Красота и уродство Эссе
КРАСОТА И УРОДСТВО
ЭССЕ
В мире красоты или уродства мы живем?
Вопрос в известном смысле риторический…
Но если заглянуть в Анналы большого искусства - Большой Литературы например - то скорее мы живем именно в МИРЕ УРОДСТВА а вовсе не в ми ре красоты…
Все уродливое и безобразное с поразительной гениальной и можно сказать соблазнительной легкостью выведено в Большой Литературе на уровне ее шедевров и признанной классики.
Фантастическое и уродливое как некое первоначало мира тайно а порой и явно властвует в творчестве Гофмана.
То же самое можно сказать и о великом творчестве Гоголя.
Например герои «Мертвых душ» Гоголя - классические ничтожества и классические уродцы одновременно.
Уродцы нравственные, уродцы духовные и уродцы как распространенные и реальные человеческие типы….
Воссоздавать и творить уродцев в художественной литературе при уме и таланте поразительно легко - это очень уж замечательно получается у многих художников слова …
Слишком легко и слишком замечательно получается и у великих талантов и у писателей с истинным талантом, но меньших по своему вкладу в «копилку» великой мировой литературы.
Сейчас уже ясно что Салтыков-Щедрин скажем - писатель именно «средней руки» (хотя и с ярким талантом, со своими большими достоинствами) а вовсе не выдающийся творец в славной когорте великих классиков русской литературы.
Так вот у Щедрина с какой легкостью выходили в его творчестве любые уродцы!!!
Достаточно заглянуть в нашумевшую в свое время «Историю одного города» Салтыкова-Щедрина которую при советской власти нам навязывали (по причине особой любви к ней ненавидевшего старую Россию Владимира Ленина) для изучения и почитания как «классику» русской литературы чтобы увидеть - это всего лишь галерея нескончаемых уродцев и бесконечные картины и картинки исполненной неизбывного уродства жизни.
Говорят что это мол сатира… что Щедрина влекло к себе осмеяние пороков человеческих и занят он был поисками некой правды жизни и путей к очищению жизни от социального зла…
Не похоже это все на истину.
С таким же успехом можно утверждать что и карлики и уродцы при дворе правителей прежних времен (вот хотя бы при дворе императрицы Анны Иоанновны в России ХУ111 столетия) выражали самим своим существованием «вблизи высокого трона» большую любовь этих правителей к «правде жизни» и их благородную жажду излечить жизнь своей страны от социальных и нравственных пороков.
Не так все это в действительности конечно - тяга к уродству, к его изображению и смакованию, к его потаенному культу есть неотъемлемая часть как раз низменного сознания и низменной культуры, которые при дворе той же императрицы Анны в российском ХУ111 веке проявились во всей красе и очень выразительно.
И Щедрина же явно увлекало все уродливое в человеческой жизни как таковое.
Ему несомненно приносило творческое и просто по человечески осязаемое реальное наслаждение изображать уродливое и при этом затаенно «смаковать» это уродливое в своем сознании, наслаждаться им...
И в то же время все возвышенное или просто высокое и достойное духовно и нравственно, то что можно назвать близким к прекрасному - было глубоко чуждо Салтыкову-Щедрину как художнику и на самом деле и как человеку на все сто процентов.
То же самое с некоторыми оговорками можно сказать и о Гоголе - одухотворенного достойного нравственно и прекрасного человека Гоголь убедительно изобразить в своем творчестве не смог.
Гоголь такого человека своим собственным духовным взором просто не видел - он был прикован к лицезрению уродства и ничтожества человечества как будто цепями. И ему это приносило тайное и болезненное наслаждение.
Вообще зло и порок, ничтожество и уродство изобразить воссоздать и реалистически описать намного проще (и намного соблазнительнее для художника!) чем изобразить возвышенное и полное истинной красоты…
Так разве нет подлинной красоты в мире?
Разве нет красоты и прекрасного рядом с нами в реальной жизни???
Есть в мире и прекрасное!
И есть в мире и подлинная красота!
Но вы наверное заметили - зримые черты истинно прекрасного проступают в творчестве больших художников слова (вот в творчестве больших поэтов в частности) прежде всего когда они пишут О ПРИРОДЕ.
Да. именно о природе.
О жизни цветов и трав, о шелесте листвы, в чудной неба синеве, о порхании бабочек и о деловитом жужжании пчел и шмелей на пригретых солнцем лесных полянах…
А когда творчество художника погружается в глубины жизни человеческой, в ее «темное варево» - тут уже рождаются или «Цветы зла» Бодлера или «Страшный мир» Блока… И очень очень редко хрестоматийное «Люблю грозу в начале мая…» где самого человека тоже кстати не видно…
Убедительно изобразить Красоту и Прекрасное в человеческой жизни
необычайно сложно.
Проще пойти по пути изображения уродства человека и всей его жизни… Уродства и убожества человека и всего человеческого.
По этому пути пошел Франц Кафка - пошел невольно, в силу собственной личностной несостоятельности своей - и его тут же (по историческим меркам очень быстро) вознесли на ПЬЕДЕСТАЛ ВЕЛИКОГО ТВОРЦА…
Хотя конечно вознесли на этот пьедестал его уже посмертно…
И сам Кафка никаких особых «лавров» великого творца при жизни не удостоился.
