6 и 7 Рамбам законы тшувы

Глава 6

6.1. В Торе есть много высказываний, которые, казалось бы, противоречат сформулированному выше принципу. Это вводит в заблуждение многих людей, внушая им мысль, что Святой Творец, Благословен Он, решает за человека – будет ли тот поступать хорошо или дурно, и что человек не властен сделать своё сердце добрым или злым. Я объясню тебе важный принцип, на основании которого ты сможешь понять, как истолковать все эти высказывания. Если отдельный человек или население целой страны согрешили, и грех был совершён по доброй воле, – как мы объяснили выше, они заслуживают наказания. И Святой Творец, благословен Он, решает, как их следует покарать. Бывает, что грешника наказывают в этом мире, лишая его богатства или посылая страдания ему или его маленьким детям, ибо неразумные дети, которые ещё не достигли возраста, когда они обязаны исполнять заповеди, являются как бы собственностью отца, а закон «Муж за свой грех умрёт» (Деварим, 24:16) применяется лишь, когда ребёнок станет мужем, то есть взрослым человеком. Есть грех, наказание за который постигает человека в грядущем мире, а в этом мире он наслаждается полным благополучием. Есть грехи, за которые человека наказывают и в этом мире, и в грядущем.

6.2. Сказанное верно в том случае, если не было раскаяния. Если же человек раскаялся в своих грехах, раскаяние служит щитом, защищающим его от наказания. Так же, как человек грешит по своей воле и разумению, так и раскаяние он совершает по своей воле и разумению.

6.3. Но бывает так, что кто-нибудь совершает такой великий грех или такое множество грехов, что Праведный Судья решает в наказание за грехи, совершенные человеком по своей воле и разумению, лишить его способности к раскаянию. И не будет такому человеку дано возможности оставить злодейство своё, и погибнет он за грехи, в которых повинен. Об этом говорят слова Святого Творца, благословен Он, переданные пророком Йешайаг;у: «Огрубей, сердце народа этого, отяжелейте уши его и глаза закройтесь, чтобы не мог он увидеть глазами своими, и услышать ушами, и сердцем уразуметь, и раскаяться, и исцелиться» (Йешайаг;у, 6:10). И также сказано: «Они оскорбляли Б-жьих посланников, поносили слова Его, издевались над Его пророками – до тех пор, пока не возгорелся гнев Г-спода на народ свой и не стало исцеления» (Диврей г;а-йамим II, 36:16) – то есть грешил народ по своей воле и умножал злодеяния свои до тех пор, пока не была отнята у него возможность раскаяния, которое именуется «исцелением». И поэтому написано в Торе: «И Я ожесточу сердце фараона» (Шемот, 4:21). За то, что он грешил прежде и делал зло Израилю, жившему в его стране, как написано: «Давайте применим против него хитрость» (Шемот, 1:10) – по приговору Всевышнего у него была отнята возможность раскаяться, чтобы наказать за все грехи. Потому-то и ожесточил Всевышний сердце фараона. А зачем же посылал Он к фараону Моше с требованием отпустить евреев и раскаяться? Ведь сказал ему уже Святой Творец, благословен Он: «Не отпустишь ты их», как написано: «И ты, и рабы твои, знаю Я, не убоитесь вы Г-спода Б-га» (Шемот, 9:30), «И ради этого Я дал тебе выстоять: чтобы показать тебе могущество Моё и чтобы прославить Имя Своё по всей земле» (Шемот, 9:16). Всевышний это сделал для того, чтобы все обитатели мира узнали, что если пожелает Святой Творец, благословен Он, лишить человека раскаяния – не сможет тот раскаяться и погибнет за свои злодеяния, которые совершил прежде. Так и Сихон – за грехи его была отнята у него возможность раскаяться, как сказано: «Ибо укрепил Г-сподь, Б-г твой, дух его и ожесточил его сердце» (Деварим. 2:30). Так и ханаанеяне – за их разврат лишены были возможности раскаяться и вышли на войну с евреями, как сказано: «От Г-спода было это, что ожесточилось их сердце и вышли они на войну с Израилем, чтобы быть уничтоженными» (Йег;ошуа, 11:20). Так и евреи во времена Элийаг;у – за множество их злодеяний Всевышний отнял у тех, чья мера грехов переполнилась, способность к раскаянию, как сказано: «И Ты отвратил их сердце от Себя» (Мелахим I, 18:37) – то есть, лишил их раскаяния. Итак, Б-г не заставлял фараона делать зло евреям и Сихона – грешить в своей земле, и ханаанеян – развратничать, и евреев – поклоняться идолам, но все они согрешили по своей воле и за это лишены были раскаяния.

