Конкурс 32 ЛС Граница урбанизации в хайку
В предыдущем конкурсе мы работали над уникальностью и неповторимостью наших хайку, стараясь вызвать естественные чувства созерцания и даже восхищения увиденным.
И если посмотреть на представленные в итогах работы, то можно заметить, что на первых местах пейзажные зарисовки, далёкие от городской жизни. Действительно, за впечатлениями от природы едут за город. Однако, в каждом городе есть скверы, парки, дендрарии, ботанические сады и даже изумительные ландшафтные композиции возле подъездов новостроек. Возможно ли созерцать в черте города, возможно ли насладиться красотой пейзажа сезона не покидая мест обитания, ведь хайку отражает знакомое и близкое, даже повседневное связанное с человеком. Итак, мы подошли к первой ступени по работе выявления баланса человека и природы. Для наглядности вспомним три хайку с прошлого конкурса:
Снеговик в шарфе
Возле подъезда дома
Хоровод детей (Наталия Белоус)
Мчатся машины
Снеговик на балконе
В лучах заката (Наталия Белоус)
снежная буря
в стакане остывает
солёный поп-корн (Автор Арина Шик)
Милые зарисовки знакомы всем: дети, снеговик, шарфик, лучи заката, снежная буря, которую можно увидеть даже в в стакане поп-корна, не выходя из дома…
Во-первых, множественное число (хоровод детей), которое напрягает по своей сути, создавая некий городской шум, аналогично – мчащиеся машины. А вот, уединение со стаканом поп-корна? Представьте, ведь это может быть и в деревне? Разве нет? А вокруг гнуться деревья от снежной бури, а тебе так хорошо, сидя в кресле качалке… Снежность и солёность перекликаются между собой цветом и сыпучестью.
Итак, нетрудно заметить, что если увиденная картинка не привязывается конкретно к городу – урбанизация отступает. Город отпускает зарисовку, её границы распространяются далеко за и во времени и в пространстве. И даже в тесно зажатом дворе между домами можно отключиться от реальности и начать созерцать, видя кусочек неба, восхищаясь падающим осенним листом или ещё чем-то, пробуждающимся к жизни росточке. Для правильной настроенности в этом направлении вспомним немного из теории жанра пейзажной лирики сезона, каковым является по определению хайку.
***
Хайку прежде всего — лирика природы. Об этом говорит и непосредственный анализ их содержания и теоретические основы самого жанра в целом. Основным постулатом, лежащим в основе хайку, является так называемый ки — буквально «сезон». Это значит, что основным элементом всякого стихотворения в жанре хайку должен быть «мотив времени года», все содержание стихотворения введено в рамки определенного «сезона», иначе говоря, соединено с тем или иным моментом в жизни природы.
Мотивы субъективного лиризма, если они вообще фигурируют, должны даваться замаскированными, отраженными на фоне основного мотива природы. Этот последний — краеугольный камень для всего жанра хайку. Для уяснения, в какой форме этот мотив может выступать, достаточно привести несколько хайку:
Итак, Хайку – жанр лирики сезонного пейзажа. Осенние мотивы:
1. Цуки тэнсин.
Мудзусики мати во
Тоорикэри.
Осень. Свет луны
Льется на убогие
Улицы в глуши.
(Бусон)
2. Хи томоситэ
Нама омосиро я.
Куса-но цую.
Засветил фонарь:
На траве осенняя
Искрится роса.
(Исса)
3. Аса кири-ни
Хитоцуно тории
Нами-но ото.
Утренний туман:
Только тории видны.
Плещется волна...
(Кикаку)
================
Итак, дорогие друзья, ВОПРОС УРБАНИЗАЦИИ. Насколько близко мы впустим её в свои творения, насколько хорошо удастся отстранится от окружающего нас, повседневности, которая часто давит и мешает созерцать и замечать изменения в природе? Все эти задачи ставим перед собой. Есть некая мыслимая и немыслимая граница, которую нам бы не хотелось пересекать, чтобы насладиться тем, что безусловно можно увидеть и заметить в любом месте! Давайте же вместе найдём её! Присоединяйтесь к этому творческому процессу!
Помним, что пишем хайку, мысленно рисуя на полотне, как художник, периодически отходя в сторону и рассматривая со стороны представленный пейзаж сезона, чтобы исключить собственную навязываемую оценку происходящего. В рисунке не должно быть самого автора. Желаю успехов в этих поисках. Весенний пейзаж располагает к обновлению чувств и прозрачности увиденного.
Итак, задание для конкурса «ГРАНИЦА УРБАНИЗАЦИИ В ХАЙКУ»:
1. Написать хайку (от 1 до 3) по форме желательно 5-7-5 слогов. При подсчёте баллов при голосовании за соблюдение формы 5-7-5 ведущей будет прибавлено 5 баллов. Другие хайку не с количеством 17 слогов будут приниматься, но в разумных пределах (от 13 до 20, например).
2. В хайку будет оцениваться НАСКОЛЬКО УДАЧНО УДАЛОСЬ СОБЛЮСТИ ДОЗВОЛЕННУЮ ГРАНИЦУ УРБАНИЗАЦИИ, ЧТОБЫ НЕ ПОМЕШАТЬ СОЗЕРЦАНИЮ И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ОТРАЗИТЬ ЕСТЕСТВЕННУЮ СРЕДУ, В КОТОРОЙ МЫ ЖИВЁМ. А для этого каждое слово в хайку должно быть безусловно на своём месте и незаменимо. Всевозможные разночтения и создание дополнительных образов приветствуется.
