Всё будет хорошо!
Начну с того, что цензура не ухудшает произведений, она их изменяет с целью скрыть основную мысль или часть мысли. Но люди в результате воздействия цензуры начинают менять свой внутренний код. Те, кто сочиняют, прибегают к специальным приёмам и передают основную мысль через более сложные образы и пользуются особым языком для этого.А те, кто читают или слушают чужие произведения, учатся понимать написанное, делая сноску на цензуру. Получается, что и овцы целы и волки сыты. Но для чего же тогда цензуру применяют, если она бессмысленна? - Ответ простой и, видимо, единственный - те, кто научится читать сквозь строчки, составляют процентов 10 от всех читателей или слушателей, а это означает, что решение каких-то проблем отодвигается в неопределённое будущее, так как написанное не доходит до потребителя, писавший своё произведение зря тратил время или почти зря.
Влияет цензура на творчество очень своеобразно и лучше приведу пример, что сократит время. Возьмём очень известное стихотворение Владимира Высоцкого 1968 года (написанное в виде песни для пьесы А.Штейна "Последний парад"), "Утренняя гимнастика"
Там шесть куплетов и к рассмотрению возьмём, для начала, четвёртый куплет:
"Если вы уже устали - Сели-встали, сели-встали, - Не страшны вам Арктика с Антарктикой! Главный академик Йоффе Доказал: коньяк и кофе Вам заменит спорта профилактика!"(Высоцкий В. В 2-х томах Т.2 Худ.лит.1993 год) Обратим внимание на нестыковку в тексте: Если человек устал от утренней зарядки, то почему ему будут не страшны Арктика с Антарктикой? Я полагаю, что первоначальный текст был иным:
Если вы уже успели
Сели - вышли, снова сели
Не страшны вам Арктика с Антарктикой
Главный академик Йоффе
Доказал: коньяк и кофе
Вам заменит спорта профилактика.
Однако это лишь предположение и не более того. Возможно, что текст изначально не менялся, а "сели-встали" - это из практики тюрем и лагерей, для специальной проверки на отсутствие посторонних предметов, т.е. Если человек уже даже устал от подобных действий, пройдя их, следовательно, много раз, то ему не будут страшны Арктика с Антарктикой. - Этот текст для очень подготовленного слушателя 1968 года. Однако на диске 1974 года, выпущенном фирмой "Мелодия", данный куплет отсутствует полностью. Кроме этого немного меняется текст в шестом куплете:
"Не страшны дурные вести - Начинаем бег на месте, - В выигрыше даже начинающий. Красота - среди бегущих,- Первых нет и отстающих, - Бег на месте общепримиряющий." (Первоначально было "Мы в ответ бежим на месте"). То есть спор между государством и людьми, антагонизм ретушируется, становится весьма скрытым и понятен лишь для очень подготовленных читателей.(Государство-работодатель резало нормы выработки, т.е. снижало зарплату, а люди в ответ на это работали спустя рукава ("Мы в ответ бежим на месте")). Интересно, что в СССР на дисках четвёртый куплет так и не появился, а присутствовал лишь на магнитной плёнке, что значительно сокращало число слушателей. После разрушения СССР американскими спецслужбами и образованием РФ, т.е уже при Ельцыне диски с первоначальным текстом появились. Но вот прошло двадцать два года и в стране, где цензура запрещена по конституции, если я не ошибаюсь, выступает группа "А-Студио" (2013 год) и что бы вы думали - опять исчез четвёртый куплет и в шестом куплете тоже текст стал изменённым ("Начинаем бег на месте"). В этом году я слышал эту песню по радио - кто-то пел в стиле хит-хоп и тоже самое, - советский вариант. Иными словами кто-то решил, что нужно вернуться к цензуре времён СССР, а кроме этого усилить давление на творческих людей, чтобы они сами были цензорами и не писали то, что не нравится власти нынешней. В противном случае их произведения никто не услышит и не увидит, а если уж очень они будут доставать государственную власть, то к ним примут меры работники карающих органов, назвав их экстремистами или ещё хуже - террористами. При такой ситуации уже прямым текстом писать никто не осмелится, т.е. писать то будут, но понимать их произведения смогут лишь несколько процентов населения, умеющего читать.
