Тайна чистого вымысла Эссе
ТАЙНА «ЧИСТОГО ВЫМЫСЛА»
Способен ли человек к «чистому вымыслу»?
Существует ли такой «чистый вымысел» на самом деле?
В воображении и фантазиях людей, в произведениях искусства и художественном литературы, в сознании человека в целом?
Вопрос казалось бы парадоксальный и озадачивающий, на который очень хочется любому «первому встречному» ответить так - да конечно же существует подобного рода вымысел в фантазиях и воображении людей, в произведениях литературы и искусства равно как и во многом другом из того что человека окружало и окружает. А как же иначе?
Но не все здесь так просто и однозначно как кажется.
Может ли человек реально придумать или вообразить что-то действительно невиданное и нигде не существующее ? - Едва ли.
И мысль и воображение человека обычно во всех своих порой весьма разнообразных и своевольных формах воспроизводят то что уже где-то и в каких-то реальных образах (пусть до времени и невидимых) реально существует и существовало в окружающем мире или в одной из его причудливых и неожиданных эманаций.
Когда мы мыслим и тем более когда мы (как мы сами обычно считаем) фантазируем - мы на самом деле видим на «других планах» бытия то что тоже реально существует но недоступно обычному человеческому зрению слуху и осязанию.
Вот и все.
И просто и сложно одновременно.
На вид для многих «реалистов и скептиков» невероятно и непостижимо. Но на самом деле очень естественно и понятно.
Это конечно бывает трудно представить «на практике» - что ты мечтая например о какой-то славной девушке которая тебя полюбит в это же самое время видишь эту девушку и на самом деле.
Хотя рядом с тобой ее нет в этот момент времени нет и быть не может. И хотя ты эту девушку никогда не видел и не знал.
Важно понять - все то что мы видим своим духовным взором или представляем в своем воображении действительно реально существует… Только зачастую не в окружающем нас и всегда понятном нам сугубо материальном мире где вокруг нас ездят автобусы, троллейбусы и трамваи и полицейские в своих славных автомобилях с «мигалками»…
А в мире неуловимых энергий, которые постигаются только мыслью, чувствами и воображением человека, но способны осязаемо и значимо влиять на реальность окружающей материальной жизни.
Все мыслящие люди нашего времени знают и помнят странную историю записанную выдающимся психотерапевтом и философом Карлом Юнгом и случившуюся некогда в его присутствии - о том что во время рассказа его пациентки о своем повторяющемся ей каждую ночь сновидении где ей является якобы подаренное ей ожерелье из времен древнего Египта с изображенным на нем жуком-скарабеем…
И вот как раз во время этого рассказа девушки о своем повторяющемся сновидении на окно комнаты где происходила беседа Юнга со своей пациенткой прилетает именно тот самый жук скарабей о котором и шла речь в признаниях девушки (правда жук «местной разновидности» из этого же вида жуков-скарабеев) и настойчиво пытается проникнуть в комнату.
Юнгу даже удалось взять нежданно прилетевшего жука в руки и показать его своей пациентке, вызвав у нее шквал эмоций и непередаваемого удивления….
И Карл Юнг писал потом что до этого значимого для него эпизода в его жизни и врачебной практике он не мог себе и представить подобной материализации сновидения которая произошла прямо на его глазах...
Надо сказать что эта казалось бы сугубо частная история стала (конечно же при участии самого Юнга и под воздействием написанных им позднее философских трактатов и статей) во второй половине ХХ столетия началом новой эры в психологии, а также в мистических учениях и в философских исканиях.
Этот случай конечно же многократно использовался и в картинных эзотерических «клоунадах» и прочих измышлениях о «сверхестественном», о том что реально существует иная невидимая реальность и иные невидимые миры..
Но ведь и действительно если свидетельства такого рода о существовании иной реальности - имеют место быть….
То что нам тогда говорить об ее полном отрицании - значит эта реальность в каких-то формах существовала всегда и существует и сейчас и будет существовать и в будущем…..
