5. Сашкин колокол. Из далёкого 1937. Повесть
Мы в Васильках. Или в Васильково. Или, в старину, - Васильево. Как хочешь, мой дорогой Читатель. Выбирай сам, какое название тебе по-душе.
Васильки тоже стояли на Большой Тихвинской дороге, да к тому же ещё и на обрывистом берегу реки Лавы. Там, где знаменитый каньон на реке Лава.
Здесь сохранился красивейший каменный старинный мост через реку, очень крепкий до сих пор. Строили тогда на славу. Старинный мост из известнякового камня-доломита.
Ещё сохранились в этой деревне участки Большой Тихвинской дороги, выложенные булыжником. Как будто переносишься в 17-18 века, находясь в Васильках.
Здесь также, как и в Луках(в Лукинском), есть старинный дворянский усадебный парк, вернее остатки от него в виде замечательной рощицы.
И здесь тоже есть своё старинное сельское кладбище-погост вокруг руин Троицкой (Белой) церкви.
Сельский погост со своими древними плитами, на которых чернеют загадочные надписи - послания потомкам из прошлого. И плиты эти древние тоже заросли ярко-зелёным мхом, как и в Луках, что неподалёку отсюда.
***********
Вообще, в каждом населённом пункте, даже в самом маленьком и незначительном, в любом уголке планеты нашей, не такой уж и большой, есть свой собственный музей.
И музеем этим является, конечно же, кладбище.
Кладбище - это самая правдивая История данного хуторка, мызы, деревеньки, села, посёлка, городка, и города наконец.
Кладбище - это застывшая во времени История. Кладбище никогда не лжёт нам.
Кладбища - это вечные музеи данной, конкретной земли.
Повторяю, кладбище никогда не врёт нам, в отличие от продажных "историков", - чиновников от науки под названием "История". А также в отличие от продажных, ангажированных журналистов.
Им всем, История - это псевдонаука, на потребу сиюминутным "хотелкам" правителей-временщиков. Как общедоступная девка-проститутка. Вывернут бедную Историю, как угодно очередному ничтожному "атаману" державы нашей.
С Историей постоянно "балуются" и писатели-беллетристы, частенько пишущие свои "исторические" книги, выковыривая многочисленные "факты Истории" из своего собственного носа.
Не хочу задевать, конечно же, великого фантазёра Александра Дюма. А также "русского Дюма" - Валентина Пикуля. Добрая им память. Их книги - это развлекуха, развлекательное чтение, а не настоящая История. Но они на это и не претендовали. Просто они брали какой-либо исторический факт и на него наворачивали свои богатые, неуёмные домыслы, абсолютно не претендуя на "истину в последней инстанции".
***********
Здесь, в Васильках, есть каменные руины от старинной мельничной плотины на реке, построенной ещё в 1813. Им уже 200 лет.
Сохранившиеся руины старой водяной мельницы, в отличие от бедной (недалёкой от Васильково) Старой Мельницы, где мельница на речке Ковре (притоке Лавы) сохранилась лишь в виде старинного названия деревеньки, и не более того. Но, хоть так.
Даже большой старый дворянский деревянный дом тайного советника в отставке А.Ф. Зубарева сохранился здесь, в Васильково, правда в сильно изменённом и перестроенном виде.
Зубарев, восстав на минутку из своей могилы, ни за что не узнал бы своего дома, и снова прыгнул бы с горя в могилу свою, проклянув на прощание всё тех же коммуняг-большевиков, этих "радетелей райской жизни для простых людей". Будь они неладны, эти радетели.
Не умели, да и не хотели красно-серые большевики беречь старину, наследие предков своих, давно почивших в бозе.
***********
По реке Лаве, в 18-19 веках, даже сплавляли лес из местных лесов. Брёвна спускали в реку, и они плыли вниз по течению. Либо до каналов Ладожских, либо до самой Ладоги. И уже после, моряки тащили по воде эти брёвна в столицу империи российской Санкт-Петербург, а проще говоря - в Неву-реку. А она уж сама унесёт этот плавающий на воде лес в славный стольный город Питер.
