Дневник. Все это междоусобная вражда князей

     Но призыв автора "СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ" объединиться перед лицом нависшей над Русью опасности иноземного порабощения так и не был услышан современниками.
     Соперничество и раздоры между князьями, усилившийся процесс феодального дробления государства привели к тому, что в течение 1237-1240 годов вся Русь была разгромлена полчищами степных кочевников под предводительством Чингисхана.
     Началось более чем двухвековое ордынское иго, явившееся тягчайшим испытанием для РУССКОГО НАРОДА.
     Героическая борьба с захватчиками способствовала активизации национального самосознания, о чем красноречиво свидетельствует творчество Серапиона-епископа Владимирского.
     Основная тема его "СЛОВ" - бедствия, постигшие Русскую Землю в результате татаро-монгольского НАШЕСТВИЯ.
     Как средневековой писатель, Серапион объясняет бедствия карой господней за грехи людей, с искренней и трогательной заботой печется о возрождении нравственности в народе.
     "ГРЕХИ", которые Серапион обличает в своих соотечественниках, носят вполне конкретный, социальный характер.ВСЕ ЭТО МЕЖДОУСОБНАЯ ВРАЖДА КНЯЗЕЙ, ИХ ТЩЕСЛАВИЕ, ГОРДОСТЬ, СТРАСТЬ К НАЖИВЕ, РОСТОВЩИЧЕСТВО, СКВЕРНЫЕ СУДЫ, ВСЯКОЕ ОГРАБЛЕНИЕ. ОН взывает к лучшим сторонам человеческого сознания, стремиться вывести людей из состояния душевного оцепенения.
     В СЛОВАХ СЕРАПИОНА чувствуется глубокое понимание происходящего.
     С горечью и сожалением говорит Владимирский Епископ о падении нравов, пороках и развращенности людей:    
     - ЭТО МЕЖДОУСОБНАЯ ВРАЖДА КНЯЗЕЙ, ИХ ТЩЕСЛАВИЕ, ГОРДОСТЬ, СТРАСТЬ К НАЖИВЕ, РОСТОВЩИЧЕСТВО, СКВЕРНЫЕ СУДЫ, ОГРАБЛЕНИЯ. ПОТОМУ И НЕ ПРЕКРАЩАЕТ МУЧИТЬ ЗЛОБА НАС: ЗАВИСТЬ УМНОЖИЛАСЬ, ЗЛОБА ОДОЛЕЛА НАС, ГОРДОСТЬ ВОЗНЕСЛА УМ НАШ, НЕНАВИСТЬ НА БЛИЖНИХ ВСЕЛИЛАСЬ В СЕРДЦА НАШИ, АЛЧНОСТЬ СТЯЖАНИЯ ПОРАБОТИЛА НАС, НЕ ДАЕТ МИЛОВАТЬ НЕСЧАСТНЫХ, НЕ ДАЕТ НАМ БЫТЬ ЛЮДЬМИ, НО КАК ЗВЕРИ АЛЧУТ НАСЫТИТЬСЯ ПЛОТЬЮ, ТАК И МЫ АЛЧЕМ И НЕ ОСТАНОВИМСЯ, ТОЛЬКО БЫ ВСЕХ ПОГУБИТЬ, А ГОРЬКОЕ, ЦЕНОЮ КРОВИ ДОСТАВШЕЕСЯ БОГАТСТВО СЕБЕ ПРИСВОИТЬ. ЗВЕРИ, НАЕВШИСЬ, НАСЫЩАЮТСЯ, МЫ ЖЕ НАСЫТИТЬСЯ НЕ МОЖЕМ: ОДНО ДОБЫВ, ДРУГОГО ЖЕЛАЕМ.
    Проповеди и творчество Серапиона-епископа Владимирского навеяны грустными размышлениями над бедами и страданиями, обрушившимися на РУССКУЮ ЗЕМЛЮ.
    В СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ ЕМУ, КАК ЧЕЛОВЕКУ ОБРАЗОВАННОМУ И УМУДРЕННОМУ ЖИЗНЕННЫМ ОПЫТОМ, ПРЕДСТАВЛЯЛОСЬ ЕДИНСТВЕННО ВОЗМОЖНЫМ ПРОБУДИТЬ СЛОВОМ СОЗНАНИЕ СООТЕЧЕСТВЕННИКОВ, ЗАРОДИТЬ В НИХ НАДЕЖДУ НА НРАВСТВЕННОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ, НА ВОЗМОЖНОСТЬ ОСВОБОЖДЕНИЯ.

продолжение следует ...


Рецензии