Десять лет... Тамаз Чиладзе. Вольный перевод
за предоставленный оригинал
Рубцам из памяти – вот уже десять лет,
Пицунда с Гагрой мне снятся ночным прибоем.
Но как вернуть десять заповедей Земле
С такой пронзительной, неимоверной болью?!
Слышны мне стоны натруженных, крепких рук,
Дыханье песен в печальном глухом надрыве.
Мой ангел с ними на горьком поёт ветру,
И тихо море ему оживляет крылья.
Свидетельство о публикации №120032000348
В отличие от эквиритмичного, где ритмика и рифмы должны в точности совпадать с исходником.
Вообще, у любого логаэда существует какой-либо базовый трёхсложный размер.
В вашем случае - это пятистопный амфибрахий:
- ! - (-) ! - - ! - - ! - (-) !
где (-) - пропуск слогов базовой ритмики в качестве стяжений
второй и пятой стопы.
- ! - ! - - ! - - ! - !
Единственным нарушением ритма можно считать пиррихий на слове "заповедЕй".
Но в чём тут суть претензий?
Пропуск схемного ударения в трёхсложном размере (а в пиррихии, как в базе),
не то, чтобы "сбой", но значительное замедление декламации.
А в этой третьей строке первое восприятие отягощается ещё и сверхсхемным
ударением в слове "дЕсять":
Но как вернуть десять заповедей земле
- ! - ! (!) - ! - - (-) - !
Сверхсхемное ударение в трёхсложном размере разрешено,
когда оно стоит сразу после схемного (как у вас), но не перед.
Но в логаэдах считается крайне нежелательным.
Вообще эта строчка так и тянется к "родному" амфибрахию
и по ритмике и по смыслу.
Но как же вернуть десять заповедей на земле.
Это и есть главная проблема при написании тех же акцентных тонических стихов,
когда авторский слух изначально заточен на силлабо-тонику.
Так же, как не сразу перестраиваешься на написание белого стиха,
когда по смыслу авторских слух предлагает именно рифму.
А что же делать вам с этой строкой?
Уверен, что и вы сами и любой грамотный читатель уже со второго, третьего раза,
поняв особенности ритмики этой строки, безболезненно для общего ритма
сможет продекламировать её и внутренне и вслух.
А вот для критической оценки по "Гамбургскому счёту" - это уже достаточно
серьёзное нарушение.
Гольгертс 30.03.2020 03:44 Заявить о нарушении
Владимир Евангулов 30.03.2020 13:24 Заявить о нарушении
и описано, а споры идут, главным образом, о допусках и критичности нарушений.
Вот моя статья, где, в частности, такая классификация приводится:
http://www.stihi.ru/2020/01/28/10215
"Гамбургский счёт" - это свобода от личных вкусовых предпочтений.
Понятно, что в оценке "содержания", которому уделяется мало внимания,
такой свободы быть не может. Если кто-то не приемлет ту же "Гражданскую лирику",
то и никогда не станет оценивать её положительно, да и с какой стати?
Однако это безусловное право личной индивидуальной оценки, но не сравнительной,
например, на том же конкурсе.
Поэтому когда "арбитр" на конкурсе объясняет свою низкую оценку:
"Почему-то я настроена была на лирический лад. Извините." (с)
можно ли серьёзно относиться к его итогам?
Но что характерно, это "дело вкуса" благополучно переносится и на технику стихосложения.
Весь "Академизм", общепринятые правила и приоритеты стихосложения отправляются
"фтопку" личного общего восприятия. Только в разной степени крайности суждений
и оценок того или иного сегмента. Вплоть до заявлений, типа:
"А я вообще не люблю трёхсложные размеры, да ещё с дактилической рифмой!"
Что же говорить о предпочтениях в логаэдных ритмах?
Именно для того, чтобы попытаться убрать субъективность общей оценки, хотя бы
в каком-то отдельном сегменте и проводятся конкурсы по техническому заданию.
Но это именно что попытки. А по сути утопия, как и всё понятие "Гамбургского счёта",
который вообще в искусстве и стихосложении, в частности, неприменим.
Гольгертс 30.03.2020 16:41 Заявить о нарушении
"Но десять истинных заповедей Земле
Вернуть возможно лишь с неимоверной болью"
Буду рада, если мои варианты помогут.
Мария Абазинка 30.03.2020 16:59 Заявить о нарушении
Хотя... кто этому пункту особо следовал?
Гольгертс 30.03.2020 17:19 Заявить о нарушении
Владимир Евангулов 30.03.2020 18:20 Заявить о нарушении
Таких красивых пустых пляжей с мельчайшей (с мышиный горошек) галечкой, такого чистейшего лазурного моря я никогда не видела. Жители рады были принять хоть каких-то туристов. Но ночью там стреляли, не уснёшь..
Владимир, ради гладкости ритма без сбоев, лично я готова и смысл слегка "подвинуть". Заметила, что даже смешным пародиям, имеющим ритмические сбои, я не ставлю хороших оценок. Просто моё восприятие заточено на ритм. А у Олега - на рифму. Так что мы здесь у Вас отметились не случайно, наверное..)
Мария Абазинка 30.03.2020 18:34 Заявить о нарушении
Владимир Евангулов 30.03.2020 19:14 Заявить о нарушении
Изначально Моисею определили 25 заповедей.
Многовато, сказали евреи. Ну ладно, пойду поторгуюсь.
Возвращается Моисей с Горы:
- Евреи, у меня для вас две новости, одна плохая, другая
хорошая, какую сначала?
- Давай хорошую.
- Сошлись на десяти...
- Ооо, ну давай теперь плохую.
- Прелюбодеяние вошло...
А вообще, я не любитель ни стёба, ни пародий, ни так называемой "ржаки" в стихах.
Вместо этого существует ирония и самоирония.
Гольгертс 30.03.2020 19:22 Заявить о нарушении
Владимир Евангулов 30.03.2020 19:42 Заявить о нарушении
Владимир Евангулов 30.03.2020 19:46 Заявить о нарушении
Отвечу своим:
Можно научиться проигрывать семь нот в секунду - это техника!
Но можно этими же семью нотами семь минут сводить с ума - это гениальность!
Гольгертс 30.03.2020 19:47 Заявить о нарушении