Место под Солнцем

Весна под солнцем ищет места,
Кругом глядит во все глаза,
Гнездовья зимнего насеста
Ещё прочны, земля сиза.

Небесный пульс волной лазурной
Кипит, и пена вешних вод
Скрепляет радужкой ажурной
Изящность марта в дня оплот.

Ни то гранат, ни то яичко
Павлинье спеет до поры.
Место под солнцем - боя стычка,
И лишь затем побед пиры...

Курос (Мосхофор, Криофор) и Кора (Оранта)

МОСХОФОР (греч. Тельценосец), мраморная архаическая статуя с Афинского Акрополя (см. АКРОПОЛЬ) (ок. 570 до н. э.). Известно несколько статуй этого типа. Хранится в Музее Акрополя.


КРИОФОР, Агнценосец (др.-греч. «несущий барана») — эпитет бога Гермеса и тип древнегреческой скульптуры, изображающий мужчину, несущего агнца для жертвоприношения. Представление о Гермесе Криофоре не было лишь локальным мифом одного из городов Беотии. Об этом свидетельствуют нумизматические находки с Гермесом, несущим ягнёнка, из других областей Древней Эллады, а также многочисленные скульптурные зображения[5].

Кроме того, Павсаний сообщает, что в Мессении, в священной Карнасской роще, Гермес Криофор и Аполлон Карнейский имели объединённый культ, а в обрядах мужской инициации участвовали агнценосцы.

Пастырь обычно ребёнок или безбородый юноша (согласно эллинистическому идеалу красоты), он имеет трость, посох или флейту (дудку) — традиционные пастушеские атрибуты, одет в короткую тунику, перепоясанную по чреслам, обычно с короткими волосами и правильными чертами лица. Обувь разнообразна, подчас изображен босиком. Изображение Христа как сильного и молодого юноши — намек на молодого Давида, до воцарения трудившегося пастухом, и сумевшего защитить свою паству от волков и других хищников (1Цар. 17:34-36). Иногда присутствует пастушья собака и кувшин с молоком.

Голова Пастыря часто обнажена, изредка встречается над нею монограмма имени Иисуса Христа, сияние, «альфа» и «омега». Нимб с тремя лучами в поздних изображениях подчеркивал отождествление пастыря с Иисусом. В качестве атрибута Доброго Пастыря иногда также изображалось знамя с крестом, прикрепленное к пастушескому посоху.
В IV веке, когда христианство превращается в государственную религию, происходит эволюция к бо;льшим средствам наглядной агитации (Кондаков пишет: «образы Доброго Пастыря, Орфея, Оранты симпатичны в своем нежном сентиментализме, но не могли быть моленными иконами»). Начинают складываться другие варианты иконографии. Тем не менее, Добрый Пастырь воспринимается ещё как наиболее чистый и правильный вариант изображения. Так, например, Евсевий Кесарийский, рассуждая о новой столице — Константинополе, основанной Константином Великим, считал, что христианские здания в городе император должен украсить именно изображениями Доброго Пастыря — то есть выполнять ту функцию, которая позже станет прерогативой, например, Пантократора.


Картина Мурильо (ок. 1650) изображает Спасителя в образе маленького ребёнка, согласно одному из вариантов иконографии
Начиная с VI века иконография становится все более редкой. Постановлениями Пято-Шестого (Трулльского) собора в 692 г. аллегорические изображения Христа в православии были запрещены. В Византии, в числе прочих изображений Христа, в том числе и безбородых, они были уничтожены в эпоху иконоборчества (VIII в.). В новой волне искусства Иисус приобретает бороду.

Мотив исчезает полностью в Средневековье, чтобы вновь, с гораздо меньшей популярностью, вернуться в западноевропейском искусстве в XV—XVI вв. в убранстве церквей — скульптуре, витражах. В следующий период — XVII—XVIII века, он иногда встречается в комбинации с Божественной Пастушкой, и целиком исчезает в XIX веке. Известное произведение эпохи барокко — картина Мурильо, в XIX веке — Мюке.

Сюжет в иконописи крайне редок. Кроме того, он не содержится в ерминии (иконописец раб богословов), то есть скорее всего, не каноничен (текстов, подтверждающих каноничность для православия, обнаружить не удалось). Самые старые изображения относятся к XVIII веке и, скорее всего, проникли на Русь через Западную Украину, где тема проникла в униатскую иконопись под влиянием западноевропейской иконографии.


Рецензии
Интересно, метафорично, картинно!
Свое вИдение весны, борьбы с зимой за теплое местечко))
Чувствуется творческий подъем, выражающийся через оригинальное слово!
Наилучших весенних дней Вам, Андрей!

Аля Алова   24.03.2020 20:27     Заявить о нарушении
Благодарю дорогая Аля! Ваши пожелания - закон! С уважением и признательностью.

Валов Андрей   24.03.2020 21:23   Заявить о нарушении