По конк. соч. по фразеол. Последняя капля
http://www.stihi.ru/2020/03/16/7730 - Итоги конкурса
Завершается голосование по очередному этапу конкурсной серии сочинений на тему значений и области употребления русских фразеологизмов. Я ещё не знаю, какие стихи победят в нём, но уже имею возможность составить свое личное впечатление о представленных произведениях, а стихи, написанные вновь (то есть, после объявления темы конкурса), прокомментировать. Новых стихов в этот раз было много: 16 из 30-и принятых. Далеко не все из них по содержанию соответствовали конкурсному заданию, и мне жаль, что это так: либо их авторы не поняли значения фразеологизма "последняя капля", либо они просто слукавили - стихи у них новые, но написаны они были не к данному конкурсу.
Фразеологизм - это устойчивое выражение, где отдельные слова теряют свою смысловую самостоятельность, а его значение часто понимается в переносном смысле, поэтому посвятить стихи рассказу о последней капле переливаемой жидкости в самом буквальном смысле этих слов, было бы ошибкой. Переносное значение фразеологизма: то, что переполняет чашу нашего терпения в череде повторяющихся ошибок и неверных действий. Это может быть рассказ о каком-либо конкретном решающем событии, случившемся в череде других и ставшим причиной важных перемен. Другой возможный подход к теме - это философская поэзия с рассуждением о том, что переполняет чашу нашего терпения, насколько мы сами способны терпеть и как поступаем в трудных обстоятельствах. Например, как в этом отличном стихотворении:
30. НИША И НОША. ГОЛЬГЕРТС
Есть понятие капли последней – без водки, но с пивом –
мы заспорили как-то намедни.
Сколько капель в терпении или в упорстве ослином,
не считали? – я тоже не в теме.
Что мне ваши пословицы спорные: бог, мол, не Яшка,
не Тимошка и видит немножко?
У спокойного "чаша терпения", именно, чашка.
У меня – только чайная ложка.
Но когда призовут выбирать между нишей и ношей
никакой не прикрыться защитой.
Остаётся признать, что во мне самолюбия больше,
чем любви бескорыстной и чистой.
Интересные стихи с нестандартным подходом к теме - персонаж не иллюстрирует ситуацию с "последней каплей", а рассуждает, как бы поступил он, когда ему придётся "выбирать между нишей и ношей", и честно признаёт (лично я обожаю честные и искренние стихи!), что "во мне самолюбия больше, чем любви бескорыстной и чистой". А разве это признание не относится ко всем нам, более склонным обвинять других или неблагоприятные обстоятельства, чем вглядываться в самого себя?
Давайте рассмотрим другие варианты раскрытия заданной темы, а заодно и обратим внимание на ошибки исполнения стихов (если таковые в них есть!).
5. НЕ СБЫЛОСЬ. ГАЛИНА ПАНЮШКИНА
Я хотела любить и быть милой
И семьей жить одной, неделимой,
Чтоб любовью дышать и быть верной,
Принимая посланье Вселенной.
Напевая весенние песни,
Храм любви создала В ПОДНЕБЕСЬЕ,
Подбирала ВОЛШЕБНЫЕ КРАСКИ,
Ожидала заботу и ласку.
Не сбылось. Снег рассыпала вьюга,
День за днем мы теряем друг друга…
Нет терпенья, наполнена чаша,
И на днО Идёт лодочка наша. два ударных подряд
Есть пределы любви и ПРОЩЕНИЯ,
Пусть болезненным будет ЗАБВЕНИЕ, рифма
Только СОЛНЦЕ КОРОВОЙ ЛЕД СЛИЖЕТ,
Сколько можно по льду, да на лыжах?