Казалось бы как всё плохо? - Но не спешите огорчаться, а почитайте произведения некоторых молодых, да и не очень молодых, творческих людей. Одновременно с введением цензуры произведения становятся более глубокими, насыщенными, имеющими в себе несколько слоёв мыслей одновременно и годные на то, чтобы их читали не только современники, но и люди будущих времён. Я не хочу приводить примеры, чтобы не навредить поэтам и писателям, которых я имел в виду, но при желании можете найти всё сами, думаю это не сложно.Таким образом, цензура отсеивает основную массу людей от определённой информации и одновременно делает более доступными, интересными нынешних поэтов и писателей читателям будущих времён, когда цензуру вновь отменят, я надеюсь. То есть это всё делается лишь для удержания власти нынешними политическими силами в настоящее время и на ближайшую перспективу. Если проанализировать ситуацию, то ещё 16, а может и более, лет придётся смотреть по сторонам и вводить самоцензуру лишь для собственной безопасности.
Цензура влияет ещё и на выбор репертуара певцов и музыкантов,сатириков... про поэтов я уже не говорю. Но при этом я заметил как стали применять выделение отдельных слов, ставя акценты в нужных местах, при этом слушатели даже не догадываются, что делается это сознательно. Исполнители не подвергают себя риску и одновременно высказываются. Конечно понимают такие тонкости далеко не все и труд творческих людей становится менее актуален, менее полезен для развития общества. Хотя появляются новые краски и это тоже факт. Приведу пример, так будет доступней...
Слушал я песню военных лет "Эх, дороги" в исполнении детского хора. Там есть фраза в тексте "чужая земля". Так вот эти дети на этой фразе сделали очень сильное выделение, усилив голос и удлинив слова, в результате получился очень оригинальный, совсем необычный эффект. Слушатель неожиданно стал сомневаться, а нужна ли ему, собственно, эта "чужая земля", за которую будут гибнуть солдаты и их может быть миллионы. В обычной редакции эта песня была интересна лишь специалистам, любителям военных песен времён второй мировой войны, а также некоторым людям, которые связаны с боевыми действиями в наше время, но в том виде, что слушал я, эта песня превратилась в совсем иное произведение, она стала антивоенной и даже политической для данного государства. Впрочем, раньше этого куплета певцы не пели, достаточно посмотреть клип Муслима Магомаева. Не думаю, что такой великий певец сам захотел убрать очень важный куплет из песни. Поэтому цензура не только замедляет развитие общества, но она и меняет иной раз даже сам смысл уже давно забытых или известных произведений.
Лично я имел счастье на себе узнать что такое цензура, но при этом я понял, что люди, которые цензуру используют, сами то её ненавидят, но сделать не могут ничего, так как им хочется работать на своём месте и не иметь каких-то проблем с властью. Поэтому, цензура - это одна из функций власти и обычные люди не могут на неё влиять. Следовательно нельзя винить простых людей в том, что они слабы, а нужно гордиться, что эти люди продолжают жить, не смотря на очень непростые условия. Если сопоставлять периоды, то конечно можно найти в истории массу примеров, когда цензура была сильна. Интересно, что при этом всегда была сильна и литература и искусство, а в периоды, когда цензура полностью отсутствовала творческие мысли почему-то значительно угасали. Это странно, но я заметил именно такое состояние дел. Получается, что цензура подстёгивает какую-то часть творческих людей к написанию произведений, которых бы они не придумали в обычных условиях. Это напоминает законы джунглей, где в обычных условиях ничего интересного не происходит, но в периоды пожаров, наводнений, засух животные ведут себя, порой совсем не так, как им предписывала природа, их поведение становится более разумным, происходит что-то необычное.
