Альманах Дебют 2020 составление рукописи
www.stihi.ru/avtor/liralei5
Десять лет со дня смерти митрополита
Десять лет со дня смерти митрополита Серапиона
(Фадеева)
ИСПОЛНИЛОСЬ ДЕСЯТЬ ЛЕТ СО ДНЯ КОНЧИНЫ
МИТРОПОЛИТА СЕРАПИОНА (ФАДЕЕВА), ЦЕЛОЕ
ДЕСЯТИЛЕТИЕ ВОЗГЛАВЛЯВШЕГО ТУЛЬСКУЮ ЕПАРХИЮ.
Митрополит Серапион отошел ко Господу 19 ноября
1999 года.
Менее полутора месяцев оставалось тогда до
прихода нового века, нового тысячелетия.
Митрополит Серапион не дожил до этого рубежа. Он
остался с уходящим веком как представитель
последней блестящей плеяды духовных деятелей,
которые пережили жестокие гонения на Церковь в
нашей стране и встали у истоков ее возрождения.
Митрополит Серапион (Фадеев)
(27.05.1933 – 19-11.1999)
Родился будущий митрополит (в миру – Николай
Сергеевич Фадеев) 27 мая 1933 года в Москве, в
1
семье служащих. С юных лет он избрал путь
служения Богу. Двенадцатилетним мальчиком
Николай впервые попал в Троице-Сергиеву лавру и
с тех пор стремился туда всей душой. В 1949
году, сразу по окончании школы, он поступил в
братию Лавры и был ее насельником, с перерывом
на службу в армии, в течение двадцати лет.
На протяжении восьми лет Николай был старшим
иподиаконом у Святейшего Патриарха Алексия I, у
которого он научился благоговейному отношению к
церковной службе. В 1957 году епископом
Дмитровским Пименом (Извековым), будущим
Святейшим Патриархом, 24-летний Николай был
пострижен в монашество с наречением имени
Серапион, в честь святителя Серапиона,
архиепископа Новгородского.
Со Святейшим Патриархом Алексием I
В 1966 году отец Серапион окончил Московскую
духовную академию по кафедре догматического
богословия со степенью кандидата богословия,
блестяще защитив работу «Православное учение о
Воплощении Сына Божия» (этот богословский
трактат к 10-летию со дня смерти митрополита
отдельной книгой выпустила Тульская духовная
семинария). Он стал первым слушателем,
окончившим аспирантуру при Московской духовной
академии в 1969 году.
Троице-Сергиева Лавра, 1949 г.
Троице-Сергиева Лавра, 1957 г.
2
Троице-Сергиева Лавра
Через два года отец Серапион был возведен в сан
архимандрита.
Он служил клириком Патриаршего подворья в Токио,
был епископом Подольским, викарием Московской
епархии; представителем Патриарха Московского и
всея Руси при Патриархе Антиохийском. В конце
1970-х годов владыка Серапион возглавлял
Иркутскую епархию, где благодаря его неутомимой
деятельности один за другим открывались приходы
в таких городах как Братск,
Комсомольск-на-Амуре...
Епископ Подольский Серапион. 1972 г.
В 1980-е годы владыка Серапион был возведен в
сан архиепископа и возглавил Владимирскую
кафедру. Это время отмечено событием огромной
важности для Русской Православной Церкви и всей
страны: владыка Серапион добился возвращения
Церкви святых мощей благоверного великого князя
Андрея Боголюбского.
В 1987 году, находясь на Кишиневской кафедре, он
фактически возродил монашескую жизнь в Молдавии.
1989 г.
Каждая епархия, в которой служил владыка
Серапион, переживала настоящее духовное
обновление. Возглавив в 1989 году Тульскую
кафедру, владыка стал делать все, чтобы
возродить в Туле духовную школу. С его приходом
начинают действовать пастырские курсы, затем –
3
духовное училище, получившее в 2001 году статус
семинарии. В Туле за время его служения было
открыто 14 храмов, а по всей епархии – около 80.
Произошло не только обновление духовной жизни
людей, но и обретение новых святынь.
На Тульской земле был всегда силен дух молитвы и
исповедничества. Даже ее святые избирали самый
великий и тяжкий подвиг – юродство Христа ради.
При владыке Серапионе по Промыслу Божию
совершилась канонизация двух блаженных:
Евфросинии Колюпановской и Иоанна Тульского. Это
стало настоящим духовным уроком для людей,
познающих церковные азы.
Свято-Никольский храм, г. Тула.
В нем прошло отпевание митрополита Серапиона
«Владыка Серапион – могучая фигура. Церковь была
всей его жизнью, – вспоминает архиепископ
Ярославский и Ростовский Кирилл. – Все, что он
делал, он делал для блага Церкви. В этом
заключался весь смысл его жизни. Он полностью
отдал себя Церкви. Он был настоящим русским, в
нем все сочеталось: широта и доброта, неуемная
жизнь, ее вкус, ее радость. Он очень любил
монашествующих. В его представлении эти люди
олицетворяли высшее служение, поэтому он им, как
мог, помогал. Митрополит Серапион был истинным
монахом...»
Владыка благословлял многие духовные начинания.
Очень важным он считал восстановление монашеской
жизни. Об одной из обителей, украсивших Тульскую
епархию при владыке Серапионе, следует сказать
особо: Свято-Успенский мужской монастырь со
скитом и подворьями создан в промышленном городе
4
Новомосковске, бывшем Сталиногорске, там, где
прежде не было ни одного храма.
В те годы, когда в делах Церкви властно
распоряжалось мирское начальство и многие
владыки, боясь прещений, не постригали в
монашество, митрополит Серапион постригал даже
людей, приезжавших из других епархий. Он постриг
сотни монахов – «целую лавру», потому что знал:
монашество – фундамент Церкви, монашеская
молитва удерживает мир. И в трудах, и в болезнях
не забывал он о старых монахинях Зачатьевского,
Серафимо-Дивеевского и Новодевичьего монастырей,
знакомых ему еще по прежней службе, и опекал их.
Владыка Серапион был прекрасно образованным
человеком, знал пять языков, английским владел в
совершенстве. К родному русскому языку проявлял
чрезвычайное уважение и не терпел компромиссов
во всем, что касалось чистоты и грамотности
речи. Он обладал замечательным слогом, знал
множество пословиц и поговорок.
Владыка был прекрасным богословом: сохранились
тексты его проповедей, его кандидатская
диссертация – удивительно глубокий труд.
Но главнейшей частью его жизни всегда была
служба. Он любил в будний день встать на левый
клирос и, как простой певчий, попеть стихиры,
почитать Псалтирь. Обладая удивительной памятью,
он знал Новый Завет и многие ветхозаветные книги
наизусть. Служа Божественную литургию,
митрополит Серапион предстоял пред Господом в
трепете и благоговении, никогда не совершая
Евхаристический канон и не причащаясь без
благодатных слез.
Всехсвятский кафедральный собор, г. Тула. 1989 г.
5
Многие из духовных чад владыки стали епископами
и архиепископами. Среди них – митрополит
Тульский и Белевский Алексий, архиепископ
Ярославский и Ростовский Кирилл, архиепископ
Курский и Рыльский Герман, архиепископ
Сергиево-Посадский Феогност, епископ
Серпуховской Роман...
Последние полтора года владыка Серапион стойко и
мужественно переживал дарованное ему Господом
мученичество. Невзирая на боль, которая стала
постоянным фоном последних лет его жизни, он
продолжал твердой и властной рукой управлять
епархией.
Сердце владыки перестало биться 19 ноября 1999
года в 5 утра. Третий день по его кончине
пришелся на праздник – Собор Архистратига
Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных. В
комнате, где пребывал в последнее время
архипастырь, находился образ Архистратига
Михаила – вот кто невидимо осенял последний путь
митрополита Серапиона и подводил
новопреставленную душу к Престолу Господню.
Отпевали владыку, согласно завещанию, в самом
его любимом из тульских храмов –
Свято-Никольском. В годы болезни служить в
кафедральном Всехсвятском соборе он уже не мог:
на второй этаж по лестнице забираться трудно, а
на первом этаже – сырость. Владыка выбрал
Николу-на-Ржавце и стал вести службу там, не
реже двух-трех дней в неделю. А если не мог
приехать, то обязательно звонил, интересовался,
как прошла Литургия, много ли было причастников.
Он постоянно заботился о храме, находил средства
на его реставрацию.
6
Панихида состоялась 20 ноября. В тот день храм
не смог вместить всех пришедших, люди стояли на
морозе, плакали и молились.
Похоронили владыку по его же завету в отдаленном
селе Пятница Владимирской области, в маленьком
храме в честь вмч. Параскевы-Пятницы. Позже
выяснилось, что особую духовную связь с этим
скромным сельским приходом владыка Серапион
чувствовал еще с того времени, когда возглавлял
Владимирскую епархию.
