Покаяние - это единение человека с Богом
Проповедь протоиерея Александра Шаргунова перед Рождеством.
Господу помолимся; Господи, помилуй! Помолимся ко Господу и принесём Ему наше покаянное исповедание - перед Вифлеемскими яслями, перед Крестом и Евангелием, перед тайной воплотившегося Бога, которая показывает нам тайну человека.
<Далее - мысли о покаянии от 4 января, а также мысль о том, что покаяние невозможно одними человеческими силами, что это акт совместный человеческой и Божьей воли. Покаяние даёт Бог по истинному желанию человека, и покаяние есть касание Бога.>
<Когда> происходит покаяние, то как бы пробивается брешь в крепости смерти, отделяющей нас от вечной жизни, и мы узнаём, что значит покаяние. С благодарностью к Богу, с сознанием своей немощи, своей глубокой греховности, с изумлением перед тем, что совершает с нашей жизнью Господь, мы исполняемся решимости всегда идти этим путём и уже навеки, навсегда искать Бога и быть с Ним.
Покаяние - это единение человека с Богом, как говорит нам Церковь. Это значит, что покаяние не может измеряться какими-то отдельными понятиями и этапами нашей жизни или исповеданием в каких-то особенных грехах, хотя оно и включает в себя всё это. Покаяние предполагает, что мы идём к единению с Богом в течение всей нашей жизни. И чем больше мы устремляемся соединить нашу волю с волей Божьей, с послушанием заповедям Божьим, чем чаще мы приносим покаяние, тем больше нам открывается новизна Божественной жизни. И как Божественное богатство не имеет предела, так и покаяние не знает конца.
Напомним, что покаянием Святые Отцы называют изменение ума. Говоря иными словами, у нас должен измениться ум или преобразиться дух. Это происходит тогда, когда мы грех видим как грех, когда признаём его, сознаём, глубоко переживаем горе греха и приносим Господу покаяние.
Есть одна молитва, вернее, одно движение, в котором человек очень ясно выражает то, что значит покаяние. Когда мы совершаем коленопреклонённую молитву, когда в покаянии падаем ниц до земли перед Богом, перед другими людьми, тогда возвещается тайна, возвещающая Рождество Христово, о которой Господь говорит, что тот, кто смиряет себя, будет возвышен Богом. Когда мы сознаём свои грехи и приносим покаяние пред Богом, благодать Божия поднимает нас, в каком бы состоянии мы ни находились. Вся жизнь наша заключается в этом покаянии.
Мы должны постоянно изменять наш ум, постоянно преобразовывать наш дух двойным движением: во-первых, смирением перед Богом и другими людьми, в сознании нашей греховности, и во-вторых, возвышением, которое совершает благодать Божия с нашей жизнью, когда это действительно по дару Христа происходит. А когда этого не происходит, когда мы, в общем, довольны собой и всё вроде бы неплохо: пост соблюдаем, в храм ходим, грубых грехов нет, тогда происходит самое ужасное. Человек, исполненный самодовольства, уже не имеет движения к Богу, и, самое ужасное, он не имеет нужды в том, чтобы что-то изменилось в его жизни. Человек сознаёт себя праведником, то есть тем, кто как будто бы не имеет грехов, по крайней мере, особенных, говорит: “Грехов не имею, ничего особенно плохого не сделал”, - тогда над этим человеком исполняется то слово, которое сказал Христос: “Всякий, кто возвышает себя, тот смирится, тот будет унижен”. И этот процесс, когда благодать Божия оставляет человека и он пребывает во всё более тяжком и всё более мрачном падении, может быть постоянным, так же, как постоянно наше восхождение к Богу, в сознании собственной греховности, в нашем уничижении перед Ним и в восставлении нас Божьей благодатью.
Господь может попустить тяжёлые, грубые грехи человеку, которому казалось, что у него всё благополучно. Что значит “грубые грехи”? Мы знаем, что такие грехи бывают от неверия или от утраты веры. А здесь человек, который как будто бы и находится в Церкви, всё исполняет, но по попущению Божьему впадает в грубые грехи, и для него это рана, которую он принимает, потому что грубый грех - это огнестрельная рана, это автомобильная авария, которая требует особого врачевания. И Господь попускает этому быть, чтобы человек не погиб в своём самодовольстве, в своей самоудовлетворённости, в своей самооправданности, когда он считает, что всё с ним благополучно. Господь попускает такому свершиться, чтобы показать нам, что каждый человек должен так или иначе осознать то реальное духовное состояние, в котором он пребывает, то несчастье, в котором он лишён света надежды, лишён жизни из-за греха, в нём пребывающего, лишён общения святых, того, что Церковь называет причастием Христовых Таин. Мы все, правда, говорим слова “несмь достоин”, в каждой молитве это произносим, но кто переживает это на самом деле?
