С большой дороги

Устойчивое словосочетание «с большой дороги» ассоциируется в первую очередь с разбойниками. Оно знакомо нам с детства, но понимается абстрактно, то есть «большую дорогу» мы представляем как некий тракт, по которому проезжает множество народа, «большая» в смысле – «немалая».

Но оказывается, что это словосочетание первоначально было вполне конкретным. Как сообщает Татищев, дороги в России подразделялись на три типа: большие, проезжие и просёлочные. Больших дорог было всего десять: семь от Москвы и три от Санкт-Петербурга. По ним устраивались ямы (для смены лошадей), дворцы для отдыха величественных господ, почтовые станы, верстовые столбы и прочие инфраструктурные объекты. Московские большие дороги это: Петербургская, Вологодская Владимирская и до Казани, Танбовская (так было тогда) и до Астрахани, Воронежская, Киевская и Смоленская. От Санкт-Петербурга исходили три большие дороги: Рижская, Финская и Городская.

Проезжие дороги – это дороги из города в город. По некоторым из них также располагались почтовые станы и были установлены верстовые столбы, но ямов и дворцов не было. Они находились на содержании близлежащих уездных городов.
Проселочные дороги связывали села и деревни и содержались владельцами тех земель, по которым проходили.

При царе Иоанне Васильевиче в 1564 году был издан устав о протравах для войск, в котором большие дороги в полях и лесах должны быть в ширину пять сажен, а в лугах от дороги для становищ и кормовищ оставлять от дороги на все стороны по 15 сажен. Проезжим дорогам полагалось быть в поперечнике три сажени, на становища отводилось 10 сажен. Ширина проселочных дорог устанавливалась в две сажени без кормовищ.

Таким образом, прежнюю дорожную систему можно соотнести с трассами федерального, регионального и муниципального значения, и большие дороги сегодня – это дороги, содержащиеся за счёт федерального бюджета.


Рецензии