Пусть она обычно и невидима.
Конечно речь не должна идти о том что эта невидимая реальность и энергии ее наполняющие «породили из воздуха» жука-скарабея явившегося Юнгу в момент рассказа его пациентки о подобных сновидениях от которых она страдает…
Вовсе нет.
Но ведь какая-то неведомая сила заставила жука-скарабея именно тогда полететь именно в это окно и с отчаянной настойчивостью в него стучаться….
Чистая случайность?
Слепая случайность от начала и до конца?
Но не смешите умных людей! Такое невозможно - шансы на подобную «слепую случайность» практически равны нулю или близятся к нулю.
И Юнг сразу понял это как выдающийся мыслитель.
Какая-то реальность за пределами науки и нашего ежедневного «материального» опыта - определенно существует.
И она часто проявляет себя, воздействуя на реальные события в нашем мире.
Но в данном случае речь в нашем философическом эссе где невозможно естественно «объять необъятное» в первую очередь идет - о художественной литературе.
И художественную литературу есть все основания воспринимать и не как мир художественного вымысла и не как мир «отражения объективной реальной действительности» вслед за разного рода материалистами утилитаристами и реалистами… А как отражение невидимого мира и иной реальности бытия, явленной писателю-творцу в художественных образах даже если сам писатель или поэт этого и не осознает, не отдает себе в этом отчет.
Создавая роман «Бесы» Достоевский действительно видел Бесов - видел и ощущал некие психофизические сущности, существующие в «ином мире», но способные воздействовать на «наш мир», земной и осязаемо материальный мир, доступный человеческому зрению и слуху так же как и сугубо научному «освидетельствованию».
Тоже самое можно с полной уверенностью сказать и о Гоголе.
Не случайно например героев гоголевских «Мертвых Душ» проницательный и способный к действительно большим судьбоносным прозрениям Николай Бердяев назвал « духами Русской Революции» в своей одноименной известной брошюре…
Гоголевские Коробочки Собакевичи Ноздревы и прочие - действительно духи зла, корысти и разрушения… Реально существующие в нашем мире и действующие в нем, являющие в нем губительную разрушительную силу.
Вообще сам вопрос о том что человек, в том числе и высокодуховный человек, способен к некому «чистому вымыслу» - очень спорный.
По нашему глубокому убеждению человек к такому «чистому вымыслу» просто не способен - органически и по самой природе своего мышления.
Когда человек мыслит он не столько создает что-то абсолютно новое и невиданное сколько благодаря своему духовному зрению реально видит и отображает в своей мысли иные не сугубо материальные (условно говоря) реалии бытия и сознания…
По крайней мере мысли в гуманитарных сферах науки и творчества это свойственно совершенно определенно.
Настоящий писатель-творец ничего не изобретает и не выдумывает - он пишет о том что реально видит своим духовным взором.
И эти его «видения» могут рано или поздно вторгнуться в материальную жизнь и даже завладеть ею.
И в этом состоит и значение и между прочим и опасность вдохновенного и своевольного творчества такого «настоящего писателя-творца» - он способен порой и против своей воли переносить в мир материальный и реально видимый реалии невидимого психофизического по природе своей мира, с которыми мы иногда сталкиваемся что называется «лицом к лицу» но которые мы зачастую не склонны вместе с тем «принимать за правду.»
И мы должны это признать наконец.
И перестать говорить о том что Литература ( с большой буквы) художественно отражает обычную действительность земной материальной жизни вслед за наивными до детства революционерами-демократами (если говорить о России) и прочими примитивными материалистами, не признававшими реальным ничего кроме того что можно прямо сейчас потрогать «своими руками» и утверждавшими некогда как мы помним в России что «сапоги важнее Шекспира».
Художественная литература есть погружение в психофизический мир духовно-материальных сущностей и смыслов, который с видимым нами и исследуемым наукой сугубо материальным миром связан очень тесно и тонко.