Вольной птицей тебя отпускаю,
Отпускаю и снов своих стаю…
Пусть спасает улыбка чужая,
Я прошу, уходи, провожаю…
Стихи по теме, но выполнены они в форме пересказа реальной (скорее всего) ситуации крушения надежд на долгую любовь: "Нет терпенья, наполнена чаша, и на дно идет лодочка наша..." Таких стихов можно найти на сайте много - кто из нас не переживал подобные драмы, и как же нам сладко сетовать в ритму о том, что наши ожидания счастья не сбылись. Для высокой поэзии мне не хватило здесь мудрых мыслей и позитивности полученного опыта, который бы был интересен всем читателям. И по исполнению не всё идеально: образность есть, но не все образы показались мне удачными, как, например, сравнение солнца с коровой, которое крайне удивило: "Только солнце коровой лед слижет, сколько можно по льду, да на лыжах?". Не понравились и банальные "волшебные сказки", а "храм любви в поднебесье" показался высокопарным преувеличением. По технике: выбрана простейшая парная рифмовка (что не самый лучший выбор), к тому же, именно эта рифмовка не терпит неточности рядом стоящих рифм, а мы видим в стихах слабую рифму -"прощения-забвение".
7. ПРОСТИ, ЧТО МЫ РЕДКО... КОРНИЛОВА ОЛЬГА ВИКТОРОВНА
Что значит последняя капля:
Дождя, переставшего капать?
Росы, что усохла на солнце -
Она утром снова вернется.
А может быть капля в подойник?
Бабуля коровушку доит
И, пышную пену вздымая,
Ведро наполнялось до края.
Она чешет шею корове:
-Спасибо. Ей: "Му"- (на здоровье).
Цедилка, журчанье по банкам:
-Берите парное, не жалко.
Мы пьем, наполняясь покоем
И в пене усы - что ж такое?
В УСАХ папа, мама, ребенок.
Смеемся. А небо спросонок
Уже иссинЯ голубое. ударение Иссиня
Все запахи, звуки - родное.
Ушло за околицу стадо.
-Бабуля, помочь может надо?
Она всё хлопочет, мы рядом.
Смотрю: что ты плачешь, не надо,
Не плачь, Ну, к чему эта слякоть?
-От счастья, НУ, как не заплакать?
Я тоже заплакала. - Что ты?
-Прости, что мы редко - заботы:
Работа и садик, и школа.
-Жизнь, что ж... И слезинки мне стерла.
Начну с того, что правильно "Иссиня голубое (ударение на первом слоге), а не "иссинЯ", как заставляет читать ритм... Строка "-Спасибо. Ей: "Му"- (на здоровье)." тоже не порадовала: все же мы поэзию пишем, а не просто услышанный разговор рифмуем, хочется лучшего языка для поэзии. А главное, я как-то не уловила связи содержания стихов с ситуацией употребления фразеологизма "Последняя капля". Придумать доказательство этой связи, конечно, можно, но с ходу для меня эта связь не очевидна: я не уверена, что эти стихи специально к нашему конкурсу писались, либо речь идет не о переносном значении фразеологизма, а о буквальном - о последней капле молока в подойник, которая не стала "переполнением чаши терпения", а просто вызвала поток мыслей.
8. ПОСЛЕДНЯЯ КАПЛЯ. ОЛЬГА ГРУБСКАЯ
Всю ночь моросил надоевший изрядно дождик.
По стёклам, отмытым до блеска, шуршал чуть слышно.
Взмахнув серебристым крылом, плыл рассвет над крышей,
Последнюю каплю с небесной стряхнув ладошки
В зеркальную водную гладь с высоты упала
На самое дно, с притаившейся злобной силой —
Увязшей средь грязи, песка и речного ила.
Дождинка в той чаше последнею каплей стала...
Последняя капля, её-то и не хватало —
Взбесилась река, разорвав берегов заторы,
Бурлящий поток, на беспечно заснувший город
Обрушил весь гнев, что скопился за срок немалый.
Людское: «авось» не исправить всемирным плачем —
Останки домов, как большие речные цапли —
в притихшей реке. Не дождинки б последней капля —
И всё быть могло, вероятно, совсем иначе...
