О Мастере и Маргарите. Фрагменты. Часть 3
http://www.stihi.ru/2020/03/04/6140
http://www.stihi.ru/2020/03/06/6876
Итак, быль и миф, сон и явь, реальное и потустороннее.
Пространство реального граничит с пространством потустороннего. А на нейтральной полосе — цветы.
Цветы на нейтральной полосе — МИМОЗА.
Опознавательный знак.
Он должен её узнать — по какому признаку? Почему именно мимоза должна его убедить, что именно она, Маргарита, призвана стать объектом его внимания?
Мимоза должна расшевелить в нём память? псевдопамять? чувственную архаичную память-тревогу, память об опасности? упоительной бездны мрачной на краю?
предчувствие?
ненавидимые им "отвратительные тревожные ПЕРВЫЕ цветы", символ н а ч а л а
(весны? весны ли?) чего-то неизбежного?
знак-сигнал вздрогнуть и покориться?
http://www.stihi.ru/2015/03/16/5033
Маргаритина мимоза.
Что это?
Может быть, это плеть, ведьминский хлыст, требовательный знак быть покорным, своей повелительнице, своей отныне королеве-хозяйке, хозяйке в его избушке?
на курьих ножках...
И он САМ поднимает (дважды!) (проверка) и подаёт ей его, и тогда она бросает этот букет на асфальт, за ненадобностью, убедившись, что Мастер покОрен ей (покорён ею).
И на частоколе вокруг неё — избушки на курьих ножках — ЧЕРЕПА, как принято у Баб-Ёг, а в центре — череп Берлиоза,
и не для этого ли он украден? чтобы, по прошествии воландовского бала, где он профигурировал в роли инициационной чаши, украсить частокол вокруг владений Маргариты?
И не будет ли такой вот охранительный частокол, стерегущий покой Мастера, по-прежнему украшен черепами, как подобает, традиционно, жилищам Баб-Ёг?
Ибо в этой ипостаси Маргарита обретает наконец мифологическую архетипную амбивалентность:
МАТЕРИ /ибо у настоящей Бабы Яги были дочери/(или, минуя стадию материнства, — бабки; неважно), заботливой, ГИБЕЛЬНО ЗАБОТЛИВОЙ, дарящей и забирающей,
и — ПОГУБИТЕЛЬНИЦЫ (мать-земля — погубительница)
А из ведьминского мимозного хвостика разрастётся, надо полагать, вокруг вечного дома Мастера МИМОЗНЫЙ САД...
Маргарита-то сулит ему ВИШНЁВЫЙ (что тоже символично в контексте русской литературы).
Заметьте, вишни в саду Мастера будут ЦВЕСТИ ВЕЧНО (вечная весна), а значит — никогда не будут плодоносить (опять ПУСТОЦВЕТ!)
Символ бесплодия, физического и творческого.
А первым символом весны для Мастера является именно мимоза.
Значит, вишнёвые цветы в его саду — морок, они обращаются в ВЕЧНУЮ МИМОЗУ.
Обманная "цыплячья" желтопушистость — рядом с КУРЬИМИ НОЖКАМИ, избушкинскими бабки-ёжкинскими и в кармашке пиджака Азазелло.
(Азазелло ворует куриную ногу, а Бегемот — берлиозову голову (череп) из гроба).
Не-вишни, не-дом.
Не созреют вишни в саду у дяди Вани — Иванушки Бездомного.
Иванушка — ученик чародея, чароПЛЁТА.
А главный чароплёт — Воланд,
и Мастер со "своим" романом — лишь его ретранслятор.
(продолжение следует)
Свидетельство о публикации №120031304366
Галина Иззьер 26.03.2020 05:58 Заявить о нарушении
Ольга интересный автор, но этими фрагментами я не прониклась.
А вот Вашей рецензией прониклась.
Меня заинтересовал термин эйдетическая память.
Вики говорит :"Эйдетические образы отличаются от образов восприятия тем, что человек как бы продолжает воспринимать предмет в его отсутствие."
И тут меня осенило почему мне так понравилась сцена с мимозками, которую вспомнила Елена Наильевна в своём стихотворении про Маргариту.
Дело в том, что мимозки не просто маркер, а сам символ эйдетической памяти. Нет объекта - сбрасываю его из сознания, чтобы войти в момент здесь и сейчас, что даёт эффект полного присутствия и чистого сознания. И радость, и лёгкость бытия :)
Спасибо, Галина.
Воробьёва Катя 26.03.2020 20:48 Заявить о нарушении
Галина Иззьер 27.03.2020 06:16 Заявить о нарушении
Воробьёва Катя 27.03.2020 09:03 Заявить о нарушении