Натюрморт. Жизнь вещей
Например, яблоки ассоциировались с женской грудью. У других фруктов - другие ассоциации. И, если мы посмотрим на голландские натюрмотры, то они необычайно чувственные... Или философские, тема carpe diem. Другие - необычайно реалистичные, фотореализм, да, известный нам trompe-l'oeil эффект.
Современники голландских натюрмортов умели прочитывать истории с картин. Сейчас это умеют скорее специалисты. Обычнее - мы смотрим на полотно, восхищаемся мастерством, видим первый смысловой слой картины, то есть, ее фасад, а дальше - ничего.
Что изменилось в наше время? Код, метафора в современном натюрморте стали индивидуализированными. У каждого художника своя "мифология", свой набор метафор.
Нам трудно прочитать картину, если нет ключа. Если сам художник не выскажется. В другом случае, ум перебирает и отыскивает собственные объяснения. Но если его на время отключить, начинается чувственное восприятие, оно идет поверх слов и умозаключений.
Натюрморт - это история вещей и их отношений. Их одиночество или тщеславие, радость или желание коммуницировать, обида или меланхолия, отверженность или нежность... Этими качествами наделяются предметы, они заимствуются у людей, являются репрезентантами их чувств и идей, которые владеют человеческой жизнью.
Они живут на полотне, созданном художником, в своей собственной атмосфере, в своем мире, который только на первый взгляд кажется неживым.
Свидетельство о публикации №120032206683