Конечно я против любой цензуры, но это совсем не означает, что мне нравится всё. В некоторых местах цензура будет применяться всегда и это может быть оправдано с точки зрения носителя цели, смысла данных мест или подразделений. Если цензура реально существует, то это означает и то, что данный тип государства не может существовать в обычных условиях, а он нуждается в карантинных мероприятиях, ему необходимо отсекать основную массу населения от какой-то информации, так как просочись эта информация в народ и государство может умереть в один миг. То есть спасая себя, государство придумывает всякие мероприятия и способы удержать власть над населением, а отсечение людей от некоторой информации намного упростит ему жизнь. Население при этом начинает отставать в развитии от других стран и со временем уже не способно будет жить в других странах без дополнительной подготовки. То есть цензура делает людей менее приспособленными к жизни в различных местах планеты, а наоборот усиливает их привязку к определённой местности. Тут я вспомнил, как в каком-то племени в среде туземцев было модным иметь длинные шеи и женщины надевали на себя кольца для удержания шей, в противном случае они не способны уже были выдерживать давление тяжёлой головы. Попадая в любую другую местность этим людям придётся несладко, они просто умрут от голода, не имея возможности заработать на хлеб, так как голова у них будет валиться на бок. Так и люди, длительное время подвергнутые цензуре, не смогут жить в тех местах, где этой цензуры нет, либо они будут испытывать значительные трудности, пока не освоятся. Тут можно вспомнить времена СССР и потом период, когда его не стало. До сих пор большая часть населения не приспособилась к новым условиям, люди страдают из-за своей неготовности к жизни в капиталистическом обществе.Поэтому внедрение цензуры не было воспринято обществом, как угроза от государства. Если бы цензуру стали внедрять в свободных странах, то это бы было очень непросто сделать, а в конечном итоге не дало бы никакого эффекта. Это напоминает то, как внедрили тотальный досмотр во всех транспортных узлах, прикрываясь борьбой с терроризмом. В результате людей стали досматривать без введения военного положения, что противоречит законам, нормам права и прочее. Но сопротивления народ опять не оказал, так как многие прошли в своей жизни похожие отношения, взаимодействуя с государством, типа службы в армии, отсидки в тюрьмах и лагерях, пребывая в пионерских лагерях в детстве, учась в школе и ходя в детский сад, работая на военных заводах и пр. Цензура очень похожа, в данном случае на эти рамки, через которые проходит только условно голый человек. Самим людям это не нужно, а вот власть будет спать спокойно, так как её вооружённым отрядам не сможет никто противостоять.
Сегодня день поэзии и тему я выбрал, возможно не совсем праздничную, но рассматривая цензуру со всех сторон, я пришёл к выводу, что в такие сложные периоды оставаться человеком, оставаться поэтом совсем не так просто и это в конечном итоге, с одной стороны, убьёт слабых литераторов, превратив их в рупор власти, причём не важно какой окраски, а с другой, можно будет увидеть исключительно великолепные произведения искусства, настоящие стихи, которые будут жить многие десятилетия или даже века. Что бы там не делали политики, а без настоящей литературы государства не смогут долго существовать, не смогут себя воспроизводить, не смогут развиваться и, в конечном итоге, погибнут. Поэтому, цензура - это враг государства в отдалённом будущем, враг народа в настоящем и отдалённом будущем и спаситель для временщиков и негодяев.
Тем ни менее, поздравляю всех поэтов с праздником поэзии и я, с некоторых пор, стал смотреть на мир тоже глазами поэта, что наверняка лучше и для меня, и для других людей. Смотреть на мир глазами полицейского, солдата, генерала, директора завода, торговца на рынке и пр. намного проще, но менее человечно. Поэзия делает людей похожими на богов или некими небожителями, хотя бы потому, что все боги, все пророки изъяснялись всегда стихами. Поэтому праздник поэзии - это, в тоже время, дань уважения богам. Атеисты при этом тоже причастны к празднику, так как отрицание божества - это стремление быть не хуже богов, которых другие почитают, а значит имеет потенциал всегда.
С праздником, друзья! Всё будет хорошо!
...............................................
Свидетельство о публикации №120032104820