Стихи с длинной строкой рифмовкой АББА строчным логаэдом 4-амфибрахий, 1-хорей. Уже интересно. И язык мне нравится - правильный, литературный, образный. Интересно решена и тема: сначала пейзаж, описание дождя, не предвещавшего беды, а потом приходит "дождинка", что "в той чаше последнею каплей стала...", "её-то и не хватало" и от которой "бурлящий поток на беспечно заснувший город обрушил весь гнев, что скопился за срок немалый". К концовке стихи становятся философским осмыслением - они уже совсем не о последней капле дождя, а о том, что иногда происходит в жизни: "Не дождинки б последней капли - и всё быть могло, вероятно, совсем иначе...". И это уже интересное и глубокое решение темы!
10.ДУРАКИ. ПОЛИКАРПОВА ДАРЬЯ
Они поженились – им было по двадцать лет,
и долго жили в квартире с окном во двор.
За каждой из стен обязательно был сосед.
Соседи – источник до слёз доводивших ссор.
01 001 001 001 01
01 01 001 001 01
01 001 001 001 01
01 001 001 001 01
Она мечтала в доме жить у большой реки,
чтоб утром солнце будило шальным лучом,
чтоб птицы зёрна клевали с её руки,
и чтоб за печкой маленький пел сверчок.
01 01 01 01 001 01 лишний Икт
01 01 001 001 01
01 01 001 001 01
01 01 01 001 01
А он хотел шикарный автомобиль,
и офис в центре, и клубы по вечерам.
Он по инерции как-то её любил,
когда уходила к маме, был только рад.
01 01 01 000 01
01 01 001 01 001
1 001 001 001 01
01 001 01 001 01
... Гроза гремела. И молний клубок сверкал,
хлестали струи в стены со всех сторон.
Она поняла вдруг, что вышла за дурака.
"Зачем на дуре женился", –< внезапно> подумал он.
01 01 001 001 01
01 01 01 001 01
01 001 001 000 01
01 01 001 001 001 01 лишних 3 слога - лишний Икт
Данный автор (если я не ошибаюсь) уже во втором нашем конкурсе снова пытается писать акцентным стихом (а лучше бы ей сначала набить руку на написании ЧИСТЫХ ритмов - хотя бы составных, но чистых логаэдов!!), потому что даже акцентный стих свободен только в размещении безударных слогов, но количество Иктов в строке всё равно должно быть урегулировано. Здесь мы имеем что-то близкое к 5-и Иктовому акцентному стиху, но с ошибками. По большому счету нельзя такое номинировать, но я просто поощрила автора небольшим баллом за смелость, за желание писать к конкурсу и за правильно понятую тему. Тема - это иллюстрация отношений двоих, где все динамично, убедительно, интересно и по сути фразеологизма. Очень хорошие стихи, только бы ритм их немного выправить...
13. ПОБЕДУ ВСТРЕТИЛА ПОД ВЕНОЙ. ГАЛА ГАЛКА
Умолкли песни под гармошку,
Не видно в поле мужиков.
С семьёй обнявшись на дорожку,
Ушли спасать мир от врагов.
А фельдшер, Маша, вслед за ними,
ПОПАСТЬ СТРЕМИЛАСЬ НА ВОЙНУ:
"Черёд свой ждать невыносимо,
Снимите бронь, на фронт пойду"!
ЗИЯЛИ РЯДЫШКОМ ВОРОНКИ
И лапы к Волге враг тянул,
Неслись в деревню похоронки,
ВЗРЫВАЛИСЬ ВОПЛИ: «Караул»!
Страна в запас отца списала,
Без ног вернулся он домой.
В Марии ЗЛОСТЬ НЕГОДОВАЛА:
«Снимайте бронь с меня долой»!
ДУША ОТ ГНЕВА КЛОКОТАЛА:
«Отныне папа инвалид»!
Пошла на фронт, в горнило ада
Своих спасать, фашистам мстить.
И ВЫПОЛНЯЯ ДОЛГ СВЯЩЕННЫЙ,
ДОСТОЙНО ВЫНЕСЛА ВОЙНУ.
Победу встретила под Веной,
В свою двадцатую весну.