Этот факт, что по Лаве сплавляли лес, говорит о многоводности в те времена этой сегодняшней скромной речки.
Из Ладожского озера и из Ладожских каналов, по реке Лаве, раньше можно было доплыть на лодках, баркасах, катерах и баржах до самих Васильков. Значит много тогда воды было в речке этой. А сейчас это уже не та река, что в 17-18-19 веках была. Нет уже большой воды в Лаве, впадающей в Ладожское озеро.
Глядя на картины известного, талантливейшего русского художника-пейзажиста первой половины 19 века Михаила Ивановича Лебедева, которые он писал в 1833 году в Василькове и его окрестностях, трудно поверить, что Лава была такой солидной и значительной рекой в те времена. Достаточно посмотреть на его прекрасную картину-шедевр "Васильково" (Третьяковская галерея в Москве).
Ах, это безжалостное время! Никого и ничто оно не щадит.
***********
Ну, и конечно же, знаменитый среди учёного геологического мира и неугомонных туристов, каньон на реке Лаве. Он - как миниатюрный американский Большой Каньон - красивейшее геологическое образование природы Нового Света. И уникальное в своём роде.
Здесь, в Васильково, и вблизи него, река Лава пересекает перпендикулярно Глинт, или Ордовикский уступ,стремясь к Ладожскому озеру.
О Глинте, дорогой мой Читатель, я подробно рассказывал тебе выше.
Лава прорезала в Глинте глубокое ущелье, каменный овраг с отвесными стенками, до 25-30 м глубиной и около 7 км длиной, где речка мчится и бурлит, как какой-нибудь Аракс, Терек или Арагви на Кавказе.
И даже представляешь, что ты не в тихой лесной Санкт-Петербургской области, а где-нибудь в горах южных, среди прекрасных и безумных в своей ярости бурных рек кавказских.
Края каньона обрывистые, глубокие и страшные. Такое чувство, что вот-вот сорвётся какой-нибудь здоровенный каменюка сверху, с головокружительной высоты и попадёт прямо в неугомонную голову, притащившую меня в это жутковатое ущелье.
Просто посмотрите на латинскую букву "V" - и Вы немного представите себе, что такое каньон в реке Лава.
***********
Здесь, в глубине каньона, в вечной тени, прохладе и влажности, раньше жило много змей-гадюк, в сущности довольно-таки безобидных и пугливых существ, если не трогать и не дразнить их.
Но сейчас все эти бедные змеюки повымерли. И теперь их нет. Они исчезли. И мне жаль их. Они очень красивы, со своими узорами-зигзагами на спинках. Их укусы никогда не приводят к смерти. А если к ним не лезть нагло - то и укусов-то никаких не бывает.
В прекрасной и очень любимой мною Эстонии, в середине семидесятых, на островах Сааремаа и Хийумаа, во время моей службы в погранвойсках, я часто ходил-бродил, по роду своей службы, по берегу Балтийского моря, совсем рядом с многочисленными клубками, сплетённых между собой, гадюк.
И им не было до меня никакого дела. Я их не трогал, и они меня не трогали. И, как бы, не замечали. Я часто ложился и ползал по учебной тревоге в доломитовых рвах-окопах на берегу моря, буквально забитых гадюками (именно гадюками, а не ужами). И никогда, ни одна змейка не проявила агрессивности и не ужалила меня. У них была своя жизнь, не касающаяся людей.
А из тех пограничников, которых эти змеи тяпнули-укусили, из-за нахальных приставаний к ним самих потерпевших, - то никто не только не умер, но и через пару-тройку недель совершенно забывал об этом неприятном моменте. Но к гадюкам они уже больше нагло не цеплялись и не приставали. И зауважали они сию, ползающую тихонько меж камней, фауну. Очень зауважали.