На 10-летие со дня преставления митрополита
Серапиона в Пятнице собралось множество народа,
съехались представители от пяти епархий, служба
была необычайно духовной, возвышенной.
Жизнь владыки оказалась исполненной
законченности. Он успел все. В годы новых
гонений на Церковь принял монашество. Когда
вождь страны пообещал показать по телевизору
последнего священника, он принял сан.
Он укрепил епархию, дождался ее 200-летия,
встретил на Тульской земле Святейшего Патриарха
Алексия II, который позже отозвался о нем так:
«Редкостный владыка, таких всего два-три...
Ревностные труды маститого митрополита нашей
Церкви на ниве архипастырского служения и
общественной деятельности снискали ему
заслуженное уважение и любовь многих людей».
За усердное служение Церкви Христовой митрополит
Серапион был награжден орденами преподобного
Сергия Радонежского (II степени), святого
равноапостольного князя Владимира (II степени),
правом ношения двух панагий, орденом святого
князя Даниила (II степени).
Вся подвижническая жизнь владыки – пример
самоотверженной любви к Богу и ближним. Не о
7
таких ли, как он, говорит апостол Павел: «Придет
Господь... и осветит скрытое во мраке и
обнаружит сердечные намерения, и тогда каждому
будет похвала от Бога» (1 Kop. 4, 5).
Протоиерей Сергий Крючков,
первый проректор Тульской духовной семинарии,
настоятель Свято-Никольского храма на Ржавце г.
Тулы
Слово высокопреосвященного Серапиона
Слово высокопреосвященного Серапиона, митрополита
СЛОВО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННОГО СЕРАПИОНА,
МИТРОПОЛИТА ТУЛЬСКОГО И БЕЛЕВСКОГО
произнесённое в праздник Успения Божией Матери
15/28 августа 1998 в Свято- Никольском храме г.
Тулы,
что на Ржавце
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа
Сколько отёрто слёз с человеческого лица рукою
Божией Матери,
сколько даровано подлинно "нечаянной
радости", сколько великих
8
и богатых милостей Божиих по ходатайствам и
"молитвах Неусыпающей"
излиял Господь на род человеческих и продолжает
изливать.
И вот сегодня мы собрались в этом святом храме,
чтобы не только вспомнить но и преклонить колена
из всего сердца пред Пречистой Богоматерью,
Заступницей рода христианского.
Мы слушаем церковные песнопения праздника и не
всегда правильно понимаем, почему "
Источник жизни во гробе полагается и лествица к
небеси гроб бывает" Размышляя об Успении
Богородицы, мы в определенной степени
недоумеваем, как во гробе положилась Та,
которая своей чистотой смогла Божественную
Молнию " привлечь,
принять, вместить и удержать" не будучи
Сама опалена Огнем Божества и таким образом
через Себя существенно усвоить человечеству то
благословение, которым Бог Отец благословил нас
в небесных о Христе прежде сложения мира
Сколько отёрто слёз с человеческого лица рукою
Божией Матери,
сколько даровано подлинно "нечаянной
радости", сколько великих
и богатых милостей Божиих по ходатайствам и
"молитвах Неусыпающей"
излиял Господь на род человеческих и продолжает
изливать.
И вот сегодня мы собрались в этом святом храме,
чтобы не только вспомнить но и преклонить колена
9
из всего сердца пред Пречистой Богоматерью,
Заступницей рода христианского.
Мы слушаем церковные песнопения праздника и не
всегда правильно понимаем, почему "
Источник жизни во гробе полагается и лествица к
небеси гроб бывает" Размышляя об Успении
Богородицы, мы в определенной степени
недоумеваем, как во гробе положилась Та,
которая своей чистотой смогла Божественную
Молнию " привлечь,
принять, вместить и удержать" не будучи
Сама опалена Огнем Божества и таким образом
через Себя существенно усвоить человечеству то
благословение, которым Бог Отец благословил нас
в небесных о Христе прежде сложения мира.
Из Священного Писания мы с вами знаем, что
смерть-это образ греха.
" Смертию умрете", - сказал Господь
нашим прародителям.
И Апостол Павел говорит : "Так , единем
человеком грех вниде в мир,
и грехом смерть, и тако смерть во вся человека
вниде, в нем же вся согрешиша" Рм 5,2
Но, возвращаясь к Божией Матери , мы видим, что
после прародителей
невидимая рука промысла Божия отделяла сред
лучшие слои человечества
для того, чтобы из его среды явилась вершина
человеческой святости-
благословенная в женах, которая могла бы
послужить воплощению
Того, перед которым Которым само небо нечисто.
10
--- СЛОВО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННОГО СЕРАПИОНА,
МИТРОПОЛИТА ТУЛЬСКОГО И БЕЛЕВСКОГО
---
СЛОВО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННОГО СЕРАПИОНА,
МИТРОПОЛИТА ТУЛЬСКОГО И БЕЛЕВСКОГО
произнесённое в праздник Успения Божией Матери
15/28 августа 1998 в Свято- Никольском храме г.
Тулы,
что на Ржавце
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа
И мы видим, что помимо Своего непрестанного
нравственного подвига,
подвига беспредельной любви к Богу и желания
служить Ему всем
Своим существом Божия матерь удостаивается двух
обильных
Даров Святого Духа.
Первый раз- когда Сын Божий стал сыном Девы, не
переставая быть
Сыном Божиим, и второе обожение совершилось в
Богоматери и
сделало естество Царицы Небесной настолько
облагодатствованным иодухотворённым,
что ту степень обожения, которую воспринимала
11
Божия матерь
ещё здесь, на земле, мы с вами, грешные люди ,
не достигнем даже в жизни будущего века.
"И, тем не менее, "Источник жизни во
гробе полагается" Обращаясь к священному
писанию мы с вами видим, что оно ничего не
говорит об этом, так же как и о Самой
Богоматери, хранит почтительное и глубокое
молчание. И здесь мы обращаемся к сокровищнице
церковной святоотеческому наследию Церкви
Христовой"
Здесь Владыка говорит о том, что обращаясь к
сокровищнице церковной мы обращаемся к
сокровищнице духовной, когда
"Мы обращаемся к сокровищнице церковной
-святоотеческому
наследию Церкви Христовой и узнаём, что
Богоматерь Источник Жизни,
приняла смерть добровольно по примеру своего
Божественного Сына,
который "плотию уснул, яко мертв" И,
таким образом, приняла смерть добровольно, как и
её Божественный сын, исполнив всё то,
что определила Правда Божия в наказание за грех
человека"
Слово Высокопреосвященного Серапина
СЛОВО ВЫСОКОПРЕОСВЯЩЕННОГО СЕРАПИОНА,
12
МИТРОПОЛИТА ТУЛЬСКОГО И БЕЛЕВСКОГО
произнесённое в праздник Успения Божией Матери
15/28 августа 1998 в Свято- Никольском храме г.
Тулы,
что на Ржавце
Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа
Завьялова Микаэлла
" Но мы с вами знаем, что Богоматерь не
осталась во гробе.
Что она вознесена Божественною Силою, что она,
находясь у Престола Живоначальной Троицы ,
предстательствует
"о всякой душе душе христианской, скорбящей
же и озлобленный,
милости Божией и помощи требующей"
И вот сегодня мы прославляем это дивное чудо-
чудо положение
во гроб Источника Жизни, который в свою очередь
свидетельствует,
что в Богоматери" побеждаются естества
уставы.. действует бо Рождество , и живот
предобручает по Рождестве Дева, и по
смерти жива",
Спасает царица Небесная наследие Божие,
притекающее
в ограду церковную и хотящее наследовать
спасение вечное
с помощью благодатной, сверхъестественной
таинственной силы
13
Божией, совершающей спасение человека.
Склоняя колена своего сердца, мы благодарим
Царицу Небесную
за все те благодеяния, которые по её Святым
молитвам Господь
излиял на нас и изливать продолжает.
Мы просим Матерь Божию не оставлять нас и говорим:
" Во время живота моего не остави мене
человеческому предстательству
не ввери меня, но сама заступи и помилуй мя"
Предисловие
"Воплощение Единородного Сына Божия и
пришествие
его в мир, как ходатая " Бога и человеков (
1 Тим 2,5)
является средоточием и основанием всей мировой
истории
домостроительства спасения человечества. Это-
краеугольный камень ( Мф 21 , 42- 44),
составляющий основу,
начало и сущность христианства."
Как понимать Воплощение Единородного Сына Божия?
Как произошло предвечное сошествия Бога в утробу
Богородицы?
Ветхий зовет рече: "Вся премудростью
сотворил еси."
Здесь надобно понимать значение слова
Премудрость Божия.