Тема войны всегда выигрышна, но здесь для меня не очень убедительна связь содержания стихов с "последней каплей". Хотя привязать её при большом желании можно... По языку - тоже не очень: понятный, но скорее разговорный, информирующий язык - не язык поэзии! Все выделенные мною в тексте фразы - на грани допустимого: для поэтического языка хочется другого и лучшего...
14. ЧТО ЖЕ ВЫ, СИЛЫ НЕБЕСНЫЕ? ГАЛИНА ЛЕНКОВА 2
Полнится чаша - недоумением:
Где же февраль, ЕГО силы небесные?
С прошлого года ушло вдохновение,
Музу ревную: гостит неизвестно где.
Вальсом метель, жди не жди, не обрадует -
Дождичек плачет от случая к случаю.
Тройки бубенчик молчит у парадного...
Может сожжём псевдо зимнее чучело?
Интересная привязка к фразеологизму: стихи о потеплении, об отсутствии зимы (и вдохновения), и как шутливый способ изменения этого (как последняя капля!)- идея сжечь "псевдо зимнее чучело". Лаконично, но придраться не к чему. И язык хороший - без недочетов техники и достаточно образный. Единственно - в строке "Где же февраль, Его силы небесные" ритмическое ударение требует произнесения "Его силы", а не "егО"
15. ТАМ, ГДЕ ДОМ. АЛЛА РОМ
Чем я лучше охульника и алкаша,
У которого Родины нет?
Налегке поднимается в небо душа,
Чтоб держать перед Богом ответ.
За неправду мою, за гордыню мою,
За немилость - заслуженный КУШ,
Ведь едва ли имеется место в раю
Для таких, неприкаянных душ,
Как моя - вся в колючках, в пыли, в синяках,
Замухрышка - ни дать и ни взять,
Ей ли, падшей стократно, парить в облаках,
Если праведных целая рать?
И когда мне последнее слово сказать
Будет велено, я прошепчу:
"Не гневись, что не стану просить благодать,
Отпусти, я на Землю хочу,
Где в основе законов лежит парадокс -
Серенадой сменяется гром,
И висит, словно шарик воздушный, вопрос
Тривиальный: что будет потом?
Там мой дом. Там в руинах лежат города,
Птицам певчим предложена клеть,
Там за доллар способны предать и продать,
И бесплатно - за честь - умереть,
Там в намоленных храмах лампадки горят,
И пророчат беду образа,
И мой друг закадычный три года подряд
Почему-то не смотрит в глаза.
Там вполне уживаются святость и грех,
Нищета и чванливость "вельмож",
Там сегодня фиаско, а завтра успех,
Там так больно бывает, но всё ж,
Ты позволь мне, Всевышний, спуститься с небес
В мир, который дороже всего...
...Понимаю: услышан Тобой и воскрес,
Только вот на Земле - никого!!!
Мой демарш оказался затеей пустой:
Я - сбежавший из плена Икар,
Ведь с рубиновой каплей - последней, густой -
Обескровлен подвешенный шар...
Насыщенные содержанием (мыслями)стихи, и написаны они выразительным поэтическим языком, почти без изъянов. Мне только слово "куш" показалось неточным: куш, это все же, выигрыш, приобретение, а здесь по смыслу речь идет о возмездии "за неправду мою, за гордыню мою, за немилость..." Остальное - нравится. Тема, конечно же, шире и глубже, чем просто "последняя капля испытаний", да сама идея стихов не до конца выражена и раскрыта (заставила меня думать о том, что же именно заявляет автор....): "Мой демарш оказался затеей пустой: Я - сбежавший из плена Икар*, ведь с рубиновой каплей - последней, густой - обескровлен подвешенный шар...". Стихи эти, скорее всего, были написаны не к нашему конкурсу, хотя и новые, и интересные по содержанию.
17. ГЕН ПРЕДАТЕЛЬСТВА. ЕВГЕНИЙ АКСЕЛЬРОД
Был я очень наивен когда-то,
Верил в долг, справедливость и честь,
И не знал, что есть слово «предатель»
И что слово «изменщица» есть.