Но вместе с тем он существует и «сам по себе» и вторгается в материальный и видимый нами мир и спонтанно и непредсказуемо и порой судьбоносно.
Очень многое из созданного художественной литературой превращается в реальность - и хорошее и плохое…
Бесы Достоевского стали реальностью нашей жизни давным давно… По настоящему они нахлынули в Россию в начале ХХ столетия….
А потом ее и заполонили.
Но ведь и Лолита Набокова пришла реально в современную жизнь - сколько было уже экранизаций этой вещи Набокова … Сколько разговоров о ней.
Хотя все «в глаза» и «на людях» все говорят конечно что такая любовь безнравственна.
Безнравственна-то она безнравственна такая любовь…. Это правда. Никто с этим не спорит .
А нравственно-то что? - Вот в этом вопросе мнения и личные убеждения людей в нашем обществе как обычно очень сильно расходятся.
Высшие слои российского общества например - большие чиновники, бизнесмены, те кто рядом с властью всегда - они всемерно показывают сейчас как глубоко они верят в Бога.
И потому многие из них даже поехали на Святой Афон вслед за Президентом - укреплять свою духовность и благочестие…
Однако почему-то показная воцерковленность не мешает очень многим из них воровать и быть коррупционерами … И нравственные заповеди - тоже не мешают…
Но не будем больше столь мрачно иронизировать по поводу тех или иных «двойных стандартов» в нынешнем обществе и многих несветлых реалий нашей сегодняшней жизни…
Об этом можно писать очень и очень долго… С юмором, с раздражением, со злостью…. И как угодно. От этого «сотрясания воздуха» увы ничего в окружающей реальности не меняется.
Нам важно было просто показать что многие образы созданные художественной литературой - как бы врываются в реальную жизнь и порой способны и завладеть ею вопреки даже внутреннему сопротивлению «ткани жизни» таким вторжениям из мира художественного воображения.
И это убедительно доказывает - такие образы где-то и в каком-то смысле жили и до того как они открылись духовного взору писателя-творца. Писатель эти образы отнюдь не выдумал - а увидел…, увидел «в мирах иных» природа которых нам неизвестна… И увиденное им и изобразил в своих художественных произведениях.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1961-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства В. В. Киреевского. СПБ. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии - в журналах «НЕВА», «СЕМЬ ИСКУССТВ», «Российский Колокол» , «КАМЕРТОН», «ПЕРИСКОП», «ЗИНЗИВЕР», «МОСТЫ» (ГЕРМАНИЯ), «КЛАУЗУРА», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США, «АРГАМАК», «КУБАНЬ», «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «ЮНОСТЬ», «ЗОЛОТОЕ РУНО», «ЛИТЕРА НОВА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «СЛОВО/WORD» (НЬЮ-ЙОРК), «НОВЫЙ БЕРЕГ» (КОПЕНГАГЕН), «ГРАФИТ», «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАПИСКИ» (ФРАНКФУРТ-НА-МАЙНЕ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЦВЕТ НАСТРОЕНИЯ», «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «ЮЖНАЯ ЗВЕЗДА», «LiteraruS» (ФИНЛЯНДИЯ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «СТУДИЯ» (БЕРЛИН), «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ЛИТКУЛЬТПРИВЕТ!», «ГРАФИТ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «ДЕНЬ И НОЧЬ», «НИЖНИЙ НОВГОРОД» . «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА», «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «ДРУГОЕ ПОЛУШАРИЕ», «ФОРМА СЛОВА», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО» (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», «ОГНИ НАД БИЙЕЙ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ) , «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «СЕВЕРО-МУЙСКИЕ ОГНИ», «КОВЧЕГ», «ПРОАРТИНФО», «МЕГАЛИТ», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «ЗОЛОТОЕ РУНО», в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ (К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и рассказов о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий - премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 15-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
.
Свидетельство о публикации №120032107305