Хуже, когда с нами ничего не происходит, а мы продолжаем обманываться относительно самих себя, погружаясь во всё большее окамененное нечувствие. Кого спасает в Евангелии Христос прежде всего? К кому Он пришёл, кто идёт впереди всех? Мы должны помнить, что Господь пришёл спасти не праведников. Праведников Он не пришёл спасать, потому что таких нет. А есть только те, которые заблуждаются насчёт своего состояния. Он пришёл спасать только грешников, причём таких, которые на самом деле сознают свою греховность, являясь ужасом для других людей и для самих себя, и не могут уже надеяться ни на что.
Господь больше всего ненавидит притворство и лицемерие. Он предупреждает нас, что есть и ложные грешники, не настоящие, которые на самом деле сознают себя грешниками, а те, которые говорят: “Я великий грешник, без числа согрешил, Господи”, - но на самом деле не чувствуют ни угрызений совести, никаких терзаний, всё благополучно у этого человека. И Господь как Врач всевидящий умеет отличить настоящего больного, у которого всё болит и кричит, от притворного, хотя болезнь у него страшнее всех других болезней. Это болезнь к смерти. Она приближает этого больного к смертельному состоянию, потому что нет у него переживания покаяния, нет участия в том, что Христос совершил однажды и непрестанно совершает в Церкви святой и в нашей личной жизни через таинства. Вот об этом задумаемся, чтобы не быть нам притворно кающимися людьми, которые, конечно, наизусть знают названия всех грехов, хотя и это ценно, это нужно, которые изо дня в день на вечерней молитве, где мы приносим покаяние, перечисляют все грехи, но на самом деле называют себя грешниками только на словах, а сердце их действительно далеко отстоит от Господа.
Христос пришёл к нам в мир, потому что далеко отстоит человек от Бога. Он приблизился к нам настолько, чтобы мы видели Его и жизнь свою увидели в том свете, который открывает Рождество Христово. Чтобы не было у нас ничего внешнего, только напоказ, а тем более лицемерного, когда человек, зная, что покаяние - это высшая добродетель, даже хвалится своим покаянием, для того, чтобы его прославляли за то, чего он не имеет.
Будем в нашей сегодняшней исповеди помнить и то, и другое. Будем помнить, что значат грубые грехи перед Господом и почему Святая Церковь так строго судит о них. Мы знаем, что строгость любви - это та строгость, которая хочет возвращения человека к тому, что Бог даёт нам в Своих дарах.
Грех убийства во чреве - грех, в котором совершившие это преступление должны приносить особое покаяние в дни Рождества и помнить о том, что на много лет лишает Святая Церковь причастия за этот грех. Грехи блуда, супружеской неверности, грехи воровства, грехи магии, обращения к колдунам, к гадалкам, астрологам, грехи против святыни малой церкви - семьи, когда нет заботы о христианском воспитании наших детей, когда заповедь о почитании родителей, данная Господом, с благословением земным и небесным, нами так легко забывается. Когда мы не молимся и не стараемся о спасении самых близких нам людей. Грехи непосещения храма Божия в каждый воскресный и праздничный день. Грехи, когда Священное Писание не является для нас, как молитва, каждодневною пищею. Грехи, когда мы к таинству исповеди прибегаем реже, чем раз в месяц, этого не должно быть. И все так редко переживаемые нами как беда, как предательство Бога грехи, которые составляют как бы каждодневную пыль, которой мы дышим и от которой задыхаемся. А именно грехи, определяющие наше постоянное состояние нелюбви, неправды, нечистоты, себялюбия, чёрствости, бессердечия, раздражительности, гневливости, недопустимой ярости, немирности, непрощения другим, подозрительности, самооправдания, зависти, неискренности, человекоугодия, злопамятства, ненависти, долгой непримирённости, а это, мы знаем, уже препятствие к причащению; грехи нашей многопопечительности, суетности, жадности, мелочности, скупости, нечистоты душевной и телесной.
Слово евангельское всегда предупреждает нас, что жизнь духовная тонка и всё имеет значение: и взгляд, и мысль, и чувство, и воспоминание, и пожелание. Особенно среди сегодняшнего развращённого мира, где всё более грех самый грубый и самый бесстыдный утверждается как норма человеческой жизни и люди теряют уже надежду на покаяние. Происходит как раз то самое, что может произойти с каждым, когда благодать Божия отходит от нас, если мы не стараемся глубоко осмыслить тайну покаяния - тот дар, который Господь принёс на землю, став человеком и дав нам в меру нашего достоинства, нашей праведности, нашей чистоты, нашей правды и любви. Боже милосердный, прости и помилуй нас грешных!