Премудрость Божия всегда с Господом, по его
произволению
14
Она сотворила род человеческий. И почила на нём.
Многим непонятно, как произошло Боговоплощение,
я же объясняю. Всякий Промысел Божий является
через источник Премудрости, её сады и реки, её
виноградники.
Как Господь через Святой дух оплодотворил Божию
Матерь?
Всё просто. На Непорочной в момент Воплощения
почила
Премудрость Божия.
На догмате Боговоплощения
Завьялова Екатерина-Микаэлла 4
На догмате Боговоплощения, как на незыблемой
скале, зиждется
и "через него раскрывается" всё учение
Церкви Христовой (65: 24)
Это и есть слава сокрытая в тайне и тайна
открытая в славе.
" Поэтому догмат Воплощения есть
центральный догмат христианства
, " Святое Святых" (54:7) нашей
религии и ключ к пониманию всего
христианского воплощения.
Неиссякаемый ключ Благодати Богородичной, родник
к пониманию всего
христианского вероучения.
По учению Святой Православной Церкви, Воплощение
Предвечного
Сына Безначального Отца означает восприятие
Единородным Сыном Божиим в единство своей
Божественной Ипостаси
естества человеческого в целом его составе- души
и тела, -во всем подобном нашему, со всеми
немощами нашей природы, кроме греха.
15
Таким образом видно что православное учение о
Воплощении Единородного Сына Божия состоит из
двух истин:
1 во Христе Спасителе два естества- Божественное
и человеческое
2 эти два естества в Воплотившимся Боге Слове
составляют единое Лицо, или единую
Ипостась.
Но таким образом " Безначальна Родителя
Сын, Бог и Господь ( ирмос 2 гласа, песнь 9,)
" не оставь недра отча ( ирмос 8 гласа,
песнь 4) "Воплощься от Девы нам явися"
( ирмос 2 гласа, песнь 9) и совокупив "
разностоящее естество ( ирмос 4 гласа, песнь 9)
" чрез себя самого ( соеденил) человека с
Богом" ( 12:25) "велия есть
благочестия тайна", что
превосходит разумение не только человеческое, но
и ангельское" ( 1 Петр. 1, 12)
На вере в Боговоплощение основавается всё
мировоззрение христианина, его духовная жизнь,
все его чаяния и упования... Его СПАСЕНИЕ:
" Несть бо иного имени под небесем, данного
в человецех о , о нем же помогает спастися
нам" ( Деян, 4, 12), кроме имени
Богочеловека. " Сына Святаго единородного
посла Бог в мир..
16
" И сие есть свидетельство, яко живот
вечный дал есть нам Бог, и сей живот в Сыне его
Есть! Имеяй Сына Божия имеет живот а не имеяй
сына Божия живот не имать (1 Ин.5. 11-12
" Аз есмь Путь и Истина и Живот: никто же
не придёт ко Отцу Токмо Мною( Ин 14. 16)
"Аз есмь Дверь: Мною аще кто внидет,
спасется ( Ин, 10, 9) - говорит Господь
По учению Святой Православной Церкви ,
Воплощение Предвечного Сына Безначального Отца
означает восприятие Единородным Сыном Божиим в
единство Своей Божественной Ипостаси естества
человеческого в целом его составе- души и тела,-
во всем подобном нашему, со всеми немощами нашей
плоти,- во всём подобном нашему, со всеми
немощами нашей природы, кроме греха. Сущность
этого учения ясно выражена в определении 4 го
Вселенскаго Собора, отцы которого единогласно
призывают нас исповедовать " единого и
Тогожде Сына, Господа Нашего Иисуса Христа,
совершенна в Божестве и совершенна в
человечестве, истинно Бога и истинно Человека,
Тогожде из души и тела единосущна Отца по
Божеству, и единосущна по всему нам подобна
кроме греха рожденна прежде всех век от отца по
Божеству , в последнии дни Тогожде и ради нашего
спасения от Марии Богородицы Девы по человечеству.
Марии Богородицы Девы по человечеству: единаго и
Тогожде Христа, Сына Господа, во двух естествах
неслитно, неизменно , нераздельно неразлучно
17
Познаваемого ( никакоже различию двух естеств
потребляему соединением паче же сохраняемому
свойству коегождо естества во едино Лицо и во
едину Ипостась совокупляемого : не на два лица
рассекаемого и розделяемого но единаго и Тогожде
Сына И Единароднаго Бога Слова Господа Иисуса
Христа якоже древле Пророцы о Нем и якоже Сам
Господь Иисус Христос учи нас и якоже предаде
нам Символ отец наших 77: 33
Таким образом видно что православное учение о
Воплощении Единородного Сына Божия состоит из
двух истин:
1 во Христе Спасителе два естества- Божественное
и человеческое
2 эти два естества в Воплотившимся Боге Слове
составляют единое Лицо, или единую Ипостась.
Безначальна Родителя Сын
Но таким образом " Безначальна Родителя
Сын, Бог и Господь ( ирмос 2 гласа, песнь 9,)
" не оставь недра отча ( ирмос 8 гласа,
песнь 4) "Воплощься от Девы нам явися"
( ирмос 2 гласа, песнь 9) и совокупив "
разностоящее естество ( ирмос 4 гласа, песнь 9)
" чрез себя самого ( соеденил) человека с
Богом" ( 12:25) "велия есть
благочестия тайна", что
превосходит разумение не только человеческое, но
18
и ангельское" ( 1 Петр. 1, 12)
Однако, христианская вера не должна быть слепой,
но должна быть сознательной и разумной. Сам
Спаситель сказал:" Испытайте Писаний, яко
вы мните имети в них живот вечный; и та суть
свидетельствующая о мне ( Ин 5, 49)
Последователь Христов призывается всегда быть
готовым" к ответу всякому вопрошающему
(его) словесе о ( своем уповании ( 1 Петр.1, 12)
Благоговейное внимание к Догмату Боговоплощения
Поэтому догмат Боговоплощения всегда привлекал к
себе благоговейное внимание последователей
Христовых и , не смотря на то что явления Бога
во плоти, вследствие глубокой таиственности и
безграничной всеобъемлемости, даже "не
терпит испытания"( служба на Рождество
Христово, 2-я стихира на хвалитех", что
"мысль безмерной высотою и глубиною
таинства теряет крила, ( что) созерцание
изнемогает перед силою невидимого света, подобно
как телесное око перед видимым солнцем (и) слово
немеет перед необъятностью созерцания( 49: 402),
духоносный й гений богомудрых отцов всегда
стремился к посильному разумению этой великой и
спасительной тайны.
Православное учение о Христе, как Богочеловеке
Кто из них не богословствовал о явлении Бога во
плоти, у кого из них нет слова " О
19
Воплощении" Но о боговоплощении писали не
только святые отцы, но и учителя Церкви.
Обширность богословской литературы по этому
вопросу убедительно свидетельствует о том, что
тайна Боговоплощения влечёт к себе человечество,
ибо без этой тайны для людей остаётся лишь
безотрадное тление в прелестных похотях и
мрачные врата смерти.
Мы воспеваем воплощение христово потому, что как
бы мы не любили своё греховное существо, мы все
жаждем утешится пакибытием.
Православное учение о Христе, как Богочеловеке,
имеет имеет для нашего спасения и его понимания
чрезвычайно важное значение.
Во Христе мы признаём себя усыновлёнными Богу. И
это лишь потому,
что ХРИСТОС СПАСИТЕЛЬ ЕСТЬ БОГОЧЕЛОВЕК,
ПОСРЕДСТВЕННИК МЕЖДУ БОГОМ и человеком, то есть
такое Лицо,
которое находится в личном соединении с нами,
как член нашего рода,
и с БОГОМ, как ИПОСТАСЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ.
Воплотившийся Господь
Если бы Воплотившийся Господь не был истинным
Богом, то не искупил бы нас от "клятвы
законныя", в следствии чего не могло быть и
речи о сообщении нам Благодати Святаго Духа (
20
Ин.1,6) об обитании в нас Бога Отца.
Если бы Христос Спаситель не был истинным
человеком, не воспринял бы в единство СВОЕЙ
БОЖЕСТВЕННОЙ ИПОСТАСИ нашу духовно - телесную
природу во всей её полноте, со всеми её
своствами и проявлениями, кроме греха, то не
было бы исцеления всего человеческого естества,
не было бы нашего оправдания, приведения к БОГУ
ОТЦУ,
предстательства за род наш, не было бы к людям и
БЛАГОВОЛЕНИЯ БОЖИЯ,
которое посредствует через человеческую природу
воплотившегося ГОСПОДА,
не было бы и возможности обожжения и спасения.
НАРУШЕНИЕ ОДНОГО ВЛЕЧЁТ ЗА СОБОЙ НАРУШЕНИЕ И
ДРУГОГО,
А СЛЕДОВАТЕЛЬНО, И НАРУШЕНИЕ СПАСЕНИЯ!
