Глава 4. Законы тшувы Рамбама

Глава 4

4.1. Двадцать четыре греха препятствуют раскаянию; четыре из них – великие грехи, и тому, кто совершил один из них, Святой Творец, благословен Он, не предоставляет возможности раскаяться – в наказание за великий грех. Сюда относятся: а) тот, кто ввёл в грех многих людей – в частности, помешавший им выполнить предписывающую заповедь; б) совращающий ближнего с праведного пути – как, например, тот, кто призывает к идолопоклонству; в) видящий, что сын его идёт дурным путем, и не препятствующий ему в этом. Ведь сын находится во власти отца, и если бы отец противодействовал дурным поступкам сына, тот бы больше не совершил их; следовательно, [отец, который не делает этого], как бы вводит сына в грех. То же относится ко всякому, кто мог отвратить от греха одного человека или многих людей, но не сделал этого и позволил им грешить; г) тот, кто говорит: «Согрешу – а потом раскаюсь»; сюда относится и говорящий: «Согрешу – а Йом-Кипур искупит».

4.2. Пять грехов воздвигают препятствия на пути к раскаянию для тех, кто совершил их. К этим людям относятся: а) отделяющий себя от народа – ибо когда община раскается в своих грехах, его не будет с ней, и в будущих её заслугах у него не будет доли; б) тот, кто не признает слов мудрецов – это заставляет его обособиться от них, и некому наставить его на путь раскаяния; в) тот, кто пренебрегает заповедями – так как они презренны в его глазах, он не стремится исполнить их, а если он не будет исполнять их, как же он удостоится [раскаяния]?; г) проявляющий неуважение к своим учителям – это заставляет их удалить его от себя, как были удалены Йешуа и Гейхази; в отдалении же от мудрецов он не найдет учителя, который наставил бы его на путь истины; д) тот, кто не терпит укоров – он закрывает для себя путь к раскаянию, ибо обличение грехов побуждает совершившего их к раскаянию. Когда человеку указывают на его проступки и стыдят его – он раскаивается в них. Так написано в Торе (о том, как Всевышний обличал Израиль): «Помни, не забывай, как гневил ты Господа…» (Деварим, 9:7); «Непокорны вы были…» (Деварим, 9:7); «И не дал вам Господь сердца разумного» (Деварим, 29:3); «Народ неблагодарный и неразумный» (Деварим, 32:6). Так Йешайаг;у обличал евреев, говоря: «О, грешный народ!» (Йешайаг;у, 1:4); «Знает бык хозяина своего, [Израиль же не знает]» (Йешайаг;у, 1:3); «Ибо знаю Я, что упрям ты, шея твоя – железо, лоб твой – медь» (Йешайаг;у, 48:4); «И так повелел ему Бог обличать грешников, как сказано: “Кричи во весь голос, не переставая, [поведай народу Моему о грехах их]”» (Йешайаг;у, 58:1). Так и все пророки обличали Израиль, пока он не раскаялся. Поэтому каждой общине Израиля следует избрать для себя человека мудрого, преклонных лет, благочестивого с детства и всеми любимого, чтобы он обличал грешников и призывал их к раскаянию. Но тот, кто не терпит, когда его обличают, не придёт к этому мудрецу, не станет слушать его и не раскается в своих грехах, ибо в его глазах они – достойные деяния.

4.3. Пять грехов нельзя искупить полностью, ибо это – грехи перед человеком, который неизвестен согрешившему, и виновный в них не может разыскать обиженного, чтобы возместить ему убыток или попросить прощения. К таким грешникам относятся:

а) проклявший многих людей, а не какого-то определенного человека, у которого он мог бы попросить прощения;

б) получающий долю от воровской добычи – ему неизвестно, кому принадлежит имущество, полученное им от вора: ведь тот крадет у разных людей и приносит ему; кроме того, он поддерживает преступника и способствует совершению им греха;

в) тот, кто находит пропажу и, хотя следует объявить о находке, чтобы вернуть её хозяевам, не делает этого; если впоследствии он раскается, то не сможет найти того, кому ему следует вернуть найденное;

г) тот, кто пользуется отнятым у бедняков, сирот и вдов; эти обездоленные люди никому не известны, скитаются из города в город и нет у них знакомых; поэтому невозможно найти пострадавших, чтобы вернуть им отнятое;

д) тот, кто берёт взятку, чтобы судить лицеприятно; он не может возместить причинённый ущерб, потому что не в состоянии оценить, до какой степени нарушил справедливость, – ибо принятое им решение не является очевидно несправедливым, имея под собою определенные основания, [а выяснить, на чьей стороне истина, возможно лишь тщательно взвесив все обстоятельства дела, но полученная им мзда лишает его необходимой для того беспристрастности]; кроме того, он потворствует дающему взятку и вводит его в грех.

