Легенда о поиске бессмертия

Предисловие

Легенды и сказания вайнахов – это поэтический эпос о средневековом мире кавказских горцев. Из глубокой древности дошли до нас сказания и легенды чеченского и ингушского народов. Многие из них основаны на замечательных событиях прошлого: о подвигах и деяниях древних вождей во имя чести, справедливости и добра. В сказаниях причудливо переплетается правда и вымысел, сочетание фантазии с глубокими человеческими чувствами.
 Легенды, сказания и мифы заключают в себе глубокий философский смысл, хранят историческую память народа, обладают занимательностью сюжета, красотой и поэтичностью образов, дают пищу для размышлений, будят воображение и дарят эстетическое наслаждение.
 Мифы и былины вайнахских народов ярко отражают национальные особенности, характер, быт и нравы, но главная их суть – стремление к добру и справедливости, общее для всего человечества. Мифология чеченцев, ингушей, аккинцев, кистинцев и бацбийцев. Вайнахи народы нахской языковой группы. Сказания, предания, легенды и мифы дошли до нас в виде кавказского фольклора в основе которого лежат языческие верования вайнахов до исламского периода.Мифология вайнахов доказательство развития высокой духовности, силы художественного воображения и глубокой мудрости чечено-ингушского народа. Вероятно, у кого-то возникнут сомнения, стоит ли вспоминать легенды, противопоставляющие себя священным текстам из Корана. Однако, несомненен факт того, что мифология вайнахов существенная часть духовного наследия нации. Многие из ее текстов принадлежат историческим переходным периодам: от язычества к христианству, и затем исламу. Пласт религиозных легенд и преданий показал ясный ориентир, двигаясь по которому нация пришла к принятию ислама. Искажение исторического прошлого нации, уничтожение культурного наследия народа ведет к неминуемой утрате исторической памяти и разрушению нации.

Читатель мой, придя на сходню,
Внимателен будь, терпелив.
Сядь поудобнее сегодня,
Вайнахский слушай новый миф.

В долине, среди гор, с размахом,
Нигде - нибудь в других мирах.
Средь прочих королей и шахов,
КайсАр жил праведник, падчах.

Он справедлив в стране был с каждым,
Его любила даже знать.
Но вот случилось, что однажды,
Вдруг заболела его мать.
 
Как занемОгла, возлежала,
А у постели верный сын.
Рука его тогда лежала
Под головой, с ней был един.

И сколько времени болела,
Держал он руку под главой,
Мать лишь в глаза ему глядела.
Не мог тревожить он покой.

Но излечилась, благосклонно,
Душа её, и круговерть…
Рука ж осталась искривлённой,
Кайсар поведал боль и смерть.

Прознал Бог, молвил: «Обусловьте!
Падчах наш выше всех похвал!»
Он ангела, звать МулкалмОвта,
Послал узнать, что тот желал.

«Любовь же к матери бесценна,
Что хочешь знать, о чём мечтал?!

«Сколь лет опущено мне в свете?!», -
КайсАр так скромно отвечал.

«Двенадцать лет в пути земного», -
Взгляд в него ангел задержал.

«Могу ли жизнь продлить немного?», -
Падчах смиренно вопрошал.

«Не в этом мире нашем бранном,
В другом, представь, вообрази.
В том мире есть одна поляна,
Зовут её БардАл-азИ.
Весы там есть, но не простые,
Те - равновесят, ДА и НЕТ,
Ни смертные и ни святые,
Не могут их пройти на свет.
Есть и родник с водой святою,
Зовется он – МалА – аИт.
Всего глоток, того он стоит, 
Ты сможешь перейти весы.
Как перейдёшь, НЕТ, враз отвергнет,
Бессмертие тому цена.
Никто из мира ваших смертных,
Не смог весы пройти пока».

Кайсар отправился и долго
шёл в мир весов, искал порог.
Был и родник с водой, но только, 
Весы он перейти не смог.

Да, видно тяжелы пороки,
Чтоб сделать былью чудеса.
Смогли пройти весы пророки,
Хизир – святой, святой Иса.

И повернул Кайсар обратно,
Назад идти, так труден путь.
Здесь много серебра и злата,
И ни объехать, ни свернуть.
«Раскается любой в том смертный,
Кто злато взял, не в этом суть.
Всё будет так, вы мне поверьте,
Судьбу нельзя нам обмануть».

И вновь напомнил о запрете,
Мир искушения пройдя.
Он разъясняет всем в ответе,
Что можно делать, что нельзя.

«Тот сожалеть, конечно, будет,
 Что слишком мало злата взял.
Другой себя потом накрутит, 
Что взять он мог, но я не дал».

И возвращаясь, в том походе,
Истёк срок жизни, что Бог дал,
Он умирает, на исходе,
Но просит в жизни свой финал.

«Смерть – то для горя просто пища,
Для сердца матери провал…
Скажите, пусть она отыщет
Троих, кто горя не познал.
И сделает им подношенье…», -

Кайсар скончался в эту ночь.
Смолчали воины в смущенье,
Но волю передали в точь.

Мать обошла село, другое,
Но нет нигде таких людей,
Что миновало в жизни горе,
Судьба была светла светлей.

Сын умер, и с судьбой не споря,
Мать понялА: из века век,
Весть смерти близкого и горе,
Познает каждый человек.


Рецензии
Познавательно,прекрасно и так талантливо.

Сергей Лутков   05.08.2022 13:58     Заявить о нарушении
Рад твоему отзыву к легенде, Сергей. С признательностью,

Игорь Апрельский   08.08.2022 06:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 55 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.