Но наивность с годами проходит,
Тает вера в святые слова…
ДОЛГ СВОЙ РОДИНЕ ОТДАЛ Я ВРОДЕ,
И теперь ВОЗ ТЯНУ СВОЙ ЕДВА.
Справедливость даётся сегодня
Только тем, у кого власть в горсти'.
Честь хранить я могу сколь угодно,
Но она уж давно не в чести'.
А когда я безумно влюбился,
То любимую девушку вдруг
(Видно, слишком я поздно хватился)
«Отобрал» самый лучший мой друг.
Обманули меня - оба сразу!
Не сумел разглядеть в них паршу.
И предательства эту заразу
До сих пор в своём сердце ношу...
Я с наивностью прежней простился,
Научился друзей выбирать, -
В них предательства ген научился
Я НА РАННИХ ПОРАХ выявлять.
Стихи - эпистола, рассказ об обидах персонажа на мир и на ближних, на то, что "справедливость даётся сегодня только тем, у кого власть в горсти" - стихи для спуска пара, написанные информативно, зарифмованной прозой, без какого-то интересного осмысления и философского взгляда. И даже не совсем о "последней капле" в череде событий, а просто как констатация факта, что персонаж "с наивностью прежней простился". Так ли это на самом деле - жизнь покажет, а что касается содержания стихов, то они, почему-то не удивили меня и не всколыхнули душу. По крайней мере, мою, а как их другие оценят - я пока не знаю.
18. А ФЕВРАЛЬ ВСЁ ДОЖДИТ. ГАЛИНА НАГОРСКАЯ
А февраль всё дождит и скулит щенком.
Белым облаком вдаль уплывает СЛОН.
Это сон и не слон и не даль совсем,
А февраль ждёт Ассоль, он промок и сер.
За седьмым фонарём изрыгает тьма
Всё что было бы до и кричать нельзя.
Разрывает ФАГОТ темноты печаль,
УЛЕТАЕТ ФОНАРЬ и чего-то жаль.
Не поняла, почему эти новые стихи - к конкурсу? Милый лирический этюд, где мне далеко не все понятно (почему "слон" и почему именно "фагот" - оба слова здесь выглядят как заплатки ритма. А почему "фонарь улетает"?) Фразеологизм к этим стихам явно не имеет никакого отношения.
20. ТВОИ ГЛАЗА, ЧТО ЦВЕТА СЕРДОЛИКА... ЕЛЕНА ЧАЛИЕВА
Твои глаза, что цвета сердолика,
День ото дня суровее глядят,
Не замечая ГЛАЗ немого крика,
Безжалостно мне душу теребят.
Я снова беззащитна перед ними:
Кто любит больше, тот и уязвим,
Того легко убить словами злыми
И каменным лицом совсем чужим.
Что станет той последней каплей горя,
Судьбу что разделяет пополам?
Когда с тобой - мне по колено море,
А без тебя - гроша за жизнь не дам.
Суть фразеологизма в теме стихов отражена, и ситуация, его иллюстрирующая, изложена неплохо. Почти неплохо: в строчке "Не замечая ГЛАЗ немого крика" очень хочется уточнение "МОИХ глаз", чтоб не спутать с глазами персонажа "Твои глаза что цвета...". Понравилась концовка стихов, где к месту вставлены сразу два фразеологизма: "Когда с тобой - мне по колено море, а без тебя - гроша за жизнь не дам". Симпатична и лаконичность - в трех строфах сказано очень много и всё - по заданию конкурса.
24. ЭТОТ ГОРОД ЗИМЫ. МИЛА АНДАНТЕ
Этот город зимы с декабря безнадёжно простужен,
Он вдыхает печаль и насуплено цедит абсент.
Он не верит прогнозам, он шлёпает в кедах по лужам,
Натянув капюшон, нецензурно честит реагент.
Вороха серых туч навалив на согбенные плечи,
Он похож на медведя, огромен, свиреп и космат.
