Массандра или спирт в авиации
"Даже если спирт замёрзнет,
Всё равно я пить не брошу:
Буду грызть его зубами,
Потому что он - хороший!"
Слова - народные, народ - авиационный...
Спирт в авиации это святое. Нормы и порядок его использования чётко прописаны в священных книгах авиаторов - регламентах технического обслуживания самолёта. При этом его ещё и пьют, хотя в священных книгах об этом ничего не говорится.
Пьют постоянно, самозабвенно и в невероятных количествах. Причём те, кто думает, что употребляют спирт не по назначению только техники - глубоко ошибаются. О том, как пьют летчики, можно слагать легенды! При этом авиаторы убеждены, что это и есть основное его предназначение.
Технически же спирт на самолёте применяют везде: в системах противообледенения, охлаждения агрегатов, кондиционирования кабин, для обслуживания кислородного, радиоэлектронного и элктрического оборудования. Причём только (!) медицинский спирт - именно чтобы не дай Бог не потравить личный состав.
Спирт и пьется и применяется как в чистом виде, так и в разбавленном - в качестве спирто-водяной смеси в разных концентрациях. Весёлый и благодарный авиационный народ дал каждому типу этого благородного напитка своё название:
ШИЛО - чистый, неразбавленный спирт.
ШПАГА - спирт разбавленный классическим способом - водой напополам.
Эти названия скорее всего пришли в авиацию с морского флота. Флот ведь был раньше, а спирт - всегда...
СУЛТЫГА - спирт, разбавленный дистилированной водой, для технического использования, как правило до 30°.
ЛИКЁР ШАССИ - а вот это только авиационное название. В гидравлической системе тормозов, конкретно истребителя МиГ-15, использовалась смесь спирта и глицерина. Крепостью она была не более 30°, а глицерин придавал ей сладковатый привкус. Потому и "ликёр". А так как колеса самолёта называются "шасси", то остряки от авиации прозвали этот божественный напиток "ликёр шасси".
Ну и конечно же МАССАНДРА! Это смесь спирта и дистилированной воды, крепостью до 55°. Использовалась исключительно на истребителях МиГ в системе кондиционирования кабины.
И вот тут целая легенда:
Ведущими советскими авиаконструкторскими бюро, создававшими истребители "Су" и "МиГ", были "КБ Сухого" и "КБ Микояна и Гуревича".
В годы волевых решений Политбюро, кто-то из партийных руководителей обеспокоился легкой доступностю бесплатного алкоголя для советских авиаторов. При этом Политбюро совсем не волновало почему самолёт летает, а крыльями не машет. Главным конструкторам Павлу Осиповичу Сухому и Артёму Ивановичу Микояну было рекомендовано убрать спирт из советской авиации, как позорный пережиток прошлого, разлагающий моральный облик воина-авиатора. Легенда гласит, что Артём Иванович смог объяснить своему старшему брату Анастасу Ивановичу Микояну, в то время члену Политбюро ЦК КПСС, нецелесообразность и преждевременность такого решения, а тот отстоял в ЦК мнение брата.
Так вот, название "массандра" это аббревиатура с глубоким смыслом: "Микоян Анастас Советский Сын Армянского Народа Дарит Радость Авиации"!!!
Такая вот история. Хотите - верьте, хотите - нет)))
19 марта 2020 г.
Свидетельство о публикации №120032003249