Сочинение. рассказ
учебном году,и вот вам(нам т.е.)"-
с лёгкой грустью подумал и сделал
из себя протяжное "фу-у-у-х" ученик
пятого класса Феофан Читайкин,когда
Эвридика Ивановна, учитель русского языка и литературы, вывела на доске
своим каллиграфическим почерком тему
сочинения всех времён и народов:
"Как я провел лето".
"Фу-у-у-х ты"-ещё раз тяжко вздохнул Феофан,и сделал историческую,как выяснилось в пос-
ледствии,когда на смену бумажным классным журналам и дневникам появились электронные, запись домашнего задания.
Впереди был выходной,но и это не радовало Читайкина.Феофан
неспешно брёл домой после уроков,
размышляя на ходу как и о чём ему
писать.
Он пытался вспомнить всё самое
интересное, что произошло за эти
три месяца,но все прожитое им за это
время казалось ему таким обычным,о чём и писать-то совсем не хотелось.
-Ну что интересного в том,-думал
он-что он с родителями из года в год
торчит в городе,выезжая по выходным
на дачу,а иногда еще и в поливные дни?
Ну да,были ещё вылазки на речку,на озеро,раскинувшееся среди
дачных массивов.Были походы на
Волжский пляж.Парки с велосипедом
были,скейтборд в конце лета уже
был...
Не было только -МОРЯ...
"Вот задали бы про осень, к примеру,-продолжал думать Феофан -
осень она разная всегда бывает.Вот
в этом году солнечная но прохладная,
ранняя , только началась .И солнце-светит,но не греет.Листья не
окрасились ещё и не "Роняет лес
багряный свой убор..."-вспомнилась
ему строка великого Пушкина.
Потом в голову полезло:"Есть в
осени первоначальной короткая,но
дивная пора..."
Но писать надо было о лете,и о
том,как он,Читайкин,его провел.
"Фу-у-у-х фу-у-у-х"- теперь уже облегчённо выдул он из себя,придя домой и
бросив портфель-рюкзак у порога.
Переодевшись, Феофан плюхнулся на диван и снова пустился мыслью по замкнутому кругу
событий, от начала июня до начала сентября.
События на этот раз закружились каруселью,качались и взлетали качелями и даже новым "Супер аттракционом" в парке,на который прошлым летом мама так и
не осмелилась его пустить.Хотя он,
Феофан,и тогда уже был готов к такому испытанию.Но в стройный
текст сочинения все эти события
у Читайкина Феофана никак не укладывались.
Феофан встал с дивана и подошёл к
окну.Во дворе на велосипеде катался Веник,он же Вениамин,тоже ученик
пятого класса, только другой школы.
-Ты гулять идёшь?-заорал он,увидев Феофана в окно.
Идти гулять Феофану почему-то расхотелось.
"Интересно,-думал он,ему тоже
задали сочинение писать по теме:
"Как я провел лето?"Ему то проще,
Веньке этому.И Читайкин вспомнил,
как встретил его летом на улице,такого нарядного,как никогда,в светлом костюмчике из майки с шортами,с яркими пальмами и ананасами,с дорожной сумкой и родителями.И как на его вопрос:"Куда это ты,Веник,
собрался?"тот не без гордости,важно
ответил:"На море,куда же ещё!"
-Везёт этому Веньке!,-сглотнув слюну,
подумал он-каждый год он с родителями на это море ездит.А он,
Феофан Читайкин,море это только на
картинках,по телевизору ,да на фоточках разных родственников и знакомых видел.
И Феофан,настроенный на летнюю
волну, отошёл от окна,бормоча
про себя стихи Федора Тютчева, о летней погоде:
"Не остывшая от зною,
ночь июльская блистала...
И над тусклою землёю небо,
полное грозою всё в зарницах
трепетало."
Потом опять залёг на диван,и стал от
нечего делать рассматривать стопку книг, небрежно сложенных друг на друга на тумбочке.