Этот город жесток - он не греет, не любит, не лечит.
Он встаёт на пути обещанием горьких расплат.
Он растерзан ветрами за что-то всерьёз не прощённый.
Он и сам позабыл, что на свете бывает тепло.
Этот город живёт неприкаянно и отрешённо,
И давно не справляется, сколько воды утекло.
Он застыл, закоснел, он забыл, что снегам неподсуден.
Он почти растворился в февральском обилии луж.
Он устало молчит, этот город непрожитых судеб,
Недосказанных слов, втихомолку захлопнутых душ.
Но пора отыграть в завершающей сцене спектакля,
Как прописан финал, и пропет торжеством птичьих стай.
Этот город в кулак собирает последние капли
И весенним дождём, размахнувшись, швырнёт их с моста.
Здесь за основу взят пейзаж города, описание погоды, но этот город очеловечен и очень выразителен (мне нравится поэтический язык стихов). Конкурсное задание поддержано здесь последней строфой, где уставший город, живущий "неприкаянно и отрешённо", который "давно не справляется - сколько воды утекло", наконец "в кулак собирает последние капли и весенним дождём, размахнувшись, швырнёт их с моста". Кажется, что стихи о городе, но все-таки они больше о состоянии человека, о его настроении, о жажде позитива и весны, о том, что чаша терпения переполнена.
25. ПОСЛЕДНЯЯ КАПЛЯ. ИРИНА ГУБАНОВА
Последняя капля. На жизненном поле каков её вес и удел?
Минерва, Фемида и Доля с Недолей, скажите - где силы предел?
Смирились, терпели, хватало силёнок, а барин творил, что хотел.
Но псами затравлен крестьянский ребёнок - и красный петух полетел.
"На вилы! На вилы!" Усадьба пылала, летели осколки стекла.
Последнею каплей слезинка та стала, что с детской щеки протекла.
Кровавое солнце над Брестом всходило, и эхо гремело атак.
Врага удивили и мужества сила, и гордый над крепостью флаг.
Последнего вздоха последняя воля, горящая ненависть, месть,
Последняя капля солдатской той доли как веры и доблести честь.
Всё было - печали, восторги и муки, любовный напиток бурлил.
Всё в прошлом. Устали, и холод разлуки дурманную страсть остудил.
Но лучиком солнца блеснула нежданно та встреча, и в сердце моё
В глубинное донце вдохнула так странно последнюю каплю. Живём!
Так много иль мало - последняя капля, и что может вынести плоть?
В ответ прозвучало: конец и начало - нам всё посылает Господь.
Глубокие и многоплановые стихи о городе Бресте, а возможно, вообще о России, о том, как мои соотечественники на протяжении многих лет "смирились, терпели, хватало силёнок, а барин творил, что хотел...", потом о том, как они в годы войны "врага удивили и мужества сила, и гордый над крепостью флаг", о том, что у нас в жизни "всё было - печали, восторги и муки". Но все-таки стихи эти не только о пройденных испытаниях, а о том, что рано или поздно "в глубинное донце" души человека входит "последняя капля", заставляющая его жить дальше. И автор ставит вопрос - главную мысль стихотворения: "Так много иль мало - последняя капля, и что может вынести плоть?" И дает на него ответ: "Конец и начало - нам всё посылает Господь", с которым я не могу не согласиться. По исполнению не увидела, к чему бы придраться. ))) Прекрасные стихи!
26. РАЗДУМЬЯ. АНАТОЛИЙ ШЕСТАКОВ
Дисфункция. Дурное состоянье…
Подвижник, с измочаленной душой.
Как зверь, сопротивляется сознанье,
Стараясь КОМПЕНСИРОВАТЬ ПОКОЙ. ???
Испытывая муки угрызенья,
(Я тоже временами не святой),
ИЩУ РАЦИОНАЛЬНОЕ СПАСЕНЬЕ,
Сражаясь с обывательской молвой.
Устал с противоречием сражаться.
