9 и 10. Законы тшувы Рамбама

9.1. После того, как мы выяснили, что награда за исполнение заповедей, благо, которого удостоится тот, кто идёт по пути Всевышнего, предписанному Торой, – вечная жизнь в грядущем мире, как сказано: «Чтобы удостоился ты благополучия и долголетия» (Деварим, 22:7), а кара, которая ожидает злодеев, сошедших с пути праведности, заповеданного Торой, – погибель, как сказано: «Истребится душа та, грех её – на ней» (Бемидбар, 15:31), – возникает вопрос: почему же Тора, говоря «если вы будете послушны, то удостоитесь того-то», или «если вы не будете послушны, постигнет вас то-то», перечисляет такие награды и наказания как изобилие и голод, война и мир, собственное царство и унижение, жизнь на своей земле и изгнание, успех в начинаниях и неудача и тому подобное, всё, что было упомянуто при заключении Союза. Всё это истина, так было и будет: за соблюдение заповедей Торы, удостоимся мы всех благ этого мира; за нарушение их постигнут нас все беды, упомянутые Торой. И несмотря на это, эти блага – не истинная награда за исполнение заповедей, и беды – не истинное наказание за нарушение заповедей.

Объяснение в следующем: Святой Творец, благословен Он, дал нам Тору – Древо Жизни, и всякий, кто исполняет написанное в ней и постигает её глубоко и верно, удостаивается жизни в грядущем мире. И размер награды зависит от дел его и мудрости, которую он приобрёл. И Всевышний обещал нам в Торе, что если мы будем исполнять написанное в ней с радостью и от всего сердца и постоянно размышлять о её мудрости, то Он устранит всё, что препятствует нам исполнять её: болезни, войны, голод и тому подобное. И одарит Он нас благами, которые помогут нам исполнять Тору: изобилием, миром, золотом и серебром, чтобы не уходили все дни наши в заботах о нуждах тела, и были мы свободными, и посвятили себя изучению мудрости и исполнению заповедей, и удостоились жизни в грядущем мире.

Так сказано в Торе после обещания Израилю земных благ: «И удостоимся мы праведности, если будем ревностно соблюдать все эти заповеди» (Деварим, 6:25). Вместе с тем предупреждает нас Тора, что если мы оставим её ради повседневной суеты, как сказано: «И ожирел Йешурун и взбунтовался…» (Деварим, 32:15), – то Праведный Судья отнимет у оставивших её все блага этого мира, которые были причиной их бунта, и нашлет на них бедствия, которые помешают им удостоиться удела в грядущем мире, и погибнут они в своём злодействе. И об этом написано в Торе: «И будешь служить ты своему врагу, которого нашлёт Г-сподь на тебя…» (Деварим, 28:48) – «за то, что не служил ты Г-споду, Б-гу твоему, радостно, от всего сердца, когда было дано тебе полное изобилие» (Деварим, 28:47).

Таким образом объясняются все благословения и проклятия, упоминаемые в Торе: если вы будете служить Всевышнему с радостью и идти по Его пути. Он дарует вам все эти благословения, и отведёт от вас все проклятья, и вы будете свободны, чтобы постигать мудрость Торы и изучать её, и удостоитесь жизни в грядущем мире. «И удостоишься ты блага» (Деварим, 22:7), – в мире, где царит благо, и «продлятся дни твои» (Деварим, 22:7), – в мире, где царит вечность. Таким образом, удостоишься ты удела в двух мирах: благополучной жизни в этом мире, и, как следствие этого, – жизни в мире грядущем. Ибо за что удостоится удела в грядущем мире тот, кто не приобрёл мудрости здесь и не совершал добрых дел? Как сказано: «Ибо нет ни деяний, ни мыслей, ни разумения, ни постижения в преисподней» (Ког;элет, 9:10). А если вы, говорит Тора, оставите Всевышнего и погрязнете в обжорстве, пьянстве, блуде и тому подобном, то нашлёт Он на вас все эти проклятья и лишит всех благословений, и дни ваши будут проходить в смятении и страхе, и не будет у вас ясного разума и здоровья, чтобы исполнять заповеди, и лишитесь вы жизни в грядущем мире. Тем самым потеряете вы удел в обоих мирах, ибо когда человека терзают болезни, во времена войны и голода не может он посвятить себе постижению мудрости и исполнению заповедей.

9.2. Поэтому так жаждет весь Израиль, пророки его и мудрецы прихода царя Мошиаха – чтобы освободиться от власти злодейского царства, которое не даёт евреям возможности изучать Тору и исполнять заповеди как подобает, чтобы, обретя покой, посвятить себя постижению мудрости и удостоиться жизни в грядущем мире. Ибо в дни Мошиаха умножатся знание и мудрость и раскроется истина, как сказано: «Ибо наполнится Земля знанием Всевышнего» (Йешайаг;у, 11:9). И сказано: «И не будет более человек учить ближнего своего и человек брата своего ибо все они будут знать Меня» (Йирмейаг;у, 31:33). И сказано: «Я удалю каменное сердце из вашей плоти» (Йехезкейль, 36:26). Ибо царь тот из рода Давида будет мудростью превосходить Шеломо, и в пророчестве будет близок к уровню Моше, учителя нашего. И поэтому будет он учить весь народ и наставлять его на путь Всевышнего, и придут все неевреи слушать его слова, как сказано: «И будет в конце дней: гора Храма Г-сподня станет во главе всех гор… и притекут к ней все народы» (Йешайаг;у, 2:2). Но высшая награда и конечное благо, вечное и совершенное, это жизнь в грядущем мире. Дни же Мошиаха – это продолжение земной истории, когда восстановится израильское царство, но все природные земли сохранят свое действие. Сказали древние мудрецы: «В дни Мошиаха мир будет отличаться от нынешнего лишь тем, что нееврейские царства не будут господствовать над Израилем» (Берахот, 34Б.