Скепсис по отношению к человеку, к его идеалам и ко всему идеальному вдохновил и поэзию Бродского….
Вы не заметили? - В поэзии Бродского идеального высокого и возвышенного на самом деле просто нет.
Категория ВОЗВЫШЕННОГО в поэзии Бродского отсутствует.
И это был тоже - знак прошедшего уже исторического времени.
Советская власть насильственно насаждала благородное и возвышенное повсюду - насаждала культ благородных одухотворенных и бескорыстных «строителей коммунизма» - и неприятие «лживой» советской власти естественным образом порождало отторжение и развенчание этого культа и в самой жизни и в творчестве.
Бродский свое отторжение от советских идеалов всем своим творчеством и выразил.
Но взамен советским выдуманным «пседоидеалам» Нобелевский Лауреат Иосиф Бродский тоже ничего тем не менее так и не предложил - только всепоглощающий СКЕПТИС, только НАСМЕШКУ над всем человеческим и над самим человеком, только нелюбовь у возвышенному и благородному как таковому.
Во многом благодаря уродливым на самом деле «усилиям» советской власти в области эстетики категория возвышенного и прекрасного трагически обесценилась в русской литературе и культуре в настоящее время - ей на смену пришло воинствующее уродство….
Мы понимаем что многим нашим современникам здесь в России у их большому (хотя и тайному) удовольствию представляется в высшей степени замечательным что нет уже прекрасного и благородного в мире вокруг, что все люди «сволочи», что можно воровать и лгать всюду всегда и во всем без стыда…
Но их вожделения идут вразрез с вековыми ценностями мировой культуры. Это тоже очевидно.
Надо сказать что внешний по отношению к России мир тоже не добавляет сегодня убежденности в том что прекрасное в человеческой реально и тем более в том что оно торжествует.
Когда вместо «мамы и папы» закон многих европейских стран освещает ныне «родителя номер один» и «родителя номер два» - это мало похоже на прекрасное в традиционном и истинном понимании этого слова..
Это есть на самом деле утверждение как нормы человеческой жизни именно УРОДСТВА, уродства биологического - ребенок «без пола», мать «без пола», отец «без пола»…
Но не будем конечно спорить с гомосексуалистами разных стран и народов.
Пусть они считают что их историческое время пришло.
В этом своем убеждении они - надо честно признать - во многом и действительно правы.
И пусть они торжествуют.
Нас заботит только Судьба Красоты в мире.
Прекрасное в мире есть.
В этом нет сомнений.
Но реально чувствовать его и изображать его в искусстве все сложнее и сложнее.
Категория Красоты и Возвышенного в современном искусстве трагически девальвирована.
Не случайно даже в кинематографе и в видеомире - настали ВРЕМЕНА МОНСТВОВ и КОШМАРНЫХ ИНОПЛАНЕТЯН …
Уж каких только монстров не создал Великий Голливуд!
Конечно есть во всех этих видеосагах с уродцами и монстрами и ПРИНЦЕЕСЫ и ГЕРОИ… И без них все таки современный видеомир тоже не обходится…
Но главное в подобном нынешнем искусстве для масс - ЭТО УРОДСТВО И ЕГО ИЗОБРАЖЕНИЕ….
Так же как в рисованных и иных видеороликах на эротические сюжеты побеждает ныне некий shemale - девушка с мужским половым органом которая творит сексуальные чудеса…
Порой кажется что весь наш мир превращается в такое вот SHEMALE…
Но вероятно даже если это и так - это не навсегда.
Наш человеческий мир снова разделится несомненно когда-то на юношей и девушек и снова узнает истинную Любовь Нежность и Красоту.
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов Сергей Николаевич. Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге) в 1960-м году. Историк, филолог, литературный критик, эссеист и поэт. Доктор филологических наук и кандидат исторических наук. С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии Наук. Автор большого числа работ по истории русской литературы и мысли и в том числе нескольких известных книг о русских выдающихся писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990; В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб. Издательство «Дм. Буланин» 2008; Антирационализм в художественно-философском творчестве основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009.
Публиковал произведения разных жанров во многих ведущих российских литературных журналах - «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской русскоязычной газете «Русская мысль» и др. Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате - в ленинградском самиздатском журнале «Часы» 1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки» был допущен и в официальную советскую печать. Входил как поэт в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ» и «ДДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в петербургском «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь» и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах.
После долгого перерыва вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и во многих изданиях за рубежом от Финляндии и Германии, Польши и Чехии до Канады и Австралии - в журналах «НЕВА», «Семь искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК», «КУБАНЬ». «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ), «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ, «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12», «БЕРЕГА», «НИЖНИЙ НОВГОРОД» . «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др., в изданиях «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА», «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД», «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН», «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» , «АВТОГРАФ», «Форма слова» и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я ПАРАЛЛЕЛЬ», «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА), «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) , «КОВЧЕГ», «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ), «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ» в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ ГОЛУБИ(К 125-летию М.И. Цветаевой), «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и рассказов о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019) и в целом ряде других литературных изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий - премии «Поэт года», «Наследие» и др.
Является автором более 15-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков. Живет в Санкт-Петербурге.
Свидетельство о публикации №120032004561