Будем каяться, что пост, особенно Рождественский, как особое время, даруемое нам Господом для покаяния, мы умудряемся проводить так, как будто бы этого дара для нас и не существовало. Мы, конечно, далеки от того, чтобы осознать, что смысл поста связан именно с тайной Воплощения Божия, с той тайной, которая основана на великом спасительном смирении Христовом, когда Он, обнищав от Божественной Своей славы, приходит в наш мир, чтобы стать мужем скорбей, рабом, слугою всех нас, уничижаемым и отвергаемым всеми людьми и всем миром. И мы должны научиться покаянию как тайне наших личных отношений со Христом Богом, чтобы не было отвержения Его, хотя бы в церкви. Боже милосердный, прости и помилуй нас!
От юности и до настоящего часа, в ведении и в неведении, в разуме и в неразумии, во дни и в ночи, во уме и в помышлении согрешили пред Тобою, милосердный Господи, вся нам прости! И приими нас во общение с этой великою тайною Твоего Рождения в мир, чтобы жизнь наша снова обновилась. Чтобы мы узнали, что Ты действительно пришёл спасать погибающих и что от Тебя Самого даётся истинный дар покаяния, чтобы началось это изменение в нашей жизни ещё одним завтрашним причастием, когда мы соединимся с Пречистым Телом и Кровию Христовою и ощутим, если сподобит милостивый Господь, тайну Воплощения Божия.
Исповедуем все наши грехи. Когда будем подходить под разрешительную молитву, надо обязательно называть свои грубые грехи, сколько бы времени ни прошло, если мы раньше в них не приносили вслух покаяние. И с обязательным сознанием, что всякий наш грех - к смерти, если он нераскаян.
Что говорит нам Церковь о тайне покаяния? Что кажущееся благополучие - это худшее состояние, чем самые горькие падения, если нет в нас раскаяния, и мы ещё и ещё раз об этом напоминаем.
По нашему обычаю, будем слушать молитвы, которые звучат в храме, и в сердце своём молиться молитвою мытаря: “Боже, милостив буди мне грешному” или молитвою Иисусовой: “Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня грешного”, дожидаясь своей очереди для разрешительной молитвы, хотя бы в такие минуты научаясь сокровенному единению с Господом.
Я так подробно остановился на, может быть, всем известных уже моментах для того, чтобы мы не повторяли сегодня такую исповедь, какая часто у нас бывает, когда мы приносим целый список грехов, переписанный из Молитвослова или “Добротолюбия”. Принесём Господу покаяние только в том, что не было здесь названо, исповедуем только тот грех вслух, который, как рана, обнаруживает твоё состояние подлинного, а не внешнего покаяния. Потому что все остальные грехи, несомненно, нам принадлежат. Какой грех почувствовала твоя душа, каким она ранена, через эту боль можно понять, что ты действительно каешься. Кто-то может и не сказать ни одного слова, просто подойти под разрешительную молитву, поскольку большинство из нас имеет возможность каяться чаще, чем раз в неделю. Но если священник остановит и спросит такого человека: “В чём ты каешься?” - то всё-таки свой главный грех, свою болезнь нужно знать. И только таким путём мы можем достигнуть настоящего покаяния, а не общими списками и не пересказами, особенно в такой день, очень длинных эпизодов и событий, где теряется наше сердечное покаянное воздыхание, а начинается описание других людей и их грехов.
Только тогда, когда самый малый грех ощущается нами так, как грех падения, мы приносим настоящее покаяние. И мы не можем этого достигнуть сразу. Но Бог даёт нам возможность это ощутить, когда каждый день на самом деле мы бываем ранены каким-то особенным грехом. Один помысел может так полоснуть, что помрачит всё.
Перед целованием Креста и Евангелия мы будем петь “Символ Веры”, исповедуем спасающую нас веру, тайну Пресвятой Троицы, которая открывается Рождеством Христовым, Отцом Небесным в Духе Святом, являющем нам Своего Божественного Сына, соединяющегося с нашим естеством - с тем, чтобы воистину мы соединились с Ним. Аминь.
Записано 9 января 1999 года
https:// ridero.ru/ books/ zapiski_novoobrashennogo/
Свидетельство о публикации №120032408055