Глава 10

10.1. Да не скажет человек: «Я буду исполнять заповеди Торы и постигать её мудрость, чтобы удостоиться в этом мире благословений, обещанных Торой», или «буду делать это, чтобы удостоиться жизни в мире грядущем, и буду остерегаться преступить её запреты, чтобы избежать проклятий, о которых предупредила она», или «буду поступать так, чтобы не лишиться удела в грядущем мире». Не следует служить Всевышнему таким образом. Идущий таким путём служит Всевышнему из страха. Не таков путь пророков, и не таков путь мудрецов. Так служат Всевышнему только невежды, женщины и дети, которых приучают служить Всевышнему из страха, пока они не обретут мудрость и не начнут служить Всевышнему из любви.

10.2. Тот, кто служит Всевышнему из любви, изучает Тору, исполняет заповеди и следует путём мудрости без всякой корысти – не из страха наказания и не для того, чтобы удостоиться награды, но служа истине ради неё самой; а награда приходит сама по себе. Такое служение – высокая добродетель, не всякий мудрец достигает её. Таким был Авраг;ам, отец наш, которого Святой Творец, благословен Он, назвал «любящий меня», потому что Авраг;ам служил Всевышнему только из любви. Стремиться к этой добродетели повелел нам Святой Творец, благословен Он, через Моше-рабейну, как сказано: «Люби Г-спода, Б-га твоего, всем сердцем своим, всей душой своею и всем существом своим» (Деварим, 6:5). И когда почувствует в себе человек истинную любовь ко Всевышнему, сразу же начнёт он исполнять все заповеди с любовью к Нему.

10.3. Что такое истинная любовь? Это любовь великая и могучая, пронизывающая душу, и человек погружен в неё постоянно. Мысли того, кто одержим любовной болезнью, заняты только любимой женщиной, он непрестанно думает о ней – сидит он или стоит, ест или пьёт. Но сильнее этой любви любовь ко Всевышнему в сердцах любящих Его, проникнутых ею постоянно, как велено: «Люби Г-спода… всем сердцем своим, всей душой своею и всем существом своим». Шеломо образно сказал об этом от имени общины Израиля: «ибо я больна любовью» (Шир г;а-Ширим, 2:5). И вся Песнь Песней посвящена символическому описанию такой любви.

10.4. Сказали древние мудрецы: «Может быть, ты скажешь: “Буду учить Тору, чтобы стать богатым, чтобы меня называли учителем, чтобы удостоиться награды в грядущем мире”? Так говорит Тора: “Из любви к Г-споду” (Деварим, 11:13) – всё, что вы делаете, делайте из любви к Нему» (Сифрей, Экэв, 41). И ещё сказали мудрецы: «“Заповедей Его страстно жаждет” (Тег;илим, 112:1). Заповедей, а не награды за них» (Авода зара, 19А). И величайшие из мудрецов говорили самым разумным из своих учеников, когда оставались наедине с ними: «Не будьте подобны слугам, которые служат хозяину ради награды, но будьте как слуги, которые служат господину, не рассчитывая получить от него ничего» (Авот, 1:3) – то есть, служите Ему из любви.

10.5. О всяком, кто занимается Торой ради награды или из страха наказания, говорят, что он изучает Тору не ради неё самой. О том же, кто делает это не из страха, не ради награды, но из любви к Владыке всей земли, Который повелел изучать её, говорят, что он занимается Торой ради неё самой. И сказали мудрецы: «В любом случае человеку следует изучать Тору, даже если он делает это не ради неё самой. Ибо занимаясь ею таким образом, он в конце концов придёт к изучению Торы ради неё самой». И поэтому когда начинают наставлять детей, женщин и любого несведущего человека, учат их сначала служить Всевышнему из страха или ради награды, и когда разовьется их ум и усовершенствуются они в мудрости, открывают им эту тайну служения из любви постепенно, понемногу приучая их к этой мысли, до тех пор, пока они не осознают и не постигнут её и не начнут служить Всевышнему из любви к Нему.

10.6. Известно и несомненно, что такая любовь к Святому Творцу, благословен Он, которая завладеет сердцем человека настолько, что он постоянно будет в её власти и оставит всё на свете, кроме неё, как повелел Всевышний: «Всем сердцем своим и всей душою своею» (Деварим, 6:5) – достижима лишь на пути постижения Всевышнего, и сила её зависит от степени этого постижения. Потому должен человек посвятить себя изучению тех премудростей, которые дадут ему представление о его Владыке настолько, насколько это вообще возможно, – как объяснили мы это в «Законах об основных принципах Торы».


Рецензии