Для нашего спасения
Для нашего спасения также существенно важно и
значение единства
Божественного его лица или Ипостаси во Христе.
Не будь Господь единым Лицом,
вочеловечимшимся Богом, его Божество и
21
человечество являлись бы лишь механическим
соединением, и не проникающими друг друга
природами , в силу чего сама крестная смерть
так же, как и весь Искупительный подвиг Господа,
носили бы лишь человеческий характер
.
Но так, как Христос Спаситель есть Богочеловек,
Его страдания и смерть, как и весь
Искупительный подвиг, носят БОГОЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ
ХАРАКТЕР, и, поэтому , являются
спасительными для людей.
Цель пришествия Сына Божия в мир
Сама цель пришествия Сына Божия в мир, как и
цель всего домостроительства нашего спасения
состоит в том, чтоб " всяк веруяй"
во Христа не погиб, но имел бы жизнь вечную (
ИН, 3,15; 20,31)
Православное учение о Воплощении Единородного
СЫНА БОЖИЯ
НЕОБХОДИМО ДЛЯ НАШЕЙ ВЕРЫ.
Сам Христос Спаситель, уча о Себе не только как
о человеке, но и СЫНЕ БОЖИЕМ,
рожденным из СУЩНОСТИ БОГА ОТЦА, а не о сыне по
Благодати,
предупредил, что только такая, а не иная вера в
22
Него
может Спасать людей от осуждения и вечной смерти.
" Веруяй в Онъ,- говорил ГОСПОДЬ БОГ О
СЕБЕ, - не будет осужден:
а не веруяй уже осужден есть,
яко не верова во имя Единародного Сына Божия (
Ин,4,2- 3)
Относительно человеческой природы во Христе,
святой апостол и евангелист Иоанн Богослов
писал: " Всяк Дух иже не исповедует Иисуса
Христа, во плоти пришедша от Бога несть: и сей
есть антихристов ( 1, Ин, .4, 2- 3)
" Почему понятно, - пишет доцент Московской
Духовной Академии В.Д. Сарычев, - что для нас не
только важно , но и необходимо подробно знать
Откровенное учение о Лице Господа нашего Иисуса
Христа Спасителя.
ЭТО ОСНОВНОЙ ВОПРОС ВЕРЫ, А ВЕРА- ОСНОВАНИЕ И
УСЛОВИЕ СПАСЕНИЯ" ( 80: 63)
Откровенное учение о Воплощении Сына Божия
Таким образом, если каждому христианину надлежит
знать Откровенное учение о Воплощении Сына
Божия, то служитель таинств Божиих -пастырь
Церкви Христовой тем более должен знать о той
великой благочестия тайне, которая на протяжении
веков волнует умы богословов и служит знамением
прорекаемым среди человечества( Лк,24), дабы
23
всегда быть в состоянии надлежащим образом
раскрыть
Православное учение о Боговоплощении, ибо
пастырю от Бога вручено спасние душ
человеческих"
Именно это и послужило причиной избрания нами
настоящей темы. Однако не без робости и смущения
берёмся мы за настоящий труд,
ибо данная тема принадлежит к числу труднейших
разделов Православной догматики, как по самому
существу, так и по обилию богословского материала.
В основу нашего сочинения положено Священное
Писание и творения святых отцов. Причём
преимущественное внимание сосредоточено на
трудах преподобного Иоанна Дамаскина, в
частности на его "Точном изложении
Православной веры" Этот благонадежнейший
классический.. учебник богословия ( 34:65)
вобрал в себя мысли многих христианских
богословов и сохранил благодатный аромат их
непосредственной проповеди (79: 34)
Точное изложение Православной Веры
"Точное изложение Православной Веры"-
"одно из самых замечательнейших
святоотеческих творений, как по своим великим,
истинно редким внутренним достоинствам, так и по
тому огромному значению, каким оно , в силу
своих достоинств всегда пользовалось и
24
пользуется... особенно в Православной Церкви(
34:3)
В этом труде святой Иоанн Дамаскин представил,
на основании вероопределений Вселенской Церкви,
свод святоотеческих разъяснений догмата
ВОПЛОЩЕНИЯ ЕДИНОРОДНАГО СЫНА БОЖИЯ.
Поэтому , " справедливо святой Иоанн
Дамаскин употребляется пчеле, заботливо и
тщательно собирающего " приятнейший
мёд" с " цветов мыслей",
принадлежащих многочисленным христианским
писателям.
Он, поистине- " уста и толкователь... всех
богослов (34:59)
Раскрывая перед нами тайну Божественного
домостроительства, учение святого Иоанна
Дамаскина о Воплощении Бога Слова отражает дух
древней Апостольской Церкви и отличается
чрезвычайно глубоким проникновением
облагодатствованной мысли богоносного Отца в
содержание этого таинственнейшего догмата и
стремлением обосновать его на слове Божием и
осветить обильным светом Священного Предания.
Это учение обличившее " яве Несториево,
разделение Северого слияние единовольное
пребезумие донесшее от " восток солнца и до
запад"
"веру... единодейственну, сияние
Православия"
( служба святому Иоанну Дамаскину. Канон. Песнь
8, тропарь 1-й)
25
ПОРАЖАЕТ СВОЕЙ ГЛУБИНОЙ И ЯСНОСТЬЮ
Мысли Древней Вселенской Церкви
" Каковы бы и когда бы не появились
догматические труды, - говорит профессор А.
Бронзов,- они не только не затмят значение
творения святого Иоанна Дамаскина, но и не
сравнятся с ним хотя бы по следующим причинам:
святой Иоанн Дамаскин жил в эпоху до разделения
Церквей, и следовательно его творение должно и
меть и всю силу и для западных богословов, его
Мысли - Мысли Древней Вселенской Церкви, его
слово- заключительное слово того, что прежде
было высказано о вере древними отучителями
Церкви; его творение -" последнее заветное
и напутственное слово от лица древней Вселенской
Цервкви всем дальнейшим догматистам, которые
могли здесь находить для себя живой пример и
урок тому, как и в каком духе нужно и им самим
продолжать вести дело своего научного
исследования и уяснения догматов так, чтобы
соблюсти и благо веры и в тоже время
удовлетворить современным требованиям
науки" (34:66)
Вот почему имя Святого Иоанна Дамаскина является
для человечества синонимом закона и правды,
богословской мудрости и церковной
непререкаемости. В православном мире и теперь
нет и в будущем , надеемся не будет главы,
которая бы не склонилась в безмолвии перед
именем Великого Отца Церкви Христовой. Богослову
26
же всегда надлежит обращаться к учению о
Боговоплощении, запечатленному в "Точном
исложении Православной Веры" святого Иоанна
Дамаскина.
Его труд, как драгоценная жемчужина, положенная
в сокровищницу церковную, рождает всеобщее
благоговение и дает преподобному Отцу право на
историческое бессмертие. Святой Иоанн Дамаскин
поистине один их тех, чья память " в род и
род"
Цитаты даются по четырём изданиям этой книги
Святого Отца: 1884,
1855, 1894 и 1913 гг., в зависимости от того ,
где, по нашему мнению,
перевод святоотеческого предания даётся более
удачно.
Кроме Священного писания и святоотеческих
творений в нашем сочинении приводятся отдельные
места из служб Благовещения Пресвятой Богородицы
и Рождества Христова, также отдельные мысли по
исследуемому вопросу наших богословов-
подвижников митрополита Московского Филарета и
затворника Вышенской пустыни епископа Феофана,
авторитет которых близок к авторитету
святоотеческому и других богословов.
План раскрытия Темы Догмата
План раскрытия темы догмата
27
Тема раскрывалась по следующему плану: введение,
основная часть ( в 2 х разделах и заключение.
Во введение рассматривается учение
опредопределенности Боговоплощения, освещаются и
причины явления Бога во плоти,
раскрывается Православное учение о первородном
грехе, о необходимости Боговоплощения для
спасения человека от греха и его последсьвий;
показываются причины нескорого пришествия в мир
Христа Спасителя и ожидание пришествие в мир
Богочеловека.
Заканчивается введение описанием Рождества
Христова.
В первом разделе основной части излагается
Православное учение о Божестве и человечестве
воплотившегося Сына Божия, а во втором- о
единстве Божественного Лица во Христе Спасителе,
об образе соединения естеств в едином Лице
Богочеловека, о следствиях единоипостасного
соединения веществ в вооплотившемся Сыне Божием
по отношению к Нему Самому и Божией Матери.
Здесь же дано и православное понимание "
истощания" Божества в Воплощении
Единородного Сына Божия.
