Час мужества

       Заканчивался последний по расписанию урок литературы, мы записали  задание в дневники  и  стали  собираться  домой, но тут  вдруг  Вера Сергеевна  сказала :
- Прошу  ещё  минуточку  внимания, 9 «Б», все  вы   знаете,  что  через  месяц  наш  класс  будет  участвовать  в  торжественном  митинге  посвящённому  Дню  Победы, надеюсь  все  готовят  портреты  родных  и  близких, которым   пришлось пережить это  страшное время  и  кто был  участником   самой  кровопролитной  войны. У  меня  есть   для  вас интересное предложение. Начиная  со   следующего  урока,  в  конце  я  буду  выделять  немного времени  на  наш «Час мужества»и вы все, по очереди  расскажите о тех, кого мы скоро увидим в « Бессмертном  полку ». Подумайте  и  скажите, кто будет  готов  познакомить  нас  со  своим  героем  уже  в  этот  четверг.Я  быстро  оделся  и  не раздумывая подошёл к  Вере  Сергеевне.
- Я  хочу  первым  рассказать  о  своём  герое –  Хлебникове  Петре  Егоровиче,  близком   и  родном  мне  человеке.
- Хорошо, Артём, готовься. Но  подожди, ведь у  тебя  кажется  нет  деда ?
- Да, родного  никогда  не  было,  поэтому  я Петра Егоровича  всегда и считал  своим  дедушкой, и  всем  хочу  рассказать  каким  замечательным он  был.
-  Отлично,  готовь  сообщение, с  тебя  и  начнём.
      Придя  домой,  я  сразу сел  писать  историю его жизни, так  как  этого  момента я  ждал уже  много  лет. Мне всегда  хотелось, чтобы  люди  узнали  всю правду о судьбе  неизвестного героя  великой войны  и  сколько  испытаний ему пришлось  пережить  уже  в  мирное  послевоенное  время.

      Оставшиеся пол  дня  и  весь  этот вечер я  повёл  в  своей  комнате, за столом. Только  составление плана  у меня заняло больше  двух  часов. Написав две страницы, всё  пришлось отложить, чтобы  сделать уроки на  завтра. Заглянув  ко мне третий раз,  мама напомнила, что  давно  пора  кушать. Быстро  перекусив, я с нетерпением вернулся к продолжению трагической истории  жизни  дедушки  Пети. Я  пытался вспомнить  всё,  что  рассказывал  мне  он  сам,  бабушка Глаша  и  мой  отец. Вечером, когда  родители  беседовали  за  чаем, я попросил отца перед  работой зайти  завтра  в  фотостудию и заказать портрет деда Петра для « Бессмерт ного полка », рассказал, что я готовлю  о  нём  сообщение  для « Часа мужества »  и хочу,  чтобы   все  узнали,  сколько  пришлось  перенести  боли  и  горя  этому  человеку за  свою  жизнь.
- Спасибо, сын, что  помнишь деда  и  хочешь  реабилитировать  его  честь,  хотя  бы  поле  смерти. А ну, что ты  там  написал, покажи ? – тихо  спросил  отец. Читая, он  сразу вносил  поправки, а  иногда  замирал и  мне было  понятно, что  его  мысли  где-то  далеко. На  следующий  вечер он  созвонился со своей мамой  Глашей, чтобы  она  уточнила  у жены  Егорыча  кое какую  информацию. Бабушка, конечно же  растрогалась  до  слёз и  прошептала  в  трубку:
- Слава Богу! И Петино имя  наконец будет  очищено от  грязи  и  позора, и  теперь  не  только  мы, но  все остальные  будут  считать его  настоящим  героем  и  защитником  Родины. Вот уж Серафима порадуется за  Петеньку  своего  любимого.

       Перед выступлением, внеся последние изменения, я  переписал всё  начисто  и лёг  спать  пораньше, так  как  мне  перед школой  нужно  было  успеть  забрать  готовый  портрет. До    литературы  я  его  оставил  в  учительской, у  Веры  Сергеевны. Сегодня  все  уроки  пролетели  для   меня  особенно  быстро  и  вот, долгожданная   литература.  Звенит  звонок  и  в  класс входим  мы:  Вера  Сергеевна  и  я  с  портретом. Все  стали  шептаться, но  педагог  сказала:
- Внимание! Мы начинаем знакомиться с героями, которые защищали нашу Родину от немецко-фашистских захватчиков и подарили нам сегодня мирную жизнь. Пожалуйста, Артём, мы  тебя  слушаем, а в оставшееся  время  поговорим  о  литературе.
       Я  поставил  перед одноклассниками  портрет  и спокойно начал  читать его  биографию. С  портрета  на  учеников  смотрел  пожилой   мужчина  в  кепке и обычном  рабочем  пиджаке, одетом  на клетчатую  рубашку .
 Кто-то  громко  выкрикнул :
 - А  почему  в  гражданском  и  без  медалей ?  Слушай  и  узнаешь! – тихо  ответил  я.