6.4. И поэтому просили Всевышнего пророки и праведники в своих молитвах о том, чтобы Он помог им идти по пути истины, как сказал Давид: «Научи меня, Г-споди, путям Своим, и я пойду дорогой истины Твоей» (Тег;илим, 86:11) – то есть, «да не закроют для меня грехи мои дороги к истине, к знанию путей Твоих и великого единства Твоего». И сказано: «Великодушием меня надели» (Тег;илим. 51:14) – то есть, «позволь духу моему исполнять волю Твою, и да не буду я лишён возможности раскаяться в грехах своих, но оставь мне свободу выбора, чтобы я вернулся к Тебе и постиг, и познал путь истины». Таким образом объясняются и другие стихи Танаха.

6.5. А что означают слова Давида: «Добр и справедлив Г-сподь и поэтому укажет Он грешникам путь истины. Поведёт Он смиренных дорогой справедливости и научит кротких своёму пути» (Тег;илим, 25:8-9). Смысл их в том, что Всевышний пошлёт к ним пророков, которые будут учить их путям Всевышнего и побуждать к раскаянию. А так же в том, что придаст смиренным сил, чтобы учиться и постигать. Ибо это свойственно каждому человеку – чем дальше он идёт путём мудрости и справедливости, тем больше он жаждет их, как сказали мудрецы: тому, кто желает очиститься, помогают, то есть, (тот, кто вступает на путь праведности, ощущает, что его поддерживают в этом. {Но так как это не прямая помощь свыше, а свойство человеческой природы, такая поддержка не является нарушением принципа о свободе воли. Но ведь в Торе написано (о евреях в Египте): «И будут притеснять и мучить их» (Берэшит, 15:13). Значит (с самого начала было предопределено, что египтяне будут творить зло? И сказано: «Станет этот народ совратившись поклоняться богам народов той земли» (Деварим, 31:16) – значит, предопределил Всевышний, что Израиль будет поклоняться идолам? Почему же он был наказан? Потому что не было предопределено для каждого человека в отдельности, что он будет грешить. И каждый из идолопоклонников, если бы не захотел, – не стал бы служить идолам; Творец лишь рассказал Моше о ходе истории в целом. К примеру, если было бы сказано: «Среди этого народа будут праведники и грешники», не может сказать из-за этого грешник: «Я вынужден быть грешником, раз Святой Творец, благословен Он, сказал Моше, что будут среди Израиля грешники». Точно так же слова: «Не переведутся бедняки в стране» (Деварим, 15:11) не означают, что кому-то на роду написано быть бедняком. Так и египтяне, каждый из тех, кто притеснял евреев и причинял им зло, если бы не захотел – не стал бы делать бы этого. Ведь Всевышний не повелел притеснять евреев определённому человеку; он лишь сообщил Авраг;аму, что его потомству предстоит быть в рабстве в чужой земле. И как мы уже сказали выше, не может человек понять, каким образом Всевышнему ведомо будущее.

Глава 7

7.1. Так как человек обладает свободой воли, как мы объяснили – он должен стараться раскаяться и очистить себя от грехов, чтобы закончить жизнь раскаявшимся и удостоиться удела в грядущем мире.

7.2. Человек должен постоянно представлять себе, что смерть его близка, чтобы, если его постигнет внезапная смерть, он не умер грешником. Поэтому следует сразу же после совершения греха раскаяться в нём и не следует говорить: «Когда состарюсь – покаюсь», ибо, может быть, он умрёт, не достигнув старости. Об этом сказал Шеломо в своей мудрости: «Всегда да будут твои одеяния белы» (Ког;элет, 9:8).

7.3. И не думай, что раскаиваться следует только в преступных действиях: блуде, грабеже, воровстве. Как человек должен раскаиваться в этих преступлениях, так он должен искать в себе дурные черты характера и привычки и исправлять их: гнев и враждебность, зависть и соперничество, насмешничество, жажду денег или почета, чревоугодие – во всём подобном следует раскаиваться. Эти привычки тяжелее преступных деяний тем, что человеку, погрязшему в них, труднее прийти к раскаянию. И так сказано: «Да оставит грешник путь свой, и злодей – замыслы свои» (Йешайаг;у, 55:7).

7.4. Да не подумает раскаявшийся грешник, что достоинство праведников для него недостижимо из-за злодеяний, совершенных им, – не так это. Напротив, он любим своим Творцом и желанен Ему, как будто никогда в жизни не грешил. Более того: его ожидает великая награда – ведь он вкусил сладость греха, но отошёл от него и преодолел своё влечение к нему. Сказали мудрецы: «Там, где стоят раскаявшиеся, совершенные праведники не могут стоять». То есть, достоинство раскаявшегося выше, чем достоинство тех, кто никогда и жизни не грешил, ибо его борьба со своими желаниями была тяжелее их борьбы.