Ссылки на используемые труды помещены в виде
двух заключённых в скобки цифр, отделённых
двоеточием: первая цифра обозначает номер
святоотеческого творения или другого пособия по
прилагаемому списку использованной литературы,
вторая- номер страницы, на котором находится
28
цитируемый текст.
В заключении считаем своим долгом выразить
глубокую благодарность
Московской Духовной Академии Дмитрию Сарычеву,
определившему направление работы и не
оставлявшему нас своим мудрым авторитетным
руководством.
" Вем бо.. аз свою ходость и зазираем
бываем худоумием своим; паче же и греха ради
моего многа тягостно ми сие великое дело есть (
70:2).
Поэтому,лишь уповая на силу Божию в немощи
человеческой совершающуюся( 2 Кор. 12, 9) и
прибегая к помощи святых отцов, которые, по
выражению великого иерарха, чрезвычайно
глубокого богослова и учителя нашей Русской
Православной Церкви митрополита Московского
Филарета, " более за нас молились,
подвизались, очищали свою внешнюю жизнь, в
которых поэтому полее прояснился образ Божий и
открылось чистое созерцание (52:73), мы
испрашиваем на этот труд благословение Божие и
"Богу содействующу" переходим к
изложению Православного учения о Воплощени Сына
Божия"
"Божиим светом Твоим, Блаже (утренеюща) Ти
( душу) любовию озари , молюся: Тя ведети, Сыне
Божий, истиннаго Бога от мрака греховнаго
взывающа" ( ирмос 6-го гласа, песнь 5-я)
Преимущество Святоотеческого Богословия
29
Суть святоотеческого богословия
– Преподобный Иоанн Дамаскин написал «Точное
изложение православной веры». Что мы должны
знать об этом труде святого?
– Иногда его называют первым учебником
догматического богословия. Мы должны ясно
осознавать, что в «Точном изложении православной
веры» не было такой системы, структуры, как,
например, в современной системе догматического
богословия, которая подразделяется на учение о
Боге в Самом Себе, учение о Боге в отношении Его
к миру и человеку и т.д. Не все темы
затрагиваются в учении Иоанна Дамаскина, но, тем
не менее, основные проблемы рассматриваются.
Он тот, кто уловил и передал суть
святоотеческого богословия
Его иногда называют систематизатором
святоотеческого предания, но, на мой взгляд, он
не просто систематизатор, он тот, кто уловил и
передал суть святоотеческого богословия. Причем,
«Точное изложение православной веры» – это
только часть трудов Иоанна Дамаскина. Он ведь –
причем одним из первых – писал труды против
иконоборцев, он написал полемические трактаты,
он был проповедник, и не стоит еще забывать о
том, что он был ученый муж. Преподобный
погружался умом в глубины вероучения, как,
например, Максим Исповедник, который тоже
охватывал большие спектры христианского
вероучения.
30
Но в чем особое отличие учения преподобного
Иоанна? Дело в том, что он не делает таких
глубинных экскурсов по излагаемым истинам, как
Максим Исповедник. Он старается их
структурировать, отлично чувствуя логику
построения всего христианского вероучения, в
некую единую систему. И ведь, несмотря на то,
что его система отличается от современной нам
системы изложения догматов, она, тем не менее,
очень логична. Максим Исповедник не вкладывает,
например, в свою сетку мыслей учение о Святой
Троице, учение о Христе и т.д. А у Иоанна
Дамаскина эта система уже где-то внутри
присутствует, и он ее видит и логически строит.
То есть у него нет неровности изложения, и при
чтении «Точного изложения православной веры»
создается впечатление некоего спокойствия, даже
в тех местах его учения, где он полемизирует.
При чтении его трудов создается впечатление
покоя, даже там, где он полемизирует
– Преподобный Иоанн написал также «Три слова в
защиту иконопочитания». Видимо, он особой
духовной чуткостью понял важность
иконопочитания, будучи одним из главных
противников иконоборчества?
– Да, но у Иоанна Дамаскина было одно
преимущество: он жил вне пределов Византийской
империи. Я думаю, что не один Иоанн чувствовал
антиправославность иконоборчества, но суметь
четко отреагировать и точно изложить, в чем
именно заключается ошибочность иконоборчества,
31
он смог одним их первых. Это можно назвать
особым чутьем, православной интуицией, которая
позволяет сразу увидеть чужеродный элемент.
Иоанн Дамаскин увидел, что иконоборчество
вступает в коренное противоречие со всем
православным мироощущением и мировидением. Его
духовная интуиция сразу отвергла иконоборчество,
как чуждое учение. Подобный пример мы видим у
Александра Александрийского и Афанасия Великого,
которые чувствовали заблуждение арианства. Как
бы Арий не изощрялся, все равно они чувствовали
ложность его учения. Я считаю, что Иоанн
Дамаскин и Герман Константинопольский, о
котором, кстати, известно намного меньше,
почувствовали глубинную опасность иконоборчества
для Православия. Ведь они сумели не только
уловить, что такое образ и первообраз, какова
суть поклонения иконам в противоположность
языческому поклонению идолам, но еще и
сформулировать. Нужно было четко облечь эти идеи
в словесную форму, и это, я считаю, великий дар.
Его иногда называют систематизатором
святоотеческого предания, но, на мой взгляд, он
не просто систематизатор, он тот, кто уловил и
передал суть святоотеческого богословия. Причем,
«Точное изложение православной веры» – это
только часть трудов Иоанна Дамаскина. Он ведь –
причем одним из первых – писал труды против
иконоборцев, он написал полемические трактаты,
он был проповедник, и не стоит еще забывать о
том, что он был ученый муж. Преподобный
погружался умом в глубины вероучения, как,
например, Максим Исповедник, который тоже
32
охватывал большие спектры христианского
вероучения.
Но в чем особое отличие учения преподобного
Иоанна? Дело в том, что он не делает таких
глубинных экскурсов по излагаемым истинам, как
Максим Исповедник. Он старается их
структурировать, отлично чувствуя логику
построения всего христианского вероучения, в
некую единую систему. И ведь, несмотря на то,
что его система отличается от современной нам
системы изложения догматов, она, тем не менее,
очень логична. Максим Исповедник не вкладывает,
например, в свою сетку мыслей учение о Святой
Троице, учение о Христе и т.д. А у Иоанна
Дамаскина эта система уже где-то внутри
присутствует, и он ее видит и логически строит.
То есть у него нет неровности изложения, и при
чтении «Точного изложения православной веры»
создается впечатление некоего спокойствия, даже
в тех местах его учения, где он полемизирует.
При чтении его трудов создается впечатление
покоя, даже там, где он полемизирует
– Преподобный Иоанн написал также «Три слова в
защиту иконопочитания». Видимо, он особой
духовной чуткостью понял важность
иконопочитания, будучи одним из главных
противников иконоборчества?
– Да, но у Иоанна Дамаскина было одно
преимущество: он жил вне пределов Византийской
империи. Я думаю, что не один Иоанн чувствовал
антиправославность иконоборчества, но суметь
33
четко отреагировать и точно изложить, в чем
именно заключается ошибочность иконоборчества,
он смог одним их первых. Это можно назвать
особым чутьем, православной интуицией, которая
позволяет сразу увидеть чужеродный элемент.
Иоанн Дамаскин увидел, что иконоборчество
вступает в коренное противоречие со всем
православным мироощущением и мировидением. Его
духовная интуиция сразу отвергла иконоборчество,
как чуждое учение. Подобный пример мы видим у
Александра Александрийского и Афанасия Великого,
которые чувствовали заблуждение арианства. Как
бы Арий не изощрялся, все равно они чувствовали
ложность его учения. Я считаю, что Иоанн
Дамаскин и Герман Константинопольский, о
котором, кстати, известно намного меньше,
почувствовали глубинную опасность иконоборчества
для Православия. Ведь они сумели не только
уловить, что такое образ и первообраз, какова
суть поклонения иконам в противоположность
языческому поклонению идолам, но еще и
сформулировать. Нужно было четко облечь эти идеи
в словесную форму, и это, я считаю, великий дар.
Введение
Воплщение Единородного Сына божия нас ради
человек и нашего" рвди человек и ради
нашего спасения" было определено Богом
предвечно.
Триипостасный Творец мира, от века предвидя, что
человек, хотя и будет совершенным всё же нарушит
заповедь Божию и лишится "рая
34
сладости" ( Божественная литургая по
чинопоследованию Василия Великого, 2-я молитва
Евхаристического канона, но , ведая также, что
после падения обратится к Нему, от вечности же
предопределил спасти человека- послать в мир
Сына Своего ( Единароднаго), рождаемого от Жены,
бываема под законом, да беззаконныя искупит , да
всыновление восприемлем( Гал, 4, 4-5)
Но какой ум проникнет в " Совет
Превечный" в недоступном для твари
СВЯТИЛИЩЕ ТРИИПОСТАСНОГО БОЖЕСТВА?
