Мудрец

Напоен ароматом воздух гор,
Величие вершин ласкает взор.
Нависла над долиною скала,
На дереве застывшая смола.

Скала, прохлада, рядышком ручей,
Голубка на ветвях ему: «Ты чей?»
«Ничей! – ей отвечает. – Вольный я,
Бегу куда хочу, не тронь меня!»

«Не вольный ты, послушайся меня,
Зависим от людей и ты, и я».
«Ошибка!» – тихо ветер зашуршал
Листвою, и в долину побежал.

«Не спорьте вы! – сказала им скала, –
Прислушайтесь, вас для того звала,
Чтоб старца вы послушали, сидит
С учениками, мудрость говорит».

Голубка перестала ворковать,
Со всеми вместе, она стала ждать,
О чём поведает Мудрец седой,
Что он рисует на земле рукой.

«Учитель! – обратился ученик, –
В незнаемое ты умом проник.
Начало жизни где, и где конец».
Молчал, потом, ответил, наконец:

«Начала нет, и жизни нет конца».
Ответ был лаконичен Мудреца.
«Но как же так?» – опять его спросил,
Учителя ответ слегка смутил.

«Я объясню, чтоб поняли вы все:
Жизнь вечна всюду; также на Земле.
Трава засохнет, но затем взойдёт
Другая; вырастет и зацветёт.

Зерно росточком выйдет из земли;
Ты вечности в глаза, друг, загляни.
Птенец в гнезде, подобие отца,
Так было, есть и будет до конца.

Оставишь тело бренное своё,
Оно истлеет, больше ничего.
В свой срок прейдёшь; душа и тело вновь,
Сольются вместе, и согреет кровь.

В творенье так задумано, чтоб ты,
Мог возродиться, как твои мечты.
В круговороте вечном бытия,
Вернусь сюда когда-нибудь и я».

Замолк, рука его чертила круг,
Такая тишина была вокруг.
Спросил, смущаясь, ученик другой,
Нарушив этим тишины покой:

«