А.И.Куприн-прочитал он имя автора
на корешке одной из них.И громко,вслух произнёс:
"Вас уже сдать давно пора,
уважаемый,в библиотеку."И вас тоже"-
небрежно буркнул он остальным.
Книги молчали.
"А ведь и правда,надо срок сдачи
проверить,-спохватился Читайкин-и взяв книгу Куприна,полистал страницы.Срок сдачи книги подходил к концу.Далее он открыл содержание и прочёл:
"Белый пудель","Тапер","Чудесный
доктор","В недрах земли","Ю-ю".И
вот всё это он читал летом.Да ещё задавали читать"Грачи",но они так к нему,к Феофану,и не прилетели:их не
оказалось ни в одной библиотеке,а
записан Читайкин был сразу в три.
Надо сказать,что сам он, Читайкин,
в столько библиотек сразу записаться
ни за что не догадался бы.А вот мама догадалась.Таким образом из списка
было прочитано тридцать произведений,а прочитать надо было пятьдесят.И все "Грачи",пусть даже и временно,расселились по
другим домам,других читателей.
Мысли его плавно вернулись к морю...
-И вот,значит,они,эти счастливчики
курортные,сейчас про море,пальмы и
песок писать начнут,а мне про походы в библиотеку писать что-ли?!
Феофан в сердцах отшвырнул от себя
книгу.Книга шмякнулась на пол,расскрывая на лету свои страницы.
Читайкин свесился с дивана, чтобы
всё-таки её поднять,и тут его взгляд
вперился в текст.Текст повествовал о
о яркой роскоши южной природы,которая "уже не трогала
старика",одного из героев
повествования,но зато "восхищала"и его, Феофана Читайкина.
"Крым"-мечтательно произнёс Читайкин.Он поднял книгу с пола и ещё раз перечитал весь текст на открывшихся страницах.После чего радостно заорал:"ЭВРИКА!,
ЭВРИКА!И даже пустился в пляс.
План сочинения уже вырисовывался.
Конечно же он напишет про море!
Как будто он, Феофан,провёл лето
"В краю магнолий",где "плещет море"... Феофан даже запел от
радости давно известную песенку.
"Заодно и пани Эвридику проверим.
Так почему-то стали называть её ученики,после прочтения рассказа
В.Короленко "В дурном обществе",а
почему-Феофан так и не понял,что не мешало ему вслед за всеми называть её так же.
Не понял Феофан и другого:почему в книгах двух уже веков это не менее известное
произведение называют то рассказом,
то повестью.
"Вот проверим!Вот узнаем мы,да,с
Куприным вместе,так ли Вы хорошо
знаете свой любимый предмет,дорогая
и многоуважаемая пани Эвридика!Так
ли Вы помните все, близко к тексту,как спрашиваете с нас, учеников"-предвкушая свой успех и победу над Эвридикой Ивановной,
мысленно ликовал Феофан.
Он ещё помнил, как отвечая у доски пересказ заданной на лето сказки "Заячьи лапы" Паустовского,начал его
со слов:"Пришел заяц с пожара...",
отчего весь класс покатился со смеху,а он получил двойку.
-Ну да ничего!-успокоил он сам себя,представляя как
Эвридика Ивановна ставит ему
огромную,нет, преогромную
пятерку.Да ещё с двумя плюсами.И читает вслух сочинение всему классу,как пример.И весь класс,в немом молчании, дослушав до конца всё,что напишет он,Феофан Читайкин,
аплодирует ему. И со всех
сторон доносится до него только два
слова:"Гениально! Талантливо!Гениально!..
**********************************
Эвридика Ивановна устало открыла
ещё одну тетрадь для проверки и
начала читать.Дойдя постепенно до
строк с текстом:
"Магнолии,с их твёрдыми и блестящими, точно лакированными
листьями и белыми,с большую
тарелку величиной,цветами;беседки,
сплошь затканные виноградом,свесившим вниз тяжёлые
гроздья;огромные многовековые
платаны с их светлой корой и
могучими кронами...,* ручьи и водопады,и повсюду -на клумбах,на
изгородях,на стенах дач-яркие,великолепные,душистые розы;-
все это не переставало поражать своей
живой цветущей прелестью..."