Какой ум вместит на изволения БОГА ОТЦА,
соизволительное слово БОГА СЛОВА,
впрочем, коснувшегося некогда слуха одного из
пророков"
Се, иду творити волю ТВОЮ, БОЖЕ ( Евр.10,9, Пс.
39, 8-9)"
( 49: ; 402 - 403)
Безусловно, явное созерцание полноты
непостижимых таин Божественного
домостроительства невозможно не только слабому,
помраченному грехом уму человеческому, но и
светлым серафимским умам. Однако, в той мере, в
которой для нас это необходимо и спасительно,
Священное Писание, приоткрывая таинственную
завесу вечности дает нам возможность проникнуть
в глубину Богатства и разума Божия ( Рим, 11, 3)
уразумети от части тайну", леты
35
вечнными"
умолчанную( Рим, 14,24)
Так, утверждая вечность определения о спасении
человечества через Воплощение Бога Слова,святой
апостол Павел свидетельствует, что во Христе Бог
Отец " избра нас.... прежде сложения мира,
прежде нарек нас во усыновление Иисусом Христом
в Него, по благоволению хотения Своего, в
похвалу славы Благодати своея,Еюже облвгодти нас
о Возлюблением" ( 1 Еф,1-4), что в этом Бог
открывает " тайну воли Своея
по благоволению Своему еже прежде положи в нем,
в смотрение исполнения времени, возглавити
овсяческая о Христе, яже на небесех и на земли в
Нем( 1, Еф. 1. 9-10)
И это есть домостроительство " тайны
сокровенныя от веков в Боге, создавшем всяческая
Иисусом Христом, да скажется ныне началом и
властем на небесных Церковию многорызличныя
Премудрость Божия, по преложению век ,еже
сотвори о Христе Иисусе Господе нашем ( Еф.
3,9-11)
Согласно учению Божественного Откровения
Так святой Афанасий Великий архиепископ
Александрийский говорит:
" Благодать , дарованная нам Спасителем,
хотя по словам Апостола,
36
"явилась " и дарована только с
пришествием Спасителя ( Тит. 2-11,
однако же, предуготована была прежде, нежели
получили мы битие,
лучше даже сказать " прежде сложения
мира" ( 1 Петр.1, 20)
И какая благая и чудная тому причина! Неприлично
было бы Богу
составить о нас Совет впоследствии, чтобы не
оказаться, как бы неведущим, что постигнет нас.
Посему Бог всяческих, созидая нас словом своим,
более нас самих зная наше положение и предуведав,
что мы, сотворенные совершенными, впоследствии
сделаемся преступниками заповеди, и за
преслушание изринуты будем, как Человеколюбивый
и Благий в Собственном Слове Своем, которым м
создал нас, предуготовляет домостроительство
нашего спасения" ( 7: 368)
Таким образом, к Богу как к к Всеведущему,
разумна от " века..вся дела Его ( Деян. 15,
18,) и всевидящии очи Божии всегда "
видесте" ещё "несоделанное " наше
( Пс. 138,16) Поэтому прежде, чем был сотворен
мир и появилось время, прежде чем человек
получил свое бытие и пал в
Предвечном Свете Святой Троицы был избран
достойный и действенный способ, в котором "
прощающая милость и судящая истина
"сретостеся", правда Божества и мир
человечества " облобызастеся" (
37
Пс.84,11)" ( 42: 88), и в высшей степени и
полном согласии проявились Божественные
совершенства.
Поистине средство, самое достойное Бога!
"Поистине средство, самое достойное Бога!
Поистине камение возопиет ( Лк.19,40), если не
воскликнуть с приснопамятным митрополитом
Филаретом:
Какое достойное и дивное домостроительство
Божие! Какое глубокое и неисследимое таинство!
Мысль пред безмерною высотою и Глубиною Таинства
теряет крила... словно немеет пред необъятностью
созерцания" ( 49: 402)
" Для опровержения тех , -скажем словами
блаженного Августина, -которые гоаорят: ужели у
Бога не было другого способа в избавлению людей
от болезни и смертности, когда Он восхотел,
чтобы Единородный Его Сын, совчечный ему Бог
стал человеком, восприняв человеческую душу и
тело и , соделавшись ( по своему человечеству)
смертным, вкусил смерть- для опроверженияя таких
людей недостаточно только сказать, что способ,
которым Благоволил Бог спасти нас чрез Ходатая
Бога и человеков Человека Иисуса Христа, есть
способ хороший и своеобразный с Божественным
достоинством, но надобно сказать, что были и
другие способы возможны для Бога, власти Коего
все подчинено,
38
а только не было и не могло быть другого способа
более пригодного для
уврачевания нашей немощи (54:18)
Святой Афанасий Александрийский
Святой Афанасий Александрийский в своем слове о
Воплощении Единородного сына Божия пишет: "
Люди, вознерадев и уклонившись от устремления
ума своего к Богу, остановившись же мыслию на
злом и изиыслив в себе зло, подверглись тому
смертному осуждению, каким предварительно
угрожал им Бог, и не остались уже таковыми ,
какимы были созданы, но как помыслили, так и
растлились, и смерть, воцарившись, овладела ими
потому, что преступление заповеди возвратило их
в естественное состояние, чтобы они, как были
сотворены из ничего, так и в самом бытии, со
временем, по всей справедливости потерпели
тление.." (6:85) "Если же люди ,
вследствие предшествовавшего преступления,-
продолжает непоколебимый столп Вселенского
Православия,- однажды сделались подвластными
тлению
и утратили Благодать Божия образа, то чему иному
надлежало совершиться, или в каком ином была
потребность для возвращения
такой Благодати и воззвания человеков, кроме
Бога Слова, стоворшего вначале вселенную из
ничего?
Ему надлежало и тленное привести опять в
нетление и соблюсти, что всего справедливие для
Бога Отца. Он - Отчее Слово и превыше всех,
39
то естественно Он один мог всё воссоздать, Он
один довлел к тому,
чтобы за всех пострадать и за всех
ходатайствовать пред Отцем" ( 6:89)
По мысли Александрийского Святителя, Бог Слово
сжалился над нашим родом и умилосердися над
нашею немощию, снизошел к нашему тлению, не
потерпел обладания смерти и, чтобы не погибло
сотворенное и не оказалось напрасным то, что
сделано Богом Отцом для человечества, восприял
на себя тело, не чуждое нашему. Бог Слово знал,
что такое тление не иначе могло прекращено быть
в людях, как только непременною смертию. А так ,
как бессмертному Отчему Сыну умереть было
невозможно, то Он принимает тело , которое могло
бы умереть, чтобы " как приччастное над
всеми Сущего Слова довлело оно к смерти за всех,
чтобы ради обитающего в нем Слова пребывало
нетленным, и чтобы, наконец, во всех прекращено
было тление Благодатию Воскресения ( 6:90- 91)
" Мы никак бы не могли получить нетление и
бессмертие - говорит святой Ириней Лионский,-
если бы не были соеденены с нетлением и
бессмертием. Но как могли бы соеденится с
нетлением и бессмертием, если бы наперед
нетление и бессмертие не сделалось тем, что и
мы, чтобы тление было поглощено нетлением и
бессмертием, дабы мы получили
усыновление?"( 12:293)
Истинное Богопознание
40
И , действительно, без Воплощения Единородного
сына Божия новая жизнь человечества была бы
невозможна, потому что падший человек,
хотя бы он и признавал своим умом высоту и
святость закона Божественной Любви, не имел уже
в своей греховной природе достаточно сил для
исполнения этого закона.
Наоборот, человек постоянно видел "ин закон
в удех ( своих) противу воюющ ума ( своего) и
пленяющ ( его ) законом греховным, сущих во удех
его" ?Рим 7:24)
Сделавшись же причаствной в Воплощении
Единародного сына Божия к Божественной жизни,
человеческая природа обожилась и получила новые
силы для борьбы с грехом, для жизни в Боге,
Господь -новый Адам , Родоночальник рода
человеческого. Кто во Христе- тот новая тварь( 2
Кор,5,17)
Восстанавливается " красота изначальная
человеческого естества, которое во Христе
осталось уже чуждым истления, т.к победила
тление и смерть. Имея Благодатную помощь святого
духа,человек возрождается, очищает себя от греха
и тления и снова возвращает себе " первое
блаженство",которая, впрочем, даётся
человеку не как внешняя награда, а как
внутреннее следствие добродетели и свободы от
греха.
