5. Классный час
Необходимость носить школьную форму "чёрный низ, светлый верх, юбка два пальца выше колена" Мару раздражала до ярости. Мара предпочитала удобное брючное, джинсы. В джинсах можно спокойно, не отвлекаясь на собственный внешний вид, учиться.
На классных часах бывало с Марой. Когда классный час уже прошёл, кабинет напитался перемешавшейся энергетикой девочек, классной руководительницы; вообще так, энергетикой нескучного общения. Что-то чудесное сходило после классных часов на кабинет, воздух немного то ли светился, то ли как-то вибрировал. Бывало ощущение, что долго, долго - конечно, дольше, чем классный час продолжался - находишься с хорошо знакомыми, любимыми людьми. С такими людьми, с которыми можно вместе молчать долго и без неловкости; и шла для Мары негромким фоном в такие моменты песня:
Под музыку Вивальди, Вивальди, Вивальди,
Под музыку Вивальди, под вьюгу за окном,
Печалиться давайте, давайте, давайте,
Печалиться давайте об этом и о том...
Классная руководительница, читавшая девочкам вслух во время классных часов Ричарда Баха или Антуана де Сент-Экзюпери, собиралась и уходила; а девочки оставались ещё в кабинете потрепаться. Чувствовали себя без классной раскованее, покидали стулья и рассаживались на партах, - болтая ногой на высоком каблуке, истории из своей женской жизни рассказывали. Кто-нибудь открывал окно и опасно садился на подоконник, иногда ногами на улицу (кабинет был на втором этаже).
Дина - аккуратная, по форме, но притом и к лицу одетая - с гладким чёрным каре, напоминавшим Маре нечто японское - сидела на парте, чуть нагнув по диоганали составленные вместе колени, каблуками своими стоя на тут же рядом к парте придвинутом стуле. (В узкой юбке "два пальца выше колена" сидеть по-другому - не склонив ноги диагонально - было невозможно.) Сидела, куталась поверх школьной формы в широкую, длинную, крупной вязки белую шерстяную кофту. В замечательную кофту. Сидящая за партой, поленившись на парту взгромоздиться как девочки, Мара такую же кофту себе хотела. В этом нелепом школьно-офисном прикиде сидела Мара… Ну да чёрт с ним, с прикидом.
Иногда девочки приводили на такие посиделки своих внешкольных парней. Приходил парень Ланы Марид - высокой восточной красавицы с длиннейшими, чернейшими волосами, забираемыми Ланою в косы. Плотно пригнанная по фигурке школьная форма - чёрная узкая юбочка чуть короче положенного, белоснежная блуза, длинный чёрный пиджак - всё это казённое одеяние непостижимым образом Лану красило. Мелкими, осторожными шажками передвигалась лана по коридорам на сверхвозможных каблуках своих чёрных классических "лодочек".
Лана сидела на парте, составив, как это было у девочек в обычае, свои ноги на стул. Сидел за партой через ряд от Ланы Ланин парень - высокий, хиппануто прикинутый, с забранными странной хилой резинкою в хвост мелко вьющимися чёрными волосами. Лана с парнем через полкабинета перебрасывались апельсином. Лана ловила апельсин, и разглядывала его после в своей руке, поворачивая руку так и эдак. Длинные, смуглые Ланины пальцы с прозрачными как будто стеклянными ногтями очень с цветом апельсина гармонировали. Цвет апельсина был солнечно-оранжевый - но и тёмный, отдающий в терракот.
У Мары парня не было. Ей некогда было гулять с парнями. Когда она дома не сходила тихо с ума, она читала Достоевского. Вот хоть Раскольников. Ходит по улицам, вырулив из своей норы, громко разговаривает сам с собой - людей пугает. Мара узнавала в этом себя.
Волшебные эти классные часы плавно перетекали в театральные постановки. На общешкольных вечерах в актовом, посвящаемых окончанию каждой четверти, филологический класс - именно в нём обучалась Мара - ставил не обыкновенные на таких вечерах пошлые сценки с плоскими шутками относительно учителей и учащихся, а полноценные психологические мини-спектакли. Основная сюжетная канва постановок филологов была по произведениям Ричарда Баха, со вставками из изученной на уроках литературы русской классики, а тоже из произведений Экзюпери.
После каждого сыгранного накануне спектакля не расслаблялись: начинали репетировать новый спектакль.
Девочки бывали заняты своей личной жизнью, непростыми взаимоотношениями с родителями, ещё другими какими-то делами; на лекциях некоторые из них не появлялись месяцами. Это не мешало им, не появившись на лекциях, появляться в Лицее после уроков, чтобы репетировать. Репетиции проводила классная; и молчала классная на репетициях по поводу аховой посещаемости, хотя, поймав наконец у себя на уроке в основное учебное время очередную прогульщицу, устраивала этой прогульщице жуткий, безобразный разнос.
-А где Светило? - Перекидывались вопросами-ответами девочки перед началом очередного урока. светило была кличка Мариной одноклассницы Светки.
-Нет Светила. Светило сегодня со своим мужиком.
-Завтра она будет с Кларой.
Классная руководительница именовалась Клара Юрьевна.
Светило выслушивала на следующий день истошные вопли классной. Но начинался урок литературы, и забывались истошные вопли со стороны классной, каменное, без выражения лица, непробиваемое молчание Светила.
-Ну, как вы тут без меня? - по-деловому интересовалась неделю проболевшая Клара Юрьевна.
-Ой, ужас! - Искренне и непосредственно восклицала Светило. - С этой заменяющей читали Гоголя по ролям, с параллельным, был один урок на два класса. Чуть с ума не сошли.
-А что так?
-Эта их заменяющая, похоже, вообще не слышала например о том, что интерьеры у Гоголя символизируют духовный мир его персонажей. Что вообще что-то одно может символизировать что-то другое.
Светило тоже, как Мара, склонялась к миру хиппи. В Лицее (в смысле, именно в Лицее, а не на своих неформальных тусовках) она за собой не следила, ходила, в чём требовали, махнув на себя рукой; не красилась; её прямые короткие волосы бывали разбросаны как попало.
Скептическими, уже на излёте школьных нервов и истерики, вечерами собирались в кабинете литературы. Составляли парты к стене, репетировали танцевальные номера - эти номера были кордебалетом посвящаемых окончаниям четвертей спектаклей. Выбивали - Клара Юрьевна выбивала у руководства Лицея - время для репетиций в актовом. Весело перешучиваясь, тащили в актовый небольшой блестящий красный магнитофон, закреплённый за кабинетом литературы. Постоянно падал и начинал волочиться по коридору шнур. Шнур подбирали. Клара Юрьевна превращалась из классной дамы в старшую подругу.
Синё бывало за окнами. Устав репетировать, девочки постоянно сбивались с танцевального такта - но и это было хорошо. Появлялось ощущение занятости, нужности, значимости. Загруженности выше головы важной, интересной работой.
23-03-2020
Свидетельство о публикации №120032210406