Гадюку по-латыни зовут вИпера. Так вот - русское название этой красивой, абсолютно неагрессивной, боязливой и несчастной змейки, а именно "гадюка", очень несправедливо к ней. Гораздо лучше было бы называть эту пресмыкающуюся животинку общемировым, т.е. латинским названием - виперой. Она ведь, кстати, дает медикам свой яд - прекрасное сырьё для различных эффективных лекарств. Против различных гадких болезней и мерзких недугов человеческих.
А название "гадюка" нужно оставить для тех взрослых подонков, злобных и тупых болванов, которые увидев эту змейку, резво бегут убивать или мучить это несчастное божье создание, беззащитное перед хитростью и злобностью человека. И детей своих они науськивают.
Она, т.е.эта змея-випера, не заслуживает гадкого названия "гадюка". Нет в ней человечьей подлости и гадости. Повторяю, что виперы абсолютно неагрессивны к человеку, и уползают от него куда угодно, лишь бы спастись от этого огромного, злобного двуногого существа.
А кусают они только в крайнем случае, чтоб спастись. Когда им уже некуда деться, и не укрыться куда-нибудь. Или от внезапного испуга при неожиданном появлении гомо сапиенса - человека, якобы "разумного".
Просто, увидев виперу, не нужно её трогать и цепляться до неё, как репейник до одежды. Или - как банный лист до ж*пы. А она уж к вам никогда не прицепится. Она не пиявка и не клещ. Ей от вас совершенно ничего не нужно.
Повторяю, что яд её практически никогда не приводит к смертельному исходу у человека. Смерть от укуса виперы - это обычные сказки-страшилки, или следствие идиосинкразии (индивидуальной непереносимости) на белки яда этой змеи.
***********
Ну и наконец про Белую (Троицкую, Васильковскую) церковь в прекрасной деревне Васильково, любезный мой Читатель. Белой она стала называться в народе только после более поздней постройки соседней, Красной (Успенской) церкви в Луках. До этого она была просто Троицкой церковью в Васильках.
Но когда появилась Красная церковь, то в противоположность ей, для равновесия, так сказать, церковь Троицы стала прозываться в простом люде православном Белой. Храм этот гораздо постарше своего визави в Лукинском.
***********
Большое село Васильково упоминается ещё в писцовой книге за 1500 год.
А сколько ему лет, этому славному селу, вообще никто не знает. Может и тысяча. Может и поболе того будет. А может и помене. Кто сие знает.
Разве что вруны-историки академические в своих тихих и уютных кабинетах. Они соврут - недорого возьмут. И глазом не моргнут. И не поморщатся. И не покраснеют. Типа того, что они, как бы, там были, в тех веках далёких.
А кто им возразит? Нет таких. Давно умерли такие "оппоненты" в былинные времена.
***********
Первая русская православная Троицкая церковь построена была в Васильево, как тогда официально именовалось это большое село, аж в 1721 году, в царствование Петра Первого.
Простояла она более ста лет, и, по причине ветхости своей, была разобрана в 1833, в год постройки одноимённой каменной церкви. Это случилось при Николае Первом.
Недалеко от деревянной Троицкой церкви была в старину и другая деревянная церковь - Покровская. Васильково было настолько большим селом, что одной церкви тогда, в те времена, показалось маловато. Требовалось две. И вот, в 1781, при Екатерине Второй, была построена вторая деревянная церковь в Васильково - Покрова Св.Богородицы.
В 1891, при царе Александре Третьем, она ремонтировалась, но всё же не дожила до наших дней в бурях истории. И в течении безжалостного времени. И Покровской церкви сейчас нет. К большому сожалению.
***********
Каменную Троицкую церковь начали строить в 1828, при Николае Первом. Строил храм архитектор П.И.Висконти.
Строили её 5 лет (как и лукинскую Красную церковь впоследствии). Окончание строительства храма произошло в 1833, при том же царе, Николае Павловиче. Освятили новую Троицкую церковь в этом же 1833 году. А старую, деревянную церковь Св.Троицы, разобрали опять же в 1833, - за ветхостью, и за ненадобностью. В год постройки и освящения Белой церкви.