Спасение в том и состоит, что, сделавшись
причастным Божественого Естества и получив дар
Святого духа, человек опять становится целостным
и здоровым . Таким образом происходит
восстановление от того состояния твари, о
41
котором сказал некогда Господь Бог: " Се
добра зело ( Быт.1,31)
Восстанавливается " красота изначальная
человеческого естества, которое во Христе
осталось уже чуждым истления, т.к победила
тление и смерть. Имея Благодатную помощь святого
духа,человек возрождается, очищает себя от греха
и тления и снова возвращает себе " первое
блаженство",которая, впрочем, даётся
человеку не как внешняя награда, а как
внутреннее следствие добродетели и свободы от
греха.
Спасение в том и состоит, что, сделавшись
причастным Божественого Естества и получив дар
Святого духа, человек опять становится целостным
и здоровым . Таким образом происходит
восстановление от того состояния твари, о
котором сказал некогда Господь Бог: " Се
добра зело ( Быт.1,31)
Спасительное Богопозание Человеку
Для спасения человеку необходимо знать Бога, как
идеал, к которому на пути от греха к святости он
должен стремиться. Однако сокровище Боговедения
Сокрыто внутри Самого Божества, так что "
никтоже знает Сына, кроме Отца: ни отца никто не
знает токмо сын ,и ему же аще волит сын
открыти" ( Мф.11)
42
Поэтому надлежало, чтобы " Единородный Сын,
Сый в лоне отчи (Ин. 1,18), из "неведомости
божества ,которая превыше всех образов познания
, так сказать выступил в некоторые
познавательные образы, как он и нарицается
образом " Бога Невидимого" ( Кол 1,
15)" (43:439)
Однако , если бы Бог Слово " выступил в
ближайшие Божеству образы и открылся бы в
ангельском мире, то этого было бы недостаточно
для человека. " Земля не то, что небо и
человек, не то, что ангел". Особенно в
настоящем состоянии земли и человека, небо и
ангелы закрыты для земли и человека: (
следовательно) и откровение богопознания,
свойственное небу и ангелам, не было бы
откровением для земли и человека. Итак ,
надлежало , чтобы Сын Божий, когда он волит
" открыти" спасительное богопознание
нынешнему человеку, снисшел еще и вступил в
образы познания ближайшие к человеку; чтобы
Слово Божие не преставало быть Словом Божиим,
вступило во образ человеческого слова; чтобы
"Образ Бога Невидимого" (Кол.1,15) не
преставал быть тем, что Он есть, вступил в
образы видимые для ока земнородного ума; чтобы
Он явился или в образах преходящих ( откровения
и видения святых) или в в образе .. (
Воплощения) Сына Божия (43:149)
Когда люди уклонились от Бога
Когда люди уклонились от Бога, и потеряв
43
истинное ведение о нем,
грехом затмили в себе образ Божий, " чему,
- по словам Афанасия Великого , - надлежало
совершится как не обновлению, созданному по
образу, чтоб чрез сей образ люди опять смогли
познать Бога? А это могло бы совершится если бы
не пришёл Сам Образ Божий, Иисус Христос? - Для
дела сего не довлел никто другой кроме Отчего
образа. Поелику написанный на древе лик сделался
невидимым от внешних нечистот, так надобно было
опять прийти к тому, чей это Лик, чтобы на том
же веществе можно было возобновить изображение,
ибо ради изображенного лика самое вещество, на
котором он написан, не бросается, не
восстанавливается на нем лик.
Подобно сему и Всесвятый Сын Отца, как отчий
образ, пришел в наши страны, чтобы обновить
человека, созданного по своему образу, и как бы
взыскать погибшего оставлением грехов, как и сам
говорит в Евангелиях: Приидите.. ( взыскати )и
спасти погибшего ( Мф.18,11)" ( 6: 98-99),
потому, что не надлежало погибнуть соделавшимся
однажды причастниками Божия образа! ( 6:98)
Святой Ириней Лионский
Святой Ириней Лионский выражает твёрдое
убеждение о том, что
никто другой как Бог Слово, притом
Воплотившийся, мог научит человека истинному
богопознанию, открыть Ему Неизреченного ,
Неведомого, Невидимого ,Непостижимого Бога.. Мы
44
не иначе моглм бы познать, -учит Святой Отец-
как чрез вочеловечившееся Слово Божие и никто
иной кто мог возвестить об Отце, как Ипостасное
Слово Его( Рим, 11- 34)
Не иначе говорю могли бы мы научиться как видя
Просветителя своего очами нашими , и принимая
Слово Его слухом нашим, дабы стараясь быть
подражателями дел, исполнителями наставлений
Его, сделались способными вступить в общение с
Ним и заимстовать прееспеяние от Совершенного,
который выше всех условий и ограничений"
(92:168)
Подобным же образом богословствовали ссвятой
Кирилл Иерусалимский и святой Афанасий
Александрийский.
Учение Иерусалимкого Святителя
" Поелику человек мог только от подобного
ему- учит Иерусалимский Святитель- то Спаситель
принял на себя подобное ему естество, дабы
удобнее научить ему людей(85:218)
" По требованию самого дела Господь чтобы
оказать помощь людям сам является в образе
человека восприемлет тело, подобное нашему,и
дольнее, то есть дела, совершаемые в теле,
употребляет к тому, чтобы люди, которые не
восхотели узнать Господа из Его Промесла и
управления вселенною, по крайней мере из дел,
совершаемых Им в теле, познали явившееся во
плоти Слово Божие а через него- Отца"
(89:285)
45
Учение Святого Афанасия Великого
" После того, как " идолослужение и
безбожие овладели вселенною и сокрыто стало
ведение о Боге, -кому спрашивает святой Отец, -
было бы научить вселенную об Отце, надлежало и
возобновить Сие учение. Как же совершилось бы
сие? Скажут, может быть: сие можно было
совершить тем же способом, то есть снова
показать делами творение, что нужно знать о
Боге. Но это было бы уже мало надежно и вовсе
ненадежно, потому, что люди оставили и прежде
Сие без Внимания, их очи были устремлены не
горе, но долу. Посему- то, желая оказать верную
помощь людям, Слово Божие, приходит как человек
, приемля на себя тело, подобное телам
человеческим" ( 6:99-100). " Поелику ,
продолжает Святой Афанасий Великий, - мысль
человеческая однажды ниспала в чувственное, то
Слово благоволило сделать Себя видимым
посредством тела, чтобы, став человеком,
обратить на Себя внимание людей, ( привлечь) к
Себе чувства их; и когда увидят Его человеком,
теми делами, КАКИЕ ОН ПРОИЗВОДИТ, убедить их ,
наконец, что он не только человек, но и Бог,
Слово и премудрость истинного Бога"
(6:99-100)
Учение Святого Афанасия Великого
46
" После того, как " идолослужение и
безбожие овладели вселенною и сокрыто стало
ведение о Боге, -кому спрашивает святой Отец, -
было бы научить вселенную об Отце, надлежало и
возобновить Сие учение. Как же совершилось бы
сие? Скажут, может быть: сие можно было
совершить тем же способом, то есть снова
показать делами творение, что нужно знать о
Боге. Но это было бы уже мало надежно и вовсе
ненадежно, потому, что люди оставили и прежде
Сие без Внимания, их очи были устремлены не
горе, но долу. Посему- то, желая оказать верную
помощь людям, Слово Божие, приходит как человек
, приемля на себя тело, подобное телам
человеческим" ( 6:99-100). " Поелику ,
продолжает Святой Афанасий Великий, - мысль
человеческая однажды ниспала в чувственное, то
Слово благоволило сделать Себя видимым
посредством тела, чтобы, став человеком,
обратить на Себя внимание людей, ( привлечь) к
Себе чувства их; и когда увидят Его человеком,
теми делами, КАКИЕ ОН ПРОИЗВОДИТ, убедить их ,
наконец, что он не только человек, но и Бог,
Слово и премудрость истинного Бога"
Резкая противоположность сближаемых крайностей
Такая резкая противоположность сближаемых
крайностей больше угрожает истреблением
недостойной твари, как сена от огня, что
обнадёживает спасением. Что делает Нехотящий
" смерти грешника"( Иез.(33,11)
" Прикрыл вечное Божество немощию
47
человечества"(91: 183-184),
ибо мы никак не могли ,по словам святого Кирилла
Иерусалимского,
"видеть того и насладиться тем, что Сын
Божий Сам в Себе, то есть он соделался тем, что
и мы, чтобы таким образом сподобились
насладитися Им, Поелику опытом( праведных
Ветхого Завета, не могших выносить даже
ангельских явлений) была доказана немощь наша,
Господь восприял на Себя то, что требовал
человек. И поелику человек требовал, чтобы
слышать от подобообразному ему, то Спаситель
принял на Себя подобострастное нам, чтобы с
большим удобством люди были научены" (10:
176-177)
Искупителю человечества надлежало
Наконец , Искупителю человечества надлежало
очистить и освятить растленное грехом естество
наше, исхитить нас из плена диавола ( 2 Тим
2,26; Ин 12,31:1; Ин.3,8) и от рабства греху (
Рим.6,20), избавить нас " от клятвы
законныя" ( Гал.3,13) и осуждения ха грех(
Рим. 5, 18), принести себя в умилостивительную
Жертву Правде Божией ( Мф.20, 28, Кол 1,14) Еф
1,7)) и этой Великой вседовлеющей Жертвой
изгладить наши грехи ( 1 Ин.1,7) Евр. 9,13-14)
Лк (24, 47) Тит 2,11-14) примирить( Кол 1,19-22:
Рим.5,10), воссоединить ( Еф.2, 13,18) и
усыновить ( Гал.4,4-5) нас Богу.