Но пусть не торжествуют упыри —
Не склонен лебезить и унижаться…
И близок — ожидаемый Гран-при.
ЗАЕДУ в белокаменные Храмы,
ПОСЛУШАЮ величественный ЗВОН.
Смягчу незаживающие раны…
А Богу — благодарственный поклон.
Все ТОЧКИ КАРДИНАЛЬНЫЕ РАССТАВЛЮ,
С презрением к отъявленным лжецам.
ПОСЛЕДНЮЮ МУЧИТЕЛЬНУЮ КАПЛЮ
ОТДАМ БЕЗ СОЖАЛЕНИЯ ВРАГАМ. ???
Признаюсь честно - я не поняла эти стихи. В чем здесь мысль автора? Даже в деталях не все в них поняла, зачем, например "как зверь, сопротивляется сознанье, стараясь компенсировать покой" - обычно люди беспокойство хотят компенсировать. Странен и не раскрыт оборот речи "рациональное спасенье", не до конца поняла я и с каким именно "противоречием сражаться устал персонаж", и какого Гран-при он для себя хочет. Да и концовку стихов я совсем не поняла. До фразеологизма у меня вообще руки не дошли - при чем тут он, если я смысл стихов и употребления ряда слов в целом не поняла? (((
27. ОШИБКА СНОВА... ЕЛЕНА ДОЛГИХ
Ошибка снова? Ну да, ошибка… Идите к чёрту!
Устал смертельно искать любовь я и верить в чудо.
Опять повторы, мой путь надежды той перечёркнут,
Что называла К ЛЮБВИ ВЛЕЧЕНЬЕ обычным блудом. ???
Она, возможно, сказала правду, НЕ ПОКРИВИЛА, ("не покривила ДУШОЙ")
Но... что мне делать, когда исчезли на свете Дамы? (???)
В эпоху чипов, сим-карт, айфонов – детей винила,
Полно подделок, здесь процветают фальшивки-ХРАМЫ.
СНАРУЖИ ВРОДЕ ОДНИ КРАСОТЫ. Какого сорта?
Не разгадаешь, пока не сможешь рукой потрогать.
Вмиг станет ясно – ОРИГИНАЛЬНОСТЬ ОБМАНОМ СТЁРТА,
А суррогатОВ (какая низость!) не судят строго. (м.б. "суррогатЫ"?)
ЧАС кавалеров и ухажёров навеки канул. (м.б. век?)
Знакомство, вечер, бокалов пара, объятья терпки –
В соседнем баре любовь такая всем по карману.
Что интересно – почти любая такое стерпит.
Я ДОЛГО ВЕРИЛ, ИСКАЛ ПОВСЮДУ, но бесполезно. ( чего искал?)
Остался выход один из многих, ОН ЗАУРЯДЕН:
ИЗ РЕВОЛЬВЕРА С НАСМЕШКОЙ СМОТРИТ СТАЛЬНАЯ БЕЗДНА.
Нет, я не стану молить о чуде и о пощаде…
Здесь я тоже ничего не поняла в содержании: что же так мучает персонажа. Особенно, если эти стихи и вправду на тему фразеологизма. Пройдемся по тексту.
"Устал смертельно искать любовь я и верить в чудо" - допустим. Но как понять этот оборот "К ЛЮБВИ ВЛЕЧЕНЬЕ"? Что именно персонаж понимает под словом "любовь", которую он "искал повсюду, но бесполезно"? Какие у него претензии к "фальшивкам-храмам", где он замечает только внешний вид, а не суть "снаруже вроде одни красоты. Какого сорта?" Почему вдруг для него застрелиться - это "заурядный выход" в ситуации "бесполезного влечения к любви"? Не по душе мне такие выводы и такие мысли...
28. ЗНАКОМАЯ ИСТОРИЯ. ВАСИЛИЙ МИХАЙЛОВИЧ ПУЗЫРЁВ
История эта любому знакома, женские рифмы
Она начиналась с корыта и дома,
А после возрос аппетит до дворянства
И даже до личного, вольного царства.