4.4. Пять грехов, совершив которые, трудно раскаяться в них, ибо в глазах большинства людей это – легкие нарушения, и человек, совершающий их, полагает, что не грешит. К числу таких грешников относятся:

а) гость, участвующий в трапезе, когда еды не хватает и самим хозяевам, – в этом есть что-то от грабежа, но поступающий так думает, что не согрешил, говоря: «Разве я ел без их разрешения?»

б) тот, кто пользуется залогом бедняка (бедняк обычно дает в залог какой-нибудь простой инструмент – топор, например, или мотыгу), говоря: «Эти предметы не портятся от употребления, и я не наношу их хозяину ущерба»;

в) тот, кто разглядывает запретную для него женщину, говоря себе: «Разве я вступил с ней в связь или хотя бы прикоснулся к ней?» Он не понимает, что это – великий грех и влечёт за собой прелюбодеяние, как сказано: «И не будете вы блуждать, влекомые сердцем и глазами вашими» (Бемидбар, 15:39);

г) тот, кто ищет почёта для себя за счёт позора другого человека и думает, что не согрешил, – ведь тот не присутствовал при этом и не подвергся позору; и вообще он не стыдил ближнего, а лишь сопоставил свои добрые дела и свою мудрость с его делами и его мудростью, чтобы присутствующие сами пришли к заключению, что он достоин почёта, а ближний – презрения;

д) тот, кто подозревает достойных людей. Он говорит в сердце своём: «Чем я повредил ему? Ведь я не утверждал, что этот человек совершил грех, а лишь выразил предположение, что он мог это сделать». И ему не приходит в голову, что это грех – смотреть на праведного человека как на грешника.

4.5. Пять грехов, совершив которые, человек снова постоянно тянется к ним, ибо ему трудно от них отказаться, поэтому следует остерегаться этих грехов, порождающих в людях дурные качества. Эти грехи: сплетничество, злоязычие, гнев, зломыслие и дружба со злодеем, ибо от него можно научиться дурным поступкам, которые запечатлеются в его душе. Об этом сказал Шеломо: «Тот, кто общается с глупцами, сам станет грешником» (Мишлей, 13:20). Мы уже писали в «Законах об этике» о тех качествах, которые должен вырабатывать в себе человек; к раскаявшемуся грешнику это относится в особенности.

4.6. Хотя все упомянутые грехи и подобные им препятствуют раскаянию, они не делают его невозможным, и если человек всё-таки раскаялся, то он возвращается ко Всевышнему и удостаивается удела в грядущем мире.

Глава 5

5.1. Человек обладает свободой воли. Пожелает он пойти по пути добра и быть праведником – ему дано это; пожелает пойти по пути зла и быть грешником – у него есть и такая возможность. Об этом сказано в Торе: «Вот, человек стал единственным; от него – познание добра и зла» (Берэшит, 3:22) – то есть, человеческий род – единственный в мире, обладающий способностью самостоятельно, своим собственным разумом и сознанием, познавать добро и зло и поступать, как он того пожелает, и никто не помешает ему творить добро или зло. И поэтому далее сказано: «Как бы не простер он руку…» (Берэшит, 3:22).

5.2. Да не придёт тебе на ум, о чём говорят глупцы из других народов и большинство невежественных евреев: что Всевышний решает перед тем, как человек появляется на свет, кем тому быть – праведником или злодеем. Это неверно. Всякий может стать праведником, как Моше-рабейну, или злодеем, как Йаравъа;м, мудрым или глупцом, милосердным или жестоким, скупым или щедрым и так далее. И нет никого, кто бы заставлял его, или решал за него, или влиял на выбор им одного из двух путей, – лишь он сам, по своёму разумению, направляется по тому пути, который изберёт. Об этом сказал Йирмейаг;у: «Из уст Всевышнего не исходит повелений о зле и добре» (Эйха, 3:38) – то есть Творец не заставляет человека быть праведным или грешным. А раз так – преступник сам виноват в своей греховности, и потому ему подобает плакать и скорбеть о том, что сделал он со своей душою; поэтому сказано далее: «О чём будет скорбеть живой человек? Муж пусть скорбит о грехах своих» (Эйха, 3:39). Продолжая свою мысль, Йирмейаг;у говорит, что так как нам дана была свобода воли и мы по своёму усмотрению совершили все эти злодеяния, нам следует вернуться с раскаянием ко Всевышнему, оставить свой дурной путь – ведь и сейчас наша воля свободна; об этом говорится далее: «Обдумаем свои поступки, и исследуем их, и вернемся к Г-споду» (Эйха, 3:40).

