8. Законы тшувы Рамбама

8.1. Благо, предназначенное праведникам – жизнь в грядущем мире. Жизнь, не прерываемая смертью, добро, не смешанное со злом. Об этом написано в Торе: «Чтобы удостоился ты блага и продлились дни твои» (Деварим, 22:7). Предание учит: «Чтобы удостоился ты блага» – в мире, где царит благо, «и продлились дни твои» – в мире, где царит бессмертие, то есть, в грядущем мире. Награда праведникам состоит в том, что они удостоятся этого блаженства и счастья. Наказание злодеев – в том, что они не удостоятся этой жизни, но будут истреблены и погибнут. И всякий, кто не удостаивается этой жизни, умирает, не обретая бессмертия, истребляется за свое злодейство и гибнет как животное. Это истребление души, о котором сказано: «Истреблена (г;икарэт тикарэт) будет та душа», (Бемидбар, 15:31) и предание учит: истреблена («г;икарэт») – в этом мире, истреблена («тикарэт») – в грядущем. То есть душа после того, как покинет этот мир, отдалившись от тела, не удостоится жить в грядущем мире.

8.2. Грядущий мир нематериален и бестелесен. Там обитают бесплотные души праведников, подобные ангелам-служителям. И раз этот мир нематериален – то, значит, не едят там и не пьют. Нет там ничего из того, что свойственно человеческому телу в этом мире. И те состояния, в которых человек бывает в этом мире, отсутствуют там: там не сидят, не стоят и не спят, не умирают, не печалятся и не смеются, и т.д. Так говорили мудрецы древности: «В грядущем мире не едят, не пьют и не совокупляются – но праведники восседают с коронами на челе и наслаждаются сиянием Шехины» (Берахот, 17А). Из этих слов видно, что грядущий мир бестелесен, раз сказано, что не едят там и не пьют. А то, что сказано там – «праведники восседают», – лишь образное выражение, означающее, что они пребывают в покое, не зная тягот. Так и слова «с коронами на челе» означают, что мудрость, которой они достигли в земном мире и благодаря которой удостоились грядущего мира, венчает их, как корона – чело. О той же короне говорит Шеломо: «Посмотрите на корону, которой его увенчала мать его» (Шир г;а-Ширим, 3:11). И это нематериальная корона ведь сказано: «И вечная радость на их челе» (Йешайаг;у, 51:11), хотя и радость – не материальный предмет, которым можно было бы увенчать чело. Так и корона, о которой говорится здесь – мудрость. Что же означают слова «наслаждаются сиянием Шехины», – то, что постигают праведники истинную сущность Святого Творца, благословен Он, которую было невозможно постичь, пребывая в грубом и бренном теле.

8.3. Душа, о которой говорится здесь, – не животворная душа, связанная с телом, но нематериальная форма, представляющая собой разум, постигающий Творца, насколько это возможно, постигающий сущность ангелов и отвлечённые идеи. Эта форма, которую мы описали в четвертой главе «Законов об основных принципах Торы», и именуется душой, когда говорится о жизни в грядущем мире. Жизнь эта, не прерываемая смертью, ибо смерть постигает лишь тело, именуется «узлом жизни» (Шемуэль I, 25:29). Это награда, выше которой нет, благо, выше которого нет, и о ней мечтали все пророки.

8.4. Жизнь эту называли разными именами: «Гора Г-сподня (Тег;илим, 24:3), «Святая Обитель Его» (Тег;илим, 24:3), «Святой Путь» (Йешайаг;у, 35:8), «Дворы Г-спода» (Тег;илим, 92:14), «Шатёр Г-спода» (Тег;илим, 15:1), «Блаженство, дарованное Г-сподом», «Дворец Г-спода» (Тег;илим, 5:8), «Врата Г-спода» (Тег;илим, 118:20); мудрецы иногда называют её «Трапезой», а обычно – «Грядущим Миром».

8.5. Наказание, тяжелее которого нет, – в том, что истребится душа и не удостоится той жизни, как сказано: «Истребится та душа, грех её – на ней» (Бемидбар, 15:31). Эту погибель называют пророки Колодцем Погибели, Огнем, Пиявкой и другими словами, символизирующими гибель и разрушение, ибо это погибель необратимая и разрушение, невосстановимое вовек.

8.6. Может быть, тебе покажется описанное вознаграждение ничтожным, и ты решишь, что истинной наградой человеку, исполняющему заповеди и достигшему совершенства на путях истины, может быть лишь возможность наслаждаться едой и питьём, любовью прекрасных женщин, одеваться в великолепные одежды и жить во дворцах из слоновой кости, пользоваться золотой и серебряной утварью и так далее, как это представляют себе эти глупые и сладострастные арабы. Люди же разумные и наделенные знанием понимают, что все эти наслаждения – суета и пустое; и представляются нам эти вещи великим благом только потому, что все они нужны телу, и душа желает их и стремится к ним лишь ради тела, чтобы было оно здоровым и ни в чём не нуждалось; но если тела нет – нет и всех этих желаний. Великое благо, которым душа будет наслаждаться в грядущем мире, совершенно невозможно постичь, находясь в этом мире; ибо здесь нам ведомы лишь наслаждения тела, и только к этому мы стремимся. А это великое блаженство души в грядущем мире можно лишь образно уподоблять наслаждению тела от еды и питья; но на самом деле то блаженство непостижимо, несравнимо и несопоставимо ни с чем. Об этом сказал Давид: «Сколь велико благо Твоё, которое Ты предназначил тем, кто боится Тебя, уготовил полагающимся на Тебя» (Тег;илим, 31:20).

8.7. Как жаждал Давид жизни в грядущем мире! «Погиб бы я, если бы не верил, что увижу благо Г-спода в Земле Жизни» (Тег;илим, 27:13). Уже объяснили мудрецы древности, что человеку невозможно постичь блаженство грядущего мира и что никому, кроме Святого Творца, благословен Он, непостижимы эта красота и величие этого блага. И все пророчества о счастье, которое ожидает Израиль в будущем, говорят лишь о телесном благополучии Израиля в дни Мошиаха, когда Израиль обретёт самостоятельность. Но благо грядущего мира несравнимо ни с чем, и о нём не говорили пророки, чтобы не принизить его уподоблением земным благам. Об этом сказал Йешайаг;у: «Никто кроме Тебя, Г-сподь, не видел того, что Ты уготовил надеящимся на Тебя» (Йешайаг;у, 64:3), – то есть, благо, которое не было явлено ни одному пророку и которое зримо лишь Б-гу, – предназначил Он для человека, который надеется на Него. Сказали мудрецы: «Все пророчества говорят лишь о днях Мошиаха, но грядущий мир не видел никто, кроме Тебя, Б-же» (Берахот, 34А).

8.8. Мудрецы называют это благо «грядущим миром» не потому, что сегодня этого мира не существует и лишь после того, как история этого мира завершится, наступят времена грядущего мира. Не так это. Грядущий мир существует и сегодня, как сказано: «… которое Ты предназначил там, кто боится Тебя, уготовил полагающимся на Тебя» (Тег;илим, 31:20). И называется он «грядущим миром» лишь потому, что жизнь в грядущем мире ожидает человека лишь после завершения жизни в этом мире, в котором мы наделены телом и душою и в который мы попадем сначала.


Рецензии