       Свой боевой  путь Пётр Егорович Хлебников  начал в 1-ой  гвардейской  танковой бригаде Красной  армии, механиком-водителем на легендарном Т-34. В начале сентября 1942 года, участвуя  в оборонительных  боях Брянского фронта, танк был  подбит недалеко от Воронежа. Радист и пулемётчик  погибают сразу, а 19-ти  летний  Пётр на  себе выносит из  горящего  танка  своего раненого  командира, но попадает под миномётный обстрел и  получает контузию.
-  Прихожу в себя- вспоминал он:- в  железнодорожном  эшелоне, который  везёт  набитые вагоны  нашими военнопленными солдатами. Ехали несколько дней и  никто не  знал  куда. Наконец  поезд  остановился  и  нас  стали выталкивать из  вагонов, заставляя  вытаскивать  уже  мёртвых товарищей. Затем живых  рассортировали, одних  посадили в  машины, а  нас пешим строем  погнали  за  ними. Мы  были голодны, больны, ранены и  тоже хотели бы ехать на  машине, но когда  пришли в  лагерь, узнали, что всех кто  приехал на  машинах  уже  удушили  газом. Нас опять  пересортировали, выдали  лагерную одежду. У меня на робе  был  треугольник с  буквой Р,что означало – русский  военнопленный. Рассказывая о Освенцине –немецкой  фабрике смерти, дед Петя всегда плакал и много  раз  повторял:
- Не дай Бог, вам дети, пережить такое… И смерть, и голод, и муки страшные, и  холод, и  бесчеловечность.

           Я попал в группу рабочих, каждый день  под музыку, нас  выгоняли  на  строительство бараков и печей для новых узников, которых везли эшелонами. Всех нас: русских, поляков, белорусов, чехов, евреев, украинцев объединяла ненависть к фашистам и тайное движение - сопротивление. Они  и  устроили  мне  побег  через  полгода.  А  польские  связные,  помогли  перейти  границу   и  вступить  в  партизанский отряд « Победа », на оккупированной  немцами Белоруссии в Витебской  области. Меня  определили  в  группу подрывников, так и воевал  до  лета  1944 года, пока  наши  войска  не освободили  Белоруссию. В  составе  нашей пехоты, позже был ранен в  грудь и отправлен в  госпиталь. После  него списан в  запас и  домой.

       Но дома меня  ждала  новая беда. Так  как  никаких документов доказывающих  мою  партизанщину не было, то меня считали предателем  и  врагом  народа. Ничего я доказать  не  мог, а душа  разрывалась от боли. Уехал на восстановление колхоза, женился, но деток своих так и не было. Добрые  и  отзывчивые были  люди  дедушка Пётр Егорович и бабушка Серафима  Ивановна. Они   жили   по  соседству  с  моей  родной  бабушкой  Глафирой   Андреевной, которая  одна  растила приёмного Николая – моего папу. Хлебниковым в усыновлении отказали, вот и помогали  они  соседке  чем  могли,  когда  словом,  когда  делом. А маленький  Коля,  дядю  Петра  тоже считал папой и с  детства  всему у него учился, и все наставления  и  советы  выполнял. Вырос, получил образование,  женился, а  когда   появился  я, то у меня  был один  дедушка  и  две  бабушки. Пять лет  назад Петра Егоровича  не  стало, но  я  помню  всё, чему он  меня  учил, а  на  все  праздники обязательно  желал  мира  и  здоровья  всем. Я закончил читать  своё  сообщение, в  классе  было  тихо  и  я  гордо  добавил:
-  Я  считаю, что  он  и  без  медалей  настоящий герой !

 Учительница  встала и глядя  на  портрет  деда, тихо  обратилась  к  классу:
- Давайте почтим  память  героя  минутой  молчания!
        За  дверью  прозвенел  звонок,  но  все  тихо  стояли  и  вглядывались  в  портрет,  а  дед  Петя  смотрел  на  них, своим  мудрым  взглядом,  словно  желал   каждому  мира  и  здоровья!
 

    Образ  главного  героя  получился  собирательным, но  одной  из  его  составляющих стала судьба  Клименко  Николая  Терентьевича – героя, участника  и  ветерана  ВОВ.


Рецензии