5.3. Этот принцип имеет основополагающее значение для всей Торы и всех заповедей, как написано: «Смотри, Я предлагаю вам сегодня жизнь и добро, смерть и зло» (Деварим, 30:15). И ещё сказано: «Смотри, Я предлагаю вам сегодня благословение и проклятие» (Деварим, 11:26) – то есть, выбор в ваших руках, и всё, что человек пожелает, он может совершить – любой из возможных поступков, хороший или дурной. И поэтому сказано: «О, если бы ваши сердца так трепетали предо Мною все дни!» (Деварим, 5:26) – то есть Творец не заставляет людей делать добро или зло и не решает это за них, но сердца людей – в их власти.

5.4. Если бы Б-г решал, быть человеку праведником или грешником, или если бы была какая-либо причина, которая от рождения человека влекла его по какому-то определённому пути, или вынуждала его принять определённый образ мыслей, или определяла его моральные качества, – как фантазируют об этом глупцы-астрологи – как же (Всевышний) мог бы отдавать человеку повеления через пророков: «поступай так-то», «не поступай так-то», «исправьте пути ваши», «не поддавайтесь злому началу в себе»? Ведь, по их мнению, или всё это было предопределено, когда человек появился на свет, или заложенные в нём природные качества неодолимо влекут его к этому. Какой смысл имела бы тогда вся Тора? По какому праву и по какой справедливости наказывается грешник или вознаграждается праведник? Неужели Судья всей земли не рассудит? Ты можешь удивиться и спросить: «разве человек может поступать как пожелает, разве действия его зависят от него самого, разве может что-либо произойти в мире без дозволения Творца, без того, чтобы была на то Его воля? Ведь написано: “Всё, что пожелает, делает Г-сподь на небе и на земле”» (Тег;илим, 135:6). Знай, что всё – по воле Его; пожелал Создатель, чтобы огонь и воздух стремились вверх, а вода и земля – вниз, небесные сферы вращались и все творения в мире обладали свойствами, которыми Ему было угодно наделить их; точно так же пожелал Он, чтобы воля человека была свободной и он был бы властен над всеми своими поступками, и чтобы ничто не вынуждало его к определенным действиям и никакая сила не влекла его к ним; но чтобы он сам, руководствуясь разумом, данным ему Б-гом, совершал всё, что человек в силах совершить. И потому он судим за дела свои: если делает добрые дела – вознаграждают его, если творит зло – карают. Об этом говорили пророки: «Из-за вас самих было так» (Малахи, 1:9), «Они сами избрали свой путь» (Йешайаг;у, 66:3). И об этом сказал Шеломо: «Радуйся, юноша, юности своей… но знай, что за всё это приведёт тебя Б-г на суд» (Ког;элет, 11:9) – то есть знай, что тебе дана возможность поступать как вздумается, и потому ты в будущем дашь ответ перед судом.

5.5. Если спросишь ты: «Ведь Святому Творцу, благословен Он, ведомо всё, что произойдёт, ещё до того, как это случилось. Знает ли Он, что человек станет праведником или грешником? Если предположить, что Он знает, что человек будет праведником, то получится, что тот не может не стать праведником; если допустить, что, хотя Ему и известно, что человек будет праведником, человек может всё-таки стать грешником – то это не истинное знание». Знай, что ответа на этот вопрос не вместят все земные просторы и вся ширь морская; он включает в себя множество основополагающих законов и понятий, высоких, как огромные горы. Однако ты должен знать и понимать следующее; как мы уже объясняли во второй главе «Законов об основных принципах Торы», Святой Творец, благословен Он, знает обо всём, но знание это не является чем-то отличным от Него, как у людей, которые не тождественны своёму знанию, но Он, да превознесено будет Его Имя, и Его знание – тождественны. Человеческий разум не в состоянии по-настоящему понять это так же как невозможно постичь сущность Самого Творца: «Не может узреть Меня человек и остаться в живых» (Шемот, 33:20), – так невозможно постичь и сущность знания Создателя. Об этом сказал пророк: «Не Мои мысли – ваши мысли, и не пути ваши – Мои пути» (Йешайаг;у, 55:8). И поэтому нам невозможно понять, каким образом Всевышний знает обо всех творениях и обо всем происходящем, но мы должны твердо знать, что поступки человека – в его собственных руках, и Всевышний не принуждает его и не решает за него, поступить ли ему так или иначе. И не только предание учит нас верить в этот принцип; он убедительно доказуем с помощью логики. И поэтому говорили пророки, что человека судят за все его поступки, хороши они или дурны. И это – основополагающий принцип, на котором зиждутся все слова пророков.


Рецензии