-Странно-задумалась вдруг она...
Дочитав всё сочинение, Эвридика
Ивановна закрыла тетрадь и прочитала
на обложке : ученика...школы...Феофана Читайкина.
Урок литературы начался как
обычно.Феофан,преисполненный нетерпением,прямо таки ёрзал на своём стуле в ожидании либо небывалого успеха,либо разоблачения.
Он был готов как признать своё поражение,так и праздновать победу над Эвридикой.
-Лейкин! Сочинение-четыре.
-Закруткина! Сочинение-четыре.
-Песняров! Сочинение-пять-
перечисляла оценки Эвридика Ивановна.
И тут Читайкин,не выдержав, громко,на весь класс спросил:"А что Вы мне поставили, Эвридика Ивановна?
-Не торопись, Феофан.
Дойдем и до тебя,по алфавиту-ответила та ,с пуленепробиваемым,как
показалось на этот раз Феофану,
спокойствием.
-Цветков! Сочинение-три,с плюсом.
-Пани Эвридика любит прибавлять.Бедный Цветков!Четыре с плюсом звучит лучше-
подумал Феофан,
Наконец он услышал:
-Читайкин!..
Эвридика Ивановна сделала небольшую
паузу.-Да, Эвридика Ивановна-
отозвался вслух Феофан,замер и вперил в Эвридику Ивановну свой
дерзкий,готовый к любому ответу, взгляд.
-Феофан Читайкин,-бесстрастно повторила Эвридика-у Вас три
оценки.
-Какие?-спросил вдруг удивлённо Феофан.
-Как-три?За что-три?..-даже
растерялся он под конец.
_ За само сочинение-два-выносила
свой вердикт Эвридика Ивановна.
-За чтение Куприна-пять!
-За:переписать текст - тоже пять.
-Я бы ещё одну пятёрку поставил-дерзко выпалил Феофан.
-Это за что ещё?-удивилась на этот
раз Эвридика Ивановна.
-За изобретательность-и Феофан замолчал.
Молчала и Эвридика Ивановна.
А в классе воцарилась лёгкая возня.Все то переглядывались друг с другом,то с любопытством смотрели на Эвридику Ивановну, то переводили свой взгляд на Читайкина,
пытаясь понять,что происходит.
-Феофан Читайкин,-видя немые вопросы в глазах своих учеников,начала свою речь Эвридика Ивановна-очень хорошо
знаком с творчеством великого
писателя Куприна.
-Как и Эвридика Ивановна-глядя прямо
ей в глаза,выпалил Феофан.
-Не забудьте забрать тетради после
урока-напомнила всем Эвридика...
Как только прозвенел звонок с урока,все в классе начали
собирать портфели.Засобирался и
Читайкин.
-Феофан-окликнула его,готового выйти
из класса, Эвридика Ивановна.
-А знаешь, Феофан, мне понравилось.
Особенно то,что ты текст про табачные
плантации бездумно использовать не
стал.Значит-думал.
-Да-ответил Феофан.
-Думал.И о плантациях тоже.Вот раньше были,плантации эти, а теперь...-начал он, собираясь было рассказать Эвридике Ивановне о
своих сомнениях по поводу этих
плантаций:есть они в наше время или нет?Но Эвридика Ивановна ,не дослушав Феофана , сказала :
"А теперь времена другие.Ты иди,
Феофан,иди,а то на другой урок опоздаешь".
Читайкин вышел из класса,слыша
за собой тяжкий вздох Эвридики
Ивановны."И какие ещё будут, времена эти?Одному Богу известно-донеслось до него.
*Здесь в оригинале А.И.Куприна :
"табачные плантации".
Осень 2019;10,11,12,13.03.2020г
Свидетельство о публикации №120031106651
Абель Алексей 14.03.2020 09:32 Заявить о нарушении