Красота и уродство Эссе

СЕРГЕЙ  НОСОВ

КРАСОТА И УРОДСТВО
            ЭССЕ

       В мире красоты или уродства мы живем?
       Вопрос в известном смысле  риторический…
       Но если заглянуть в Анналы большого искусства - Большой Литературы например - то скорее мы живем именно в МИРЕ УРОДСТВА а вовсе не в ми ре красоты…
       Все уродливое и безобразное с поразительной гениальной и можно сказать соблазнительной легкостью выведено в Большой Литературе на уровне ее шедевров и признанной классики.
       Фантастическое и уродливое как некое первоначало мира тайно а порой  и явно властвует в творчестве Гофмана.
       То же самое можно сказать и о великом творчестве Гоголя.
       Например герои «Мертвых душ» Гоголя - классические ничтожества и классические уродцы одновременно.
          Уродцы нравственные, уродцы духовные и уродцы как распространенные и реальные человеческие типы….
          Воссоздавать и творить уродцев в художественной литературе при уме и таланте поразительно легко - это очень  уж  замечательно получается у многих художников слова … 
        Слишком легко и слишком замечательно получается и у великих талантов и у писателей с истинным талантом, но меньших по своему вкладу в «копилку» великой мировой литературы.
           Сейчас уже ясно что Салтыков-Щедрин скажем - писатель именно   «средней руки» (хотя и с ярким талантом, со своими  большими достоинствами) а вовсе не выдающийся творец в славной когорте великих классиков русской литературы. 
              Так вот у Щедрина с какой легкостью выходили в его творчестве любые уродцы!!!
         Достаточно заглянуть в  нашумевшую в свое время «Историю одного города» Салтыкова-Щедрина которую при советской власти нам навязывали  (по причине особой любви к ней ненавидевшего старую Россию Владимира Ленина)  для изучения и почитания как «классику» русской литературы чтобы увидеть -  это всего лишь галерея нескончаемых уродцев и бесконечные картины и картинки  исполненной неизбывного уродства жизни.
          Говорят что это мол сатира… что Щедрина влекло к себе осмеяние пороков человеческих и занят он был поисками некой правды жизни и путей к  очищению жизни от социального зла…
            Не похоже это все на истину.
           С таким же успехом можно утверждать  что и карлики и уродцы при дворе правителей прежних времен (вот хотя бы при дворе императрицы Анны Иоанновны в России ХУ111  столетия) выражали самим своим существованием «вблизи высокого трона»  большую любовь этих правителей  к «правде жизни» и их благородную жажду излечить жизнь своей страны от социальных и нравственных пороков.
            Не так все это в действительности конечно  - тяга к уродству, к его изображению и  смакованию, к его потаенному культу  есть неотъемлемая часть как раз низменного сознания и низменной культуры, которые при дворе той же императрицы Анны в российском ХУ111 веке  проявились во всей красе и очень выразительно.
            И Щедрина же явно увлекало все уродливое в человеческой жизни как таковое.
        Ему несомненно приносило творческое и просто по человечески осязаемое реальное наслаждение изображать уродливое и при этом  затаенно «смаковать» это уродливое в своем сознании, наслаждаться им... 
            И в то же время все возвышенное или просто высокое и достойное духовно и нравственно, то что можно назвать близким к прекрасному - было глубоко чуждо Салтыкову-Щедрину как художнику и на самом деле и как человеку на все сто процентов. 
            То же самое с некоторыми оговорками можно сказать и о Гоголе - одухотворенного достойного нравственно и прекрасного человека Гоголь убедительно изобразить в своем творчестве не смог.
      Гоголь такого человека своим собственным духовным взором просто не видел -  он был прикован к лицезрению уродства и ничтожества человечества как будто цепями. И ему это приносило тайное и болезненное наслаждение.
         Вообще зло и порок, ничтожество и уродство изобразить воссоздать и реалистически описать намного проще (и намного соблазнительнее для художника!) чем изобразить возвышенное и полное истинной красоты…
         Так разве нет подлинной красоты в мире?
          Разве нет красоты и прекрасного рядом с нами в реальной жизни???
          Есть в мире и прекрасное!
          И есть в мире и подлинная красота!