7.5. Все пророки призывали к раскаянию, и Израиль удостоится избавления только благодаря раскаянию. Обещала Тора, что в последние времена Израиль вернётся ко Всевышнему в конце изгнания своего и сразу же будет спасён, как сказано: «И да будет, когда исполнятся для тебя все слова эти – благословение и проклятие, которые Я предложил тебе, – возвратишься ты ко Мне всем сердцем своим, находясь в среде всех народов, куда забросил тебя Г-сподь, Б-г твой. И вернёшься ты к Г-споду, Б-гу твоему… и возвратит Г-сподь, Б-г твой, изгнанников твоих, и смилуется над тобой; и вновь соберёт тебя из среды всех народов, куда изгнал тебя Он, Г-сподь, Б-г твой» (Деварим, 30:1–3).

7.6. Велико раскаяние, ибо оно приближает человека к Шехине, как сказано: «Вернись, Израиль, к Г-споду, Б-гу твоему» (Г;ошэа;, 14:2), и сказано: «“И не вернулись вы ко Мне”, – изрёк Г-сподь» (Амос, 4:6). И сказано: «Если ты вернёшься, Израиль, – изрёк Г-сподь, – ко Мне вернешься». То есть, если ты раскаешься, то прилепишься ко Всевышнему. Раскаяние приближает далеких: вчера был человек нелюбим Всевышним, отвратителен Ему, отдалён от Него и мерзок; сегодня – любим, желанен, близок ко Всевышнему, друг Его. Так ты находишь, что в тех же выражениях, какими говорит Святой Творец, благословен Он, об удалении грешников. Он говорит и о приближении раскаявшихся, как отдельных людей, так и всей общины: «И будет: вместо того, что говорилось о них: “Вы – не Мой народ”, будет о них сказано: “Сыны Б-га живого”» (Г;ошэа;, 2:1). Сказано о Йехонийаг;у, когда он был грешен: «Напишите: человек этот бездетным будет, муж, которому не будет удачи в жизни…» (Йирмейаг;у, 22:30); «Даже если бы Конийаг;у, Йехонийаг;у сын Йег;ойакима, царь Иудеи, был бы печатным перстнем на Моей правой руке, Я бы и оттуда сорвал тебя» (Йирмейаг;у, 22:24). Когда же он в изгнании раскаялся, сказано Зрубавелю, его потомку: «В тот день, – изрёк Г-сподь Воинств, – возьму тебя, Зрубавель, сын Шальтиэля, раба Моего, – изрёк Г-сподь Воинств, – и надену тебя как печатный перстень на перст Мой» (Хагай, 2:23).

7.7. Как велико достоинство раскаяния! Вчера был отделён человек от Г-спода, Б-га Израиля, как сказано: «Грехи ваши отделяют вас от Г-спода, Б-га вашего» (Йешайаг;у, 59:2). Вопиёт, но ему не внемлют, как сказано; «Даже если вы будете умножать молитвы ваши, Я не прислушаюсь» (Йешайаг;у, 1:16). Исполняет заповеди и их отвергают, как сказано: «Кто просил этого от вас – топтать дворы Мои?» (Йешайаг;у, 11:12); «О, если бы кто-нибудь из вас закрыл врата Храма, чтобы не озаряло пламя Мой жертвенник понапрасну; неугодны вы Мне и приношение не желаю принимать из ваших рук» (Малахи, 1:10); «Заберите свои жертвы всесожжения и мирные жертвы и ешьте мясо» (Йирмейаг;у, 7:21). Сегодня прилепился он к Шехине, как сказано: «А вы, прилепившиеся к Г-споду, Б-гу вашему, живы вы сегодня» (Деварим, 4:4), молится и сразу же удостаивается ответа, как сказано: «И будет: прежде, чем они воззовут – Я отвечу» (Йешайаг;у, 65:24), делает добрые дела и принимают их благосклонно и радостно, как сказано: «Ибо угодны стали уже Б-гу твои деяния» (Ког;элет, 9:7), более того. они желанны Ему, как сказано: «Будет желанен Г-споду дар Иудеи и Иерусалима, как это было в древности, как в прежние годы» (Малахи, 3:14).

7.8. Возвратившиеся ко Всевышнему должны быть смирённы и предельно скромны. Если глупец стыдит их за их прежние дела: «Вчера ты поступал, так-то, вчера говорил то-то» – не должны они обращать на него внимания, но – слушать, радуясь и зная, что это на благо им, ибо всякий раз, когда человек испытывает стыд за прежние поступки, заслуга его возрастает и достоинство увеличивается. Большой грех – говорить раскаявшемуся: «Вспомни о своих прежних деяниях», рассказывать о них в его присутствии, чтобы устыдить его, говорить о поступках, подобных тем, которые он совершал, чтобы напомнить ему о них, – всё это запрещёно наряду с другими видами оскорбления словом, как сказано: «Не оскорбляйте друг друга» (Вайикра, 25:17).


Рецензии