Моше бен Маймон Рамбам Законы раскаяния. ч 1

Избранные главы из книги РАМБАМа «Мишне Тора» (Йад Г;ахазака), посвященные законам раскаяния

Глава 1

1.1. После того, как тот, кто умышленно или по ошибке нарушил любую из заповедей Торы – предписывающую или запрещающую, раскаялся в своём грехе, он должен исповедаться перед Б-гом, благословен Он, как сказано: «Мужчина или женщина, провинившиеся перед другим человеком, совершив тем самым преступление против Г-спода, взяв грех на свою душу, должны исповедаться в грехе, который они совершили» (Бемидбар, 5:6,7). Здесь Тора говорит об исповеди в словесной форме. Произносить такую исповедь – предписывающая заповедь Торы. Исповедуются так: «Б-же! Грешен я пред Тобою, виновен, преступен; совершил я то-то и то-то; я раскаиваюсь в своих поступках, и стыжусь их, и никогда более не поступлю так». Это – основа исповеди, но всякий, кто развивает эту формулу и умножает свои покаянные молитвы, заслуживает похвалы. Тот, кто должен принести повинную или очистительную жертву за грех, совершенный по неведению или умышленно, тоже не очищается от своего греха одним лишь жертвоприношением, без раскаяния и словесной исповеди, как сказано: «И исповедаются над ним жертвенным животным в грехе, который совершили» (Вайикра, 5:5). Так и тот, кто приговорён Санг;едрином к смертной казни или к телесному наказанию, не искупает свой грех смертью или страданием без раскаяния и исповеди. Тот, кто причинил телесное повреждение или материальный ущерб своёму ближнему, несмотря на то, что он возместил нанесённый ущерб, тоже не прощается без раскаяния и исповеди, как сказано: «…провинившиеся перед другим человеком… должны исповедаться в грехе, который они совершили» (Бемидбар, 5:6,7).

1.2. Козёл отпущения служил искуплением для всего Израиля, и поэтому первосвященник произносил над ним исповедь от имени всего Израиля, как сказано: «И исповедается над ним во всех грехах сынов Израиля» (Вайикра, 16:21). Козёл отпущения искупает все нарушения законов Торы: как тяжкие, так и лёгкие; как совершенные по неведению, так и умышленные; как те, о которых знает совершивший их, так и те, что остались неизвестными ему, – однако лишь в том случае, если грешник раскаялся. Тому же, кто не раскаялся в своих грехах, прощаются только лёгкие нарушения. Что относится к лёгким нарушениям и что к серьёзным? К серьёзным – все грехи, наказуемые смертной казнью или истреблением души; ложная и напрасная клятвы, хотя и не караются истреблением души, также относятся к тяжким проступкам. Нарушение всех прочих запрещающих заповедей и всех предписывающих, за неисполнение которых не полагается истребление души, – называется лёгким.

1.3. В наше время, когда нет Храма и нет жертвенника, на котором приносились очистительные жертвы, только раскаянием можно заслужить прощение. Раскаяние искупает все грехи. Даже тому, кто грешил всю жизнь, но раскаялся в последний свой день, не вспомнят его грехов, как сказано: «И грехи злодея не будут тяготеть над ним в тот день, когда он раскается в своём злодействе» (Йехезкейль, 33:12). Йом-Кипур очищает тех, кто раскаялся в своих грехах, как сказано «Ибо в этот день будут прощены грехи ваши» (Вайикра, 16:30).

1.4. Хотя раскаяние очищает от всех грехов и Йом-Кипур также приносит искупление, некоторые преступления искупаются сразу же, другие – не сразу. А именно: тот, кто преступил предписывающую заповедь, за нарушение которой душа не истребляется, а затем раскаялся, прощается сразу же, как сказано: «Вернитесь, заблудшие дети, Я исцелю вас, когда вы вернетесь!» (Йирмейаг;у, 3:22). Тому, кто преступил запрещающую заповедь, за нарушение которой не полагается истребление души или смертная казнь, – раскаяние приносит частичное искупление, а Йом-Кипур завершает его. Об этих грехах сказано: «Ибо в этот день будут прощены грехи ваши…» (Вайера, 16:30). Тому, кто раскаялся в совершенном преступлении, за которое полагается смертная казнь или истребление души, – раскаяние и Йом-Кипур приносят частичное очищение, а затем человека постигают страдания, которые завершают искупление. И в любом случае нет полного искупления без страданий. Об этом сказано: «Я накажу их бичом за преступления их и язвами – за их злодеяния» (Тег;илим, 89:33). Сказанное относится только к тем преступлениям, которые не привели к поруганию Имени Всевышнего; тот же, кто порочит Имя Всевышнего, даже если и раскается в своём грехе, проведёт Йом-Кипур в раскаянии своём и претерпит страдания, – не удостоится полного искупления до самой смерти. Но все эти три вещи: раскаяние, Йом-Кипур, страдание – приносят лишь частичное очищение, и только смерть полностью искупает вину, как сказано: «И слышал я своими ушами слова Г-спода Воинств: “Не простится вам этот грех до смерти вашей – клятва Г-спода Воинств”» (Йешайаг;у. 22:14).


Рецензии