов «Хейнкель-111», «Юнкерс-88», Фокке-Вульф 200 «Кондор». Они подходили с направлений Владимир — Ковров — Горький и Кулебаки, Арзамас — Горький.

4 июня около 22:30 штаб Горьковского ПВО получил тревожное сообщение из Москвы о том, что большая группа бомбардировщиков прошла от линии фронта над Тулой и движется на северо-восток....

Всего, по результатам только этой операции (4 -23 июня 1943 года), фашистской авиацией было совершено 645 самолёто-вылетов. На город было сброшено 1631 (1095) фугасных и 3390 (2493) зажигательных бомб. Погибли 254 мирных жителя и 28 бойцов ПВО, ранены, соответственно, более 500 и 27 человек. На заводе было разрушено 52 здания, выведено из строя 5900 единиц оборудования, 8000 моторов, 8 цеховых подстанций, 28 мостовых кранов, свыше 9000 метров конвейера.

***-смотрите коллаж.
—-
Сведения из сети. Коллаж мой


Рецензии
Владимир, Ваши стихи всегда очень информативные и познавательные...
Знания лишними не бывают).
С благодарностью)

Наталья Тульская   29.03.2020 22:27     Заявить о нарушении