         Но вы наверное заметили - зримые черты истинно прекрасного проступают в творчестве больших художников слова (вот в творчестве больших поэтов в частности) прежде всего когда они пишут О ПРИРОДЕ.
             Да. именно о природе.
            О жизни цветов и трав, о шелесте листвы, в чудной неба синеве,  о порхании бабочек  и о деловитом жужжании пчел и шмелей на пригретых солнцем лесных полянах…
           А когда творчество художника погружается в глубины жизни человеческой, в ее «темное варево» - тут уже рождаются или «Цветы зла» Бодлера или «Страшный мир» Блока…  И очень очень редко хрестоматийное «Люблю грозу в начале мая…» где самого человека тоже кстати не видно…
          Убедительно изобразить Красоту и Прекрасное в человеческой жизни
необычайно сложно.
             Проще пойти по пути изображения уродства человека и всей его жизни…  Уродства и убожества человека и всего человеческого.
              По этому пути пошел Франц Кафка - пошел невольно, в силу собственной личностной несостоятельности  своей - и его тут же (по историческим меркам очень быстро) вознесли на ПЬЕДЕСТАЛ ВЕЛИКОГО ТВОРЦА…         
            Хотя конечно вознесли на этот пьедестал его уже посмертно…
             И сам Кафка никаких особых «лавров» великого творца при жизни не удостоился.
             Скепсис по отношению к человеку, к его идеалам и ко всему идеальному  вдохновил и поэзию Бродского….
           Вы не заметили? - В поэзии Бродского идеального высокого и возвышенного на самом деле просто нет.
           Категория ВОЗВЫШЕННОГО в  поэзии Бродского  отсутствует.
           И это был тоже - знак прошедшего уже исторического времени.
             Советская власть насильственно насаждала благородное и возвышенное повсюду - насаждала культ благородных одухотворенных и бескорыстных «строителей коммунизма» - и неприятие «лживой» советской власти естественным образом порождало отторжение и развенчание этого культа и в самой жизни и в творчестве.
             Бродский свое отторжение от советских идеалов всем своим творчеством и выразил.
             Но взамен советским выдуманным «пседоидеалам» Нобелевский Лауреат Иосиф Бродский тоже ничего тем не менее так и  не предложил   - только всепоглощающий СКЕПТИС,  только НАСМЕШКУ над всем человеческим и над самим человеком, только нелюбовь у возвышенному и благородному как таковому.
             Во многом благодаря уродливым на самом деле «усилиям» советской власти в области эстетики категория возвышенного и прекрасного трагически обесценилась в русской литературе и культуре в настоящее время - ей на смену пришло воинствующее уродство….
             Мы понимаем что многим нашим современникам здесь в России у их большому (хотя и тайному) удовольствию представляется в высшей степени замечательным что нет уже прекрасного и благородного в мире вокруг, что все люди «сволочи», что можно воровать и лгать всюду всегда и во всем без стыда…
           Но их вожделения идут вразрез с вековыми ценностями мировой культуры. Это тоже очевидно.
          Надо сказать что внешний по отношению к России мир тоже не добавляет сегодня  убежденности в том что прекрасное в человеческой реально и тем более в том  что оно торжествует.
      Когда вместо «мамы и папы» закон многих европейских стран освещает ныне «родителя номер один» и «родителя номер два» - это мало похоже на прекрасное в традиционном и истинном понимании этого слова..
        Это есть на самом деле утверждение как нормы человеческой жизни именно УРОДСТВА, уродства биологического - ребенок «без пола», мать  «без пола», отец «без пола»…
        Но не будем конечно спорить с гомосексуалистами разных стран и народов.
        Пусть они считают что их историческое время пришло.
        В этом своем убеждении они - надо честно признать - во многом и действительно правы.
       И пусть они торжествуют. 
       Нас заботит только Судьба Красоты в мире.
       Прекрасное в мире есть.
        В этом нет сомнений.
        Но реально чувствовать его и изображать его в искусстве все сложнее и сложнее.
      Категория Красоты и Возвышенного в современном  искусстве трагически девальвирована.
       Не случайно даже в кинематографе и в видеомире - настали ВРЕМЕНА МОНСТВОВ и  КОШМАРНЫХ ИНОПЛАНЕТЯН …
       Уж каких только монстров не создал Великий Голливуд!