Приняв человеческое естество
48
Всё это искупитель мог совершить приняв
человеческое естество. По словам святого
Григория Богослова, Бог мог нас научить и
беседовать с нами, " как прежде в купине
огненной и в человеческом образе. Но чтобы
разрушить осуждение греха, освятив подобное
подобным, нужны были ему и плоть ради осужденной
плоти, так и ум ради ума, который в Адаме не
только пал, но и первый был поражен " ( 4:
203)
Сочетавший воедино два естества
В другом месте святой Отец развивает ту же мысль
и говорит,
что поскольку через преступное вкушение пал
целый Адам,
то" пришел Бог и вместе смертный,сочетавший
воедино два естества,- одно сокровенное и другое
видимое для людей, из которых одно было Бог, а
другое родилось для нас в последок дней. В двух
естествах единый есть Бог- мой Царь и Хритос,
потому, что соединен с Божеством и из Божества
стал человек, чтобы, явившись среди
земнородных... новым Адамом,уврачевать прежнего
Адама. Но он явился " прикрывшись
завесою" 9 Евр.10,20), потому что иначе
невозможно было приблизится к моим немощам,
притом нужно было, чтобы змий, почитающий себя
мудрым, приступив к Адаму, сверх чаяния встретил
Бога, о крепость Его сокрушил свою злобу,как
шумное море сокрушается о твердый утес( 4:248)
49
По словам святого Святителя Иоанна Златоуста
Надлежало, чтобы Христос Спаситель, как новый
Адам ( 1. Кор,15,45) приняв на себя
посредничество ( 1 Тим.2,5; Евр.8,6,9) 15,22,24)
между Богом и людьми, взял на Себя грехи
человечества и понес всю тяжесть их последствий.
Однако, " посредник, -по словам святого
Иоанна Златоуста, -должен быть в сродстве с тем
и другим, чтобы быть ему посредником. Если бы (
Господь) не имел естества единого с Отцом, не
был бы посредник, но чуждый. Как надлежало Ему
иметь естество человеческое, так надлежало иметь
и Божественное естество, потому что он пришел от
Бога. Будучи только человеком, Он не был бы
посредником, ибо посредник должен быть в
ближайшем отношении к Богу.
Равно и будучи только Богом, не был бы
посредником,
ибо не могли бы приближаться к нему те, за
которых Он посредствует
(93:167)
Божество и человечество
Эту же мысль находим у блаженного Феодорита.
По его словам, самое имя посредника указывает на
Божество и человечество.. " Будучи только
Богом,- замечает блаженный Феодорит-
Иисус не назывался бы посредником: как он мог
50
посредовать между нами и Богом, не имея ничего
нашего? Но поелику Он, как Бог, соединен с
Отцом, имея ту же власть, а как человек с нами,
от нас восприяв образ раба; то справедливо
назван посредником, соединяя в себе разделённые
стороны чрез соединение естества, то есть
Божества и человечества"( 92:167)
Православное учение о воплощении Сына Божия
Православное учение о воплощении Сына Божия
По благословению Митрополита Алексия Тульского и
Белевского
Иеромонах Серапион ( Фадеев) Правславное учение
о воплощении Сына Божия. - Тула: Гриф и К.2009.-
272 с., илл.
Редактор - составитель протоиерей Сергий Крючков.
" По Воле и предопределению БОГА ОТЦА, сын
БОЖИЙ, единосущный ОТЦУ, сходит на землю, не
оставляя неба; под осенением СВЯТАГО ДУХА
ОТЦУ И СЫНУ единосущного, входит во утробу Девы,
предочищенную ДУХОМ СВЯТЫМ; приемлет
человеческую душу и тело и соединяет с Собою в
единое Лицо Богочеловека Иисуса Христа, сохроняя
свойства и действия Божества и человечества
неизменными в сем соединении
жабы таким образом родиться в нашу человеческую
жизнь, пройти
через её степени и совершенства и чрез самою
смерть, и все человечество, грехом падшее и
тяготеющее ко аду, но прилепляющееся
51
к Воплощенному соединению и верою на рамех
Блжественный силы восподнять и вознести
выше,нежели откуда оно пало,- в небесное вечное
Царствие Божие" (49:402)
Без содействия милосердия Божия
C другой стороны грех есть такое зло, что по
выражению святого Дмитрия Ростовского, человек
сам собой , C другой стороны грех есть такое
зло, что по выражению святого Дмитрия
Ростовского, человек сам собой , без содействия
милосердия
Божия, " никогда не может вполне
удовлетворить за него, хотя бы
и жил тысячу лет, проводя эти годы в покаянии и
трудах, посте, молитвах и слезах. Один грех
Адамов, сделанный в раю, был такой тяжестью, что
многие слезы святых Праотцев и кровь, пролитая
святыми Пророками,
не могли бы заплатить за него:нужно было , чтобы
сам Сын Божий, сошедший с неба , воплотился и
пострадал, и Своею Кровию воздал долг Правосудию
Божию за грех человеческий(90:382)
И что может человек найти столь ценное,
спрашивает святой Василий Великий, чтобы "
дать в искупление души своей?" Но нашлось
одно равноценное вместе всем людем, что и дано в
цену Искупления души нашей,- это Святая и
Многоценная кровь Господа нашего Иисуса Христа,
которую он пролил за всех нас (92:384)
52
" никогда не может вполне удовлетворить за
него, хотя бы
и жил тысячу лет, проводя эти годы в покаянии и
трудах, посте, молитвах и слезах. Один грех
Адамов, сделанный в раю, был такой тяжестью, что
многие слезы святых Праотцев и кровь, пролитая
святыми Пророками,
не могли бы заплатить за него:нужно было , чтобы
сам Сын Божий, сошедший с неба , воплотился и
пострадал, и Своею Кровию воздал долг Правосудию
Божию за грех человеческий(90:382)
И что может человек найти столь ценное,
спрашивает святой Василий Великий, чтобы "
дать в искупление души своей?" Но нашлось
одно равноценное вместе всем людем, что и дано в
цену Искупления души нашей,- это Святая и
Многоценная кровь Господа нашего Иисуса Христа,
которую он пролил за всех нас (92:384)
Для заглаживания грехов человечества
Для заглаживания грехов человечества, по учению
Святых Отцов,
"Бог преместился к плоти через посредство
души, и далекое,
между собою совокуплено чрез сродство
посредствующего Праотца,- душу за душу
преслушную, плоть за плоть , покорившуюся душе и
вместе осужденную; Христос, непричастный греху и
высший греха, за
53
Адама, бывшего под грехом; за каждый наш долг
воссоздано особо Тем,
Кто превыше нас,- древо за древо и руку за руку:
руки мужественно распростёртые за руку
своевольную; руки совокупляющие воедино концы
мира, за руку извергшую Адама,- вознесение на
Крест за падение,
желчь за вкушение, терновый венец за худое
владычество, смерть за смерть, тьма для света,
погребение за возвращение в землю. ВОСКРЕСЕНИЕ
ЗА ВОСКРЕСЕНИЕ (3:31-32)
Не себя пришёл спасти бессмертный Бог
" Не себя пришёл спасти бессмертный Бог, но
умервщленных, - говорит
святой Афанасий великий,- не за себя пострадал,
но за нас; и по посему то воспринял на себя наше
уничижение и нашу нищету,
чтобы даровать нам духовное Богатство Свое.
Страдания его есть избавление за наши страдания;
смерть его -наше бессмертие;
Слезы его- наша радость, погребение Его- наше
Воскресение, язва его- наше исцеление, ибо
" язвою мы исцелихом" ( Ис.53,5);
наказание Его -наш мир, ибо " наказание
мира нашего на нем" ( Ис 53,5), то есть
для нашего мира он наказуется, БЕССЛАВИЕ ЕГО -
НАША СЛАВА,
, СОШЕСТВИЕ ЕГО- НАШЕ ВОСШЕСТВИЕ( 8: 298- 290).
" Победа Его,- есть наша победа, ибо
поражение прародителя было
бы для нас общим всех нас поражением(91:186)
54
Если у вас есть вопросы по изданию произведений в альмана
Свидетельство о публикации №120032903001