Литература и общество

Поразительно все же, насколько литературная критика времен Тургенева была захвачена "социально-политическим", насколько она стремилась уловить "дух времени", полагая, опять же, что этот дух заключается в "постановке и решении" социальных проблем, верном изображении "старых и новых" типов - всего того, что мешает прогрессу или способствует ему. Литература представлялась чем-то вроде "Крокодила" (сатира, борьба с отжившим) и "Города Солнца" (утопия, изображение ростков будущего, новых людей, новых идеалов). Консервативные критики занимали ту же позицию, только с обратным знаком. Бродить где-то в своих угодьях, вдали от "социального", как Тургенев в "таинственных повестях", считалось преступлением против общества и литературы. Сторонников "чистого искусства" (т.е. права автора стоять "в стороне") было меньше, чем пальцев на руке.
На Западе, может, смотрели иначе. Но в России авторы считались "социальными работниками", пусть и с ограниченной степенью ответственности. А после революции это вообще стало чуть ли не законодательно оформленной нормой. И ответственность возлагалась уже без всяких ограничений.


Рецензии