Казалось бы вот он, мечтаний предел, мужские рифмы
Но большего кто-то опять захотел.
Наверное, бабка БОЛЬНА ГОЛОВОЙ,
Зачем же владычицей быть ей морской?
Немало у рыбки в душе накипело, женские рифмы
Наказана злая старуха за дело,
И в чаше терпения каплей последней,
Явился продукт этих бабкиных бредней.
Меняется время, проходят года, мужские рифмы
Но эта ИСТОРИЯ В СИЛЕ всегда.
......
......
Очень удачно взят сюжет "Сказки о Золотой Рыбке" в качестве иллюстрации фразеологизма "последняя капля". Содержание стихов понравилось, жаль, по форме они не до конца продуманы. Написано стихотворение парной рифмовкой: 4 строки женской рифмой, 4 строки мужской, потом опять 4 строки женской и здесь бы добавить еще две строки с мужской рифмой, чтоб получилось два одинаковых восьмистишия с рифмовкой ААББссдд, но автор не дописал две строки и этим разрушил структуру стихотворения. И язык в нескольких местах сделать бы более литературным...
__________________________________
На этом все "новые" стихи из пакета принятых произведений закончились. Из старых (написанных до объявления конкурса) мне понравились по содержанию (но не все из них - по форме) следующие произведения:
2. Последний акт. http://www.stihi.ru/2019/06/08/7376 Агува Дынкина
3. Сквозняк. http://www.stihi.ru/2017/06/29/3166 Нежнаянежность
4. Пела, не озиралась я... http://www.stihi.ru/2019/12/10/2455 Мария Абазинка
9. Прислушиваясь к шуму. http://www.stihi.ru/2019/04/02/3690 Инна Заславская
11. Убегающие. http://www.stihi.ru/2019/03/02/4143 Ольга Светова
22. Чудо подаренных дней. http://www.stihi.ru/2014/05/16/6396 Наталия Медведева
В порядке исключения хочу опубликовать здесь одно из "старых" - заинтересовала и понравилась их необычная рифмовка:
4. ПЕЛА, НЕ ОЗИРАЛАСЬ Я... МАРИЯ АБАЗИНКА
Пела – не озиралась я,
нежностью растворясь;
даже рассветной алости
искренне радуясь.
Верила или падала –
ру;ки не разняла;
было терпенье адовым
в кротости ангела.
Что же так стало больно мне? –
взыскано всё сполна;
где же ты, воля вольная,
в тленное втоптана?
Я про любовь послушаю,
что-то в ответ спою;
пусть назовут простушкою,
только – свободною.
В бо;розду обогретую
мирно падёт зерно…
Я на тебя не сетую –
это проверено.
Кто-то грустит Алёнушкой,
только уже – не я;
значит, имела донышко
чаша терпения.
Здесь во 2-4 строках катренов использованы редкие неравносложные рифмы с наращением, где происходит добавление слога (слогов) в конце одного из рифмующихся слов: споЮ - свобОдную, зернО - провЕрено, не Я - терпЕния, сполнА - втОптана, разнялА - Ангела. Причем, даже со смещением места ударения в рифмующихся словах. Интересный и редкий приём, который, на мой взгляд, обогатил стихи.
_____________________
На этом можно завершить статью. Спасибо всем участникам за представленные для её написания произведения! Нам осталось провести ещё два конкурса из этой серии сочинений по фразеологизму (на них уже идёт прием заявок!), и тогда можно будет подвести итоги по всем пяти конкурсам. И, конечно же, наградить финалистов. С теплом, Ваша Алкора. 15.03.20г
Свидетельство о публикации №120031702869
Большое спасибо за разбор стиха.
Стих слабенький, хотелось как раз услышать профессиональное мнение со стороны.
Все замечания правильные, полностью согласна.
Будем работать)))
Галина Панюшкина 19.03.2020 17:51 Заявить о нарушении
Алкора 19.03.2020 18:10 Заявить о нарушении
С благодарностью,
Галина Панюшкина 19.03.2020 22:42 Заявить о нарушении