О поэзии Серебряного века
Скажу по-другому - они не сумели зацепить лично меня.
Не удалось этого даже рифмам широко рупорируемых ее представителей: Ахматовой, Пастернака, Гумилева, Саши Черного, Цветаевой, Мандельштама, Хлебникова, Северянина… и даже Блока (ну, какие там струны в вас задевает сейчас поэма «Двенадцать»?).
Я уже не говорю о Бальмонте и Брюсове…
Мне нужна мурашка, а не пропагандистские штучки и обветшавшая экстравагантность Маяковского.
Основная масса стихов и поэм авторов того времени для меня вяла, старомодна, излишне описательна, многословна и зачастую заумна (Цветаева), а потому скучна и утомительна. Размыта и недоходчива. Перебор самовлюбленности и жалостливости к себе (особенно у Ахматовой). Наличие даже в лирических рифмах монотонности плохой прозы приводит к неверию в каждое следующее стихотворение автора: перелистывание страницы дается с трудом.
«Коммунальная» перенаселенность Аполлонами, Венерами и Афродитами, Прометеями, Купидонами и Амурами, перебор с «блаженством», «истомой», «мятежностью», «сладостностью», «сумраками» и прочей слащавой «томностью» бесит и отторгает.
Процент читабельного (не гениального, а просто читабельного) у каждого из них для меня не превышает одного процента.
Ну, зачем мне одиннадцать томов Бориса Леонидовича, если даже «Доктор Живаго» кончается для меня на семнадцатой странице?
Ну, а если вы хотите знать, что мне привередливому нравится, извольте. Вот, например, вчера только наткнулся (Рабиа Омар ибн аби):
Ты меня заворожила, оплела, заколдовала,
Словно войском окружила, как страну завоевала.
Ворожбу благословляю, прославляю колдовство -
Славлю чудо поцелуя, чары взгляда твоего.
Ты сказала мне: "До встречи!" Но когда, когда, когда?
"Послезавтра!" - и смеешься, и лукавишь, как всегда…
Вопросы есть? Вопросов нет.
Простота. А напиться невозможно!
Иван Алексеевич Бунин в своих «Дневниках» писал (1922 г.):
«Тот, кто называется "поэт", должен быть чувствуем, как человек редкий по уму, вкусу, стремлениям и т. д. Только в этом случае я могу слушать его интимное, любовное и проч. На что же мне нужны излияния души дурака, плебея, лакея, даже физически представляющегося мне противным? Вообще раз писатель сделал так, что потерял мое уважение, что я ему не верю - он пропал для меня. И это делают иногда две-три строки. [...]».
Бунин, как известно, считал главной в своем творчестве не прозу, в которой он велико преуспел, а именно поэзию.
Но все же я осмелюсь возразить уважаемому мэтру в части его видения качеств поэта.
На мой взгляд, поэт совсем не обязательно должен обладать редким умом. Скорее это даже губительно для него. И ярким примером жертвы этого стала поэзия самого Ивана Алексеевича, рациональный ум которого не позволил его стихам лишиться земного притяжения и воспарить до уровня его лучшей прозы.
Ум давайте оставим за учеными мужами и философами.
А поэт должен быть наоборот безумным, но обязательно остроумным, а значит неожиданным, болезненно впечатлительным, нервным, широким, неуемным (безбашенным, как сейчас говорят) и смертельно влюбчивым. Иначе на выходе мы с вами получим не перебой в сердечно-сосудистой системе, не американские горки, а аккуратно описательные пресноводные домашние тапочки и вялые поплавки на глади барского пруда.
Все же хочу смягчить концовку моего ворчания коротеньким (на вскидку) перечнем тех редких поэтических шедевров и алмазов, которые пришли ко мне оттуда в разное время, но жить будут не только до моей гробовой доски.
Тут ничего нового:
- А.Ахматова - «Любовь». Даже не верится, что это ее! Для меня оно стоит особняком и возглавляет всю любовную лирику, которую мне удалось прочитать на сегодняшний день.
- И.Северянин - «Последняя любовь», «Каждая женщина любит неправду…».
- С.Есенин – несколько стихотворений последних двух лет его жизни.
- П.Васильев - «Любимой», «Я боюсь, чтобы ты мне чужою не стала».
- О.Мандельштам – «Ленинград», «За могучую доблесть грядущих веков…».
- Г.Иванов - «Я не стал ни лучше и ни хуже…», «С бесчеловечною судьбой…».
- Н.Асеев – «Простые строки».
- Б.Пастернак – «Осень (я дал разъехаться домашним…)», «Зимняя ночь».
- Н.Гумилев – «Шестое чувство».
- Э.Багрицкий - «Весна». Мне не знакомо более сильное стихотворение о весне, чем это.
Еще раз скажу - мне нужны мурашки. Много мурашек.
Сделать это очень просто, тем более что они у меня залегают неглубоко и скоры на подъем.
Дорогие друзья, современные поэты: помогите, кто - чем сможет, обмураште меня!
И, пожалуйста, присылайте ссылки на любимые вами стихи мировой поэзии. Расширьте диапазон моего Величия! (шутка).
Спасибо. За неимением лучшего (опять шутка, да что ты будешь делать!).
Свидетельство о публикации №120031803868
С уважением, Олег Мельников.
Мельников Игорь Глебович 12.06.2020 15:14 Заявить о нарушении
Спасибо за Ваше внимание ко мне.
Сергей Тараканов 3 12.06.2020 20:10 Заявить о нарушении