Построенная арх. П.И.Висконти, церковь была в северном Новгородском стиле, т.е. минимум украшательства и вычурности, чистые суровые стены, благородная скромность, белый цвет храма. "Белой церковью" в народе она стала уже после 1887-92 годов, т.е. когда появилась "Красная церковь" - красавица-соседка, уже в московском архитектурном стиле, в Лукинском. Но это было уже при государе Александре Третьем.
***********
Итак, торжественное освящение Троицкой церкви в Васильково было в 1833, в год окончания её строительства, которое длилось 5 лет, с 1828 года. Зодчий П.И.Висконти пригласил на праздничную церемонию освящения своего знаменитого коллегу, первого архитектора России в то время, самогО Константина Тона, любимого архитектора императора Николая Первого.
Константин Андреевич Тон - автор главного храма России - храма Христа Спасителя в Москве.
Он же и автор двух главных ж/д вокзалов России, Николаевских, - в Санкт-Петербурге и в Москве. В Санкт-Петербурге это сейчас Московский вокзал - главные ж/д ворота Питера. В Москве это сейчас Ленинградский вокзал - самый старый из 9 вокзалов Москвы.
Кроме того, К.Тон поставил в Санкт-Петербурге двух настоящих древнеегипетских сфинксов на Неве, и оформил их гранитные постаменты. А также, гранитный спуск-лестницу к воде Невы между этими, самыми древними в России, монументами-скульптурами. Эти древние сфинксы были куплены императором России у Египта, за значительную сумму и привезены в нашу державу кораблём по морю.
А в городе Ельце, до которого когда-то давно, ещё в 1395, с юго-востока, дошёл великий завоеватель Тимур-Тамерлан и взял его (но после этого не пошёл на Москву, а почему-то повернул назад) - архитектор Константин Тон построил красивейший высокий Вознесенский собор, в своём любимом византийском архитектурном стиле.
И ещё много прекрасных и величественных построек в различных городах России обязаны своим появлением талантливому архитектору Константину Тону. Главному и первому архитектору России при императоре Российском Николае Первом Павловиче.
И вот, этот великий русский архитектор, сам Константин Тон, присутствовал в селе Васильково по случаю торжественного освящения новопостроенной белокаменной Троицкой церкви. И этот достоверный факт говорит сам за себя о замечательном новопостроенном храме, и о прекрасном селе Васильки, что в южном Приладожье.
***********
Ещё один замечательный русский талант присутствовал на торжественном освящении Белой церкви в Васильково, в 1833. Талант изобразительного искусства. Талант живописи. Талант пейзажной живописи.
Это был молодой художник-пейзажист Михаил Иванович Лебедев, только что, этим летом 1833 года, закончивший Санкт-Петербургскую Императорскую Академию Художеств. Он учился в Академии в 1829-33 годах. А родился он в 1811, в Дерпте.
Умер этот замечательный живописец-пейзажист, к огромному сожалению, очень рано - в июле 1837, в год смерти Пушкина. Умер он в Италии, в Неаполе, заразившись холерой во время эпидемии, когда этому, богом отмеченному, художнику, было всего-то 25 лет.
Красивейшие его картины и этюды с видами окрестностей южной Ладоги хранятся в главных, в лучших музеях страны - в Русском музее Санкт-Петербурга и в Третьяковской галерее в Москве.
Есть его прекрасные пейзажи и этюды также и в музеях Таганрога, Калуги, Костромы, Иваново, Самары, Царицына (Волгограда), Минска, Еревана.
В 1833 году, будучи совсем ещё юным художником, только что окончившим Академию Художеств, он создал ряд шедевров - картин и этюдов, посвященных южному Приладожью, моему родному краю.
Именно за эти пейзажные работы, изображающие, описываемые мною сейчас, мои родные места, - он получил в Академии Большую золотую медаль, которая являлась для молодых художников путёвкой в Италию.
