По Куприну
Перечитал Куприна «Как я был артистом» и вдруг почувствовал
лёгкое веяние дежавю. Я из простого командировочного стал в
Москве журналистом, затем пророком и, наконец, экзотикой московского бомонда. За четыре дня! Часто бывая в командировках я заметил, что привлекаю к себе внимание жаждущих различных истин, а также полицию и
и охранников магазинов. Последние меня особенно допекают. Стоит мне выйти из магазина хоть в Ташкенте, хоть в Израиле, я сразу слышу топот бегущего за мной охранника и лезу в карман за чеком. Однажды за мной погнался продавец. Чека не оказалось, но спасла кассирша, вспомнив меня.
В Москве , спускаясь в метро, я с суеверным страхом начинаю оглядыв-
аться. Так и есть! Среди ожидающих поезда сразу замечаю человека,
с тоской разглядывающего толпу, в надежде найти того, кто ему
откроет истину. Я прячусь за спины соседей, но тщетно - он меня
уже тоже засёк и, сметая чемоданом народ, бросается ко мне с
конца перрона, чтобы я ему объяснил, как проехать на какую-то
тмутараканскую улицу.
Возвращаясь к теме. Однажды в Москве друг дал мне
пригласительный билет в Дом литераторов. Что - то там намеча-
лось. Я вошёл в полупустой зал и сел недалеко от сцены. Через
пару минут за несколько рядов впереди от меня поднимается
дама и, размахивая газетой, обращается ко мне с гневной речью,
обвиняя меня в каких -то журналистских грехах. Я начал оглядываться
- к кому это она? Но все смотрели на меня, да и она тоже.
Пришлось всё принять на свой счёт. Она говорила громко и зал
притих. Самые мягкие выражения: «Пишите всякую гадость, люди
вам верят, а вы...» , дальше было покрепче. Я начал ловить сочу-
вственные взгляды, мол «досталось бедняге», но заодно и злорад-
ные улыбки - « Так ему, гаду!» Я был бы, как писал О. Генри, пар-
шивым койотом, если бы стал доказывать, что это ошибка. Мне
бы не поверили. Посчитали бы, что я трусливо увиливаю от критики.
И главное - «Все ОНИ* такие». Выхода не было. Пришлось
вступать в игру. “Да,'' сказал я, «всё справедливо. Но мы, журналис-
ты , тоже люди и тоже можем ошибаться. Не я писал эту статью
и такой критики я не заслуживаю. Но я , поняв, как тяжела и по-
рою опасна эта работа , решил бросить журналистику и подать-
ся в геофизики.'' ( Кем, кстати, я и был ) Народ потерял ко мне ин-
терес а дама сменила гнев на милость и стала меня утешать .
Но тут вышла на сцену Пахмутова с новым молодым
дарованием и я ушёл в легендарный ресторан при Доме литер-
аторов, куда, по слухам, водили Черчилля, во время его визита в
Москву.
*евреи
Как назывался фильм с участием Татьяны Дорониной,
где она играет стюардессу и, под конец, гибнет в авиакастрофе, я
не помню. Фильм не понравился, а печальный финал, призванный
хоть немного поднять рейтинг фильма, выдавив слезу у фанатов
Дорониной, был явным перебором. Этот дешёвый прием меня о-
собенно разозлил и, вернувшись в институт, куда я был команди-
рован, я затеял спор по этому фильму с одним из этих фанатов.
Я был молод и наивен, и считал, что в споре рождается истина.
С годами я понял, что в споре рождаются неприязнь и озлобле-
ние. Истина рождается в дискуссиях. Спор вёлся на высоких то-
нах, к нему начали прислушиваться работники весьма большого
отдела -интерпритаторы геофизических диаграмм - сплошь женщ-
ины. Поняв, что фаната не убедишь, я прервал спор, ушёл и к
вечеру забыл об этом. Но утром, в этом же отделе, мне показали
свежий номер газеты «Комсомольская правда » c рецензией на
этот фильм с заголовком «Ненастоящая жизнь». Как ни странно,
статья содержала почти все мои критические доводы, которые я
приводил вчера своему оппоненту. Разве что порядок был другой
и синонимы разные. Первой мыслью было - мой визави в споре
побежал в редакцию и настучал на меня, но с ним не согласи-
лись. Дикая мысль, я от неё сразу отказался. В отделе меня нач-
али поздравлять, считая что это я написал в редакцию. / они слы-
шали вчерашний спор/ Это чистая фантастика, статьи так быстро
не выходят. С других этажей приходили на меня смотреть и тре-
бовали автографа. Я прослыл Нострадамусом, что с одной сторо-
ны лестно, но звучит старомодно и немного смешно.
В этом институте был доцент, который раз в неделю со-
бирал у себя московский бомонд, не весь, конечно, а избранных .
Приходили поэты, певцы, артисты, известные журналисты и про-,
чие, как теперь говорят, звёзды. Их надо было развлекать и хоз -
яин каждый раз скармливал им экзотику местного разлива. Узнав,
что в институте появился пророк, да ещё из Бухары, там базиров-
алась тогда наша экспедиция, он пригласил меня на встречу с
Московским бомондом. Экзотикой будешь, сказал он, для них чел-
овек из Бухары, что для нас марсианин. Я не горел желанием по-
знакомиться со сливками общества, на тот день у меня были свои
планы, но он намекнул на коньяк и я сдался.
Пришло человек восемь и сразу налегли на коньяк.
Один играл на гитаре и пел, другие читали стихи и рассказыва-
ли смешные истории. Единственная дама читала своё произведе -
ние в прозе, иногда употребляя особые русские слова, при этом
все весело переглядывались. Для меня, проработавшего пару лет
в сейсмической партии, где на 120 человек половина - бывшие
зэки а нас, итээров, всего пятеро, такая претензия на оригиналь-
ность выглядела ребячеством. На этом языке я мог расцветить её
прозу не хуже любого боцмана. Но я помалкивал и налегал на
коньяк. Посиделки мне понравились, бомонд был на высоте! И
хотя хозяин, похоже, всерьёз считая меня пророком, шепнул мне:
«Напророчь им, пусть поёжатся», я не стал людям портить вечер.
А вдруг? Набравшись, ночевать я остался у доцента , а утром он
сказал: «Не произвёл ты впечатления. Они говорят, что врешь буд-
то он из Бухары. Соседа пригласил по лестничной клетке.»
Свидетельство о публикации №120031304280
Лев Баскин 13.03.2020 15:12 Заявить о нарушении