Для настроения рекомендуемая тема «Весеннее солнце», но не обязательно. Может быть, в данный период сезона Вы нашли вдохновение для созерцания совсем в другом, исходя из Ваших воспоминаний и послечувствования.
ТЕКСТ ХАЙКУ НЕ ПУБЛИКУЙТЕ, пожалуйста! Конкурс проходит АНОНИМНО:
Текст хайку в количестве от 1 до 3 от каждого автора присылайте мне личным сообщением на страницу "Татьяна Игнатова 5" http://www.stihi.ru/avtor/ignattur , но обязательно должен прийти от меня ответ, ДОЖДИТЕСЬ или сообщите об этом в рецензии к этой статье. Личные сообщения часто самопроизвольно блокируются на сайте.
Заявка принимается по форме: На конкурс Лепестки сакуры
Имя автора, текст хайку
Здесь, в рецензии, можно написать, что заявка отправлена. Чтобы другие участники видели, как проходит приём работ, но не обязательно. Если Вы оказались заблокированы, ведущая, увидев Вашу рецензию, разблокирует Вас.
Призовой фонд:
1-е место - 500 баллов,
2-е место - 400 баллов,
3-е место - 300 баллов,
4-е место - 200 баллов,
5-е место - 100 баллов.
Краткие тезисы в помощь написания хайку, отражающие основные принципы написания хайку:
1) Использование слова Киго (сезонное слово, вызывающее у читателя ассоциации пейзажа конкретного времени года). При этом самого времени года не указываем: зима, начало зимы, зимняя и т.д.
2)Двучастность: возможно одна связана с описанием природы, другая с состоянием человека, но может быть не всё так очевидно. 12+5 или 5+12
3)присутствие двух полюсов, связанных между собой, несмотря на то, что полюса весьма отдалены друг о друга: частное-общее, маленькое и незначительное - большое и весомое, разные состояния и т.д. Внутреннее напряжение при общем спокойствии созерцания.
4) Отсутствие смысловой досказанности, по сути – недостроенный мост, который читатель достраивает сам, если автору удастся правильно вызвать у него ассоциации.
5)Отсутствие досказанных мостов в прошлое. Используем только глаголы настоящего времени несовершенного вида. Хайку распространяется в пространстве, а не во времени.
6)Безличность. Автор за кадром. Пишем от третьего лица. И глаголы тоже. Без местоимений.
7)Отсутствие даже скрытых метафор и каламбуров. Учимся писать просто.
8) Полное остутствие рифмы
9) Возможен как трёхчастный ритмический рисунок, так и двухчастный. Но в последнем случае желательно совпадение с информационной двучастностью, чтобы интонационно подчеркнуть границу, сделав паузу.
10)Не использовать глаголы описывающего характера, например: думать, вспоминать, любить, верить, умирать, страдать и т.д.
11)Стараться избегать утверждений. Не называть испытываемых чувств. Не навязывать своему читателю своё мнение. Пусть сам почувствует. Нарисуйте картинку и он почувствует, что и Вы.
12)Избегать невещественных существительных: совесть, честь, счастье, горе…
13)Избегать олицетворения: росток пробился… Приписывание неодушевлённым предметам и растениям, явлениям природы действий, характерных для одушевлённых, живых организмов.
14) Не писать монолог, мысли вслух
15) Избегать пересечений в понятиях: твёрдый гранит, чистый источник, холодный снег.
16) Стараться использовать меньше глаголов, - не больше двух.
17) Монохромность. Избегать указывание на цвет.
18) Стараться воздерживаться от вкусовых оттенков и описания звуков. Только рисовать. Картина не может издавать запахи и иметь вкус. Она беззвучна. Но видя её читатель сам воспроизводит то, что впечатлило автора, который остаётся за кадром.
19) Избегать негативных чувств и отрицания, отрицательных частиц "не", "ни".
20) Отсутствие лишних слов. Если слово можно выбросить без искажения смысла, то лучше обойтись без него.
21) Связку слов предпочтительно осуществлять удачным подбором падежей и склонений, а не за счёт частиц, союзов и предлогов. Использование предлогов - не более двух и обязательно разных, без повторов.
22) Отсутствие инверсии, особенно ради формы и построения ритма. Никакой искусственности в речи.
23) стараться не использовать прилагательных и наречий.Имена существительные тоже не должны нести оценочный характер. Никакой навязываемой оценки автора!
24) не употреблять название звуков, а передавать увиденное и услышанное через фонетические приёмы ассонансов и аллитерации в словах, чтобы читатель услышал при чтении вслух передаваемое.
И самое главное – НЕ НАДО СПЕШИТЬ.
Помните, по воспоминаниям учеников Басё: хайку — это палец, указывающий на Луну. Если на пальце блестит куча украшений, то внимание читателя будет отвлекаться на украшения, а чтобы палец показал именно саму Луну, никакие украшения не нужны, без них внимание зрителей будет направлено именно в ту точку, на которую указывает палец. Девиз хайку ПРОСТОТА.
Жду только новых работ! Вдохновения Вам, дорогие поэты, постоянные участники и гости!
Приём работ до 10 АПРЕЛЯ 2020 года или до 30 работ максимум! После чего будет объявлено голосование!
Принято на данный момент: 30 хайку.
Ведущая и автор проекта Татьяна Игнатова.
Свидетельство о публикации №120032506319
Клуб Золотое Сечение 11.04.2020 02:17 Заявить о нарушении
Клуб Золотое Сечение 11.04.2020 13:11 Заявить о нарушении