В прекрасную Италию, для дальнейшего обучения и оттачивания своего божественного искусства. Для стажировки и практики в стране классического искусства, куда стремятся все без исключения художники мира. Из всех цивилизованных стран. Для своего усовершенствования. Италия - Мекка художников всего мира.
И вот одна из его изумительных выпускных работ-картин, позволивших ехать ему в Италию, как лучшему из лучших, так и называлась - "Васильково". В Италии живописец прожил около трех лет. Он вращался там в среде своих соотечественников - друзей-художников, товарищей по кисти.
Среди них особенно выделялся талантом и своими великими, классическими картинами живописец Карл Брюллов.
А также, прекрасный мастер кисти портретист - Орест Адамович Кипренский, умерший тоже в Италии, как и Михаил Лебедев, но за год до него, в октябре 1836, от воспаления лёгких.
И Александр Андреевич ИвАнов - замечательный русский художник, писавший свои величественные талантливые картины на библейские и античные сюжеты, тоже умерший от холеры, как и Михаил Лебедев, но гораздо позже его, в 1858.
Он был с ними всеми очень дружен.
Как я уже сказал, в июле 1837, молодой, талантливый, и очень перспективный художник-пейзажист, воспеватель природы южного Приладожья и прекрасной природы Италии, Михаил Лебедев, заразился холерой во время эпидемии, в итальянской земле, и умер от этой страшной болезни во второй половине июля месяца. Точная дата смерти неизвестна. В возрасте всего лишь 25 лет от роду. Светлая память этому талантливому художнику, отмеченному печатью бога.
Имя Михаила Ивановича Лебедева, русского художника-пейзажиста, золотыми буквами было внесено в список самых замечательных выпускников Санкт-Петербургской Императорской Академии Художеств. Россия потеряла яркую восходящую звезду русской пейзажной живописи в лице Михаила Лебедева.
Тем ценнее работы этого замечательного молодого художника, что в то время, в 1833, когда не было ещё фотографии - он запечатлел на своих прекрасных картинах и этюдах маленький кусочек великой родины. А именно, - природу и строения того далёкого от нас времени. Не хуже, и также достоверно, как будто на настоящей цветной фотографии.
Как говорили о нём в прессе тех и более поздних времён: он был русским Якобом Рейсдалем. Мастером поэтического интимного пейзажа. В поздних своих картинах он правдиво передавал световоздушную среду, вплотную подойдя к пленэрной живописи ("Аррича близ Рима"1835; "Аллея Альбано близ Рима"1836; обе эти картины хранятся в Третьяковской галерее в Москве).
Его творчество, наряду с творчеством Сильвестра Феодосиевича Щедрина, умершего тоже в Италии, и тоже совсем молодым, в 1830, сыграло большую роль в развитии русского реалистического пейзажа.
Его восхитительную картину, выпускную работу 1833 года, " Вид в окрестностях Ладожского озера", получившую Большую золотую медаль Академии Художеств, и явившуюся путёвкой в Италию, - приобрёл сам император Российский Николай Первый Павлович, который по достоинству оценил талант этого молодого пейзажного живописца.
В заключение, я хотел бы перечислить картины и этюды любимого мною живописца от бога, Михаила Ивановича Лебедева, посвященные родным мне местам южного Приладожья, и написанные им в 1833 году. В году завершения постройки и затем освящения храма Св.Троицы в большом и красивом селе Васильково. Белой церкви, как она слывёт в простом народе приладожском.
Это: " Вид в окрестностях Ладожского озера "; " Васильково. Имение инспектора Академии Художеств А.И. Крутикова. 1833 г."; " На опушке леса "; " В ветреную погоду "; " На водопой ".
Картины эти замечательные, как будто цветные фотографии из того далёкого времени, запечатлели мои родные края в окрестностях Ладоги.
(Продолжение следует)
***********
15.10.12. СПб
Свидетельство о публикации №120031900199