Из тины греха может поднять нас только сам Бог

- Что такое антипатия, раздражение, отвращение к человеку?
- Голос страстей, в нас живущих. Мы-то себя хотим считать безгрешными, а наши чувства к другим людям нас обличают перед совестью.
- Что глобально мешает любви к другим людям, несмотря на все усилия в этом направлении, на полное одобрение и волевую поддержку этого чувства?
- Любовь – вершина духовного пути, и на пути к ней нужно пройти немало ступеней.
- Как с этим бороться?
- Хотя нашей сущностью и является любовь, раскрытие её в силе и радости недостижимо без помощи благодати Божией. То есть любовь сама должна раскрыться в сердце, если человек идёт правильным духовным путём. В Священном Писании сказано: «Бог гордым противится, смиренным же даёт благодать». То есть благодать Божия приходит на почву смирения человеческого сердца. Смирение же, хотя и горько поначалу, однако же, есть великий Божий дар, происходящий от истинного познания себя, которое есть чудо, противоестественное для нашей обычной, привычной жизни, где каждый считает себя хорошим, а других плохими и во всём виноватыми. Познаёт же себя человек, по крайней мере, после долгих и искренних молитв к Богу. Он порывается к Истине, желает освободиться от тьмы и служить Свету, всеми силами устремляется к Богу и в ответ получает горькое, но целительное знание о себе, знание себя как духовно прокажённого существа. Каждый сам должен узнать, как это бывает, когда тебе открывается весь твой позор и срамота. Из познания себя, из потрясающего развенчания этого кумира, которому ты поклонялся в сердце своём, ещё когда «искал Истину» и представлял себя светлым и благородным духом, из этого нового самочувствия поднимается подлинное смирение, сокрушение сердца, покаяние и плач о себе самом. Есть тонкая поговорка: «Не согрешишь, не покаешься». Как ни странно, она справедлива. Но только при условии того, что ты не в силах более гордиться собою и своими грехами. Для гордого человека эта поговорка – путь в погибель, ибо гордецу не дастся покаяние. Для смиренного – указатель к спасению. Когда гордыня падает, сокрушённая, человек выясняет, что он не может не грешить: открывается весь букет страстей, которые были только прикрыты гордыней, но далеко не изгнаны. Это и гнев, и блуд, и чревоугодие, и мелкое болезненное самолюбие и много чего ещё. И впадая в одно за другим постыдное ощущение, слабость за слабостью, погружаясь в весь этот навоз, человек, помимо своей воли, но по воле Божией, удобряет добрую почву смирения души, если только он любит Бога, желает быть с Ним и знает, какое страшное препятствие на пути к Нему есть грязь, нечистота, грех, если он осуждает себя. К примеру, потому так часто добры бывают пьяницы: у них есть постоянный повод к смирению. И такие люди, мытари и блудницы, оказываются ближе к Богу, чем «праведные» фарисеи, не видящие за собою одного самого страшного греха – гордыни. Из тины греха может поднять нас только сам Бог, его спасающая благодать, приходящая в смиренное сердце. Она может и не все грехи попалить, чтобы только оставить человеку повод к смирению. Но тихо и как бы исподволь она будет посещать человека и учить его науке жизни в Боге, науке любви, а в итоге и очистит его от всякой грязи. Это очень тонкие вещи. Дело просто в том, чтобы не обманывать себя и не казаться самому себе лучше, чем ты есть на самом деле. Лучше дать волю какой-то своей слабости, да и получить утешение, по милости Божией, зная, что ты свинья, чем лишить себя всяких утешений, делая вид, что ты орёл и уже дорос до бесстрастия и духовной жизни. К святости и духовной жизни призывает Господь, невозможно достичь её по собственной только воле. Знай свою меру, брат. От тебя требуется главное – смирение. Без него обессмысливаются все твои «достижения». Они получают тогда отрицательный знак. А одно только смирение уже может спасти, уже приводит к любви, которая покрывает множество грехов. Смирись и живи по-доброму, обычной жизнью, меньше думая о себе, больше – о близких и просто ближних, тихонько молись Богу, не считай себя лучше других и никого не суди, а оправдывай, суди только себя. И Господь в своё время призрит на тебя, призовёт, возвеличит и вознесёт тебя Сам Своей всемогущей десницей. 3 июня 2004 года


Рецензии