       Конечно есть во всех этих видеосагах с уродцами и монстрами и ПРИНЦЕЕСЫ и ГЕРОИ… И без них все таки современный видеомир тоже не обходится…
          Но главное в подобном нынешнем искусстве для масс - ЭТО УРОДСТВО И ЕГО ИЗОБРАЖЕНИЕ….
           Так же как в рисованных и иных видеороликах на эротические сюжеты побеждает ныне некий shemale - девушка с мужским половым органом которая творит сексуальные чудеса…
             Порой кажется что весь наш мир превращается в такое вот SHEMALE…
             Но вероятно даже  если это и так - это не навсегда.
              Наш человеческий мир снова разделится несомненно когда-то на юношей и девушек и снова узнает истинную Любовь Нежность и Красоту.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:
Носов  Сергей Николаевич.  Родился в Ленинграде ( Санкт-Петербурге)  в 1960-м году. Историк, филолог,  литературный  критик, эссеист  и поэт.  Доктор  филологических наук и кандидат исторических  наук.  С 1982 по 2013 годы являлся ведущим сотрудником   Пушкинского Дома (Института Русской Литературы) Российской Академии  Наук. Автор большого числа работ по истории  русской литературы и мысли и в том числе нескольких   известных книг  о русских выдающихся  писателях и мыслителях, оставивших свой заметный след в истории  русской культуры: Аполлон Григорьев. Судьба и творчество. М. «Советский писатель». 1990;  В. В. Розанов Эстетика свободы. СПб. «Логос» 1993; Лики творчестве Вл. Соловьева СПб.  Издательство «Дм.  Буланин» 2008;  Антирационализм в художественно-философском творчестве  основателя русского славянофильства И.В. Киреевского. СПб. 2009. 
    Публиковал произведения разных жанров  во  многих ведущих российских литературных журналах  -  «Звезда», «Новый мир», «Нева», «Север», «Новый журнал», в парижской  русскоязычной газете  «Русская мысль» и др.  Стихи впервые опубликованы были в русском самиздате  - в ленинградском самиздатском журнале «Часы»   1980-е годы. В годы горбачевской «Перестройки»  был допущен и в официальную советскую печать.  Входил как поэт  в «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ВЕРЛИБРА», «АНТОЛОГИЮ РУССКОГО ЛИРИЗМА», печатал  стихи в «ДНЕ ПОЭЗИИ РОССИИ»  и «ДДНЕ ПОЭЗИИ ЛЕНИНГРАДА», в журналах «Семь искусств» (Ганновер), в  петербургском  «НОВОМ ЖУРНАЛЕ», альманахах «Истоки», «Петрополь»  и многих др. изданиях, в петербургских и эмигрантских газетах. 
После долгого перерыва  вернулся в поэзию в 2015 году. И вновь начал активно печататься как поэт и в России и  во многих изданиях за рубежом от  Финляндии  и Германии,    Польши и Чехии  до Канады и Австралии  - в журналах «НЕВА», «Семь  искусств», «Российский Колокол» , «ПЕРИСКОП», «ЗИНЗИВЕР», «ПАРУС», «АРТ», «ЧАЙКА» (США)«АРГАМАК»,  «КУБАНЬ».  «НОВЫЙ СВЕТ» (КАНАДА), « ДЕТИ РА», «МЕТАМОРФОЗЫ» , «СОВРЕМЕННАЯ ВСЕМИРНАЯ ЛИТЕРАТУРА» (ПАРИЖ),   «МУЗА», «ИЗЯЩНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ», «НЕВЕЧЕРНИЙ СВЕТ,  «РОДНАЯ КУБАНЬ», «ПОСЛЕ 12»,  «БЕРЕГА»,  «НИЖНИЙ НОВГОРОД» . «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ» и др.,   в  изданиях  «Антология Евразии», «АНТОЛОГИЯ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ХХ1 ВЕКА», «ДЕНЬ ЛИТЕРАТУРЫ», «ПОЭТОГРАД»,  «ДРУГИЕ», «КАМЕРТОН»,   «АРТБУХТА», «ЛИТЕРАТУРНЫЙ СВЕТ», «ДЕНЬ ПОЭЗИИ» ,  «АВТОГРАФ»,  «Форма слова»  и «Антология литературы ХХ1 века», в альманахах « НОВЫЙ ЕНИСЕЙСКИЙ ЛИТЕРАТОР», «45-Я  ПАРАЛЛЕЛЬ»,  «ПОРТ-ФОЛИО»Й (КАНАДА),  «ПОД ЧАСАМИ», «МЕНЕСТРЕЛЬ», «ИСТОКИ», «ЧЕРНЫЕ ДЫРЫ БУКВ», « АРИНА НН» , «ЗАРУБЕЖНЫЕ ЗАДВОРКИ» (ГЕРМАНИЯ), «СИБИРСКИЙ ПАРНАС», «ЗЕМЛЯКИ» (НИЖНИЙ НОВГОРОД) ,  «КОВЧЕГ»,   «ЛИКБЕЗ» (ЛИТЕРАТУРНЫЙ АЛЬМАНАХ),  «РУССКОЕ ПОЛЕ», «СЕВЕР», «РУССКИЙ ПЕРЕПЛЕТ»  в сборнике посвященном 150-летию со дня рождения К. Бальмонта, сборниках «СЕРЕБРЯНЫЕ  ГОЛУБИ(К 125-летию  М.И. Цветаевой),  «МОТОРЫ» ( к 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского), «ПЯТОЕ ВРЕМЯ ГОДА» (Альманах стихов и рассказов о Любви. «Перископ»-Волгоград. 2019)  и   в целом ряде  других   литературных  изданий.
В 2016 году стал финалистом ряда поэтических премий - премии  «Поэт года», «Наследие»   и др.   
Является автором более 15-ти тысяч поэтических произведений. Принимает самое активное участие в сетевой поэзии.
Стихи переводились на несколько европейских языков.  Живет в Санкт-Петербурге.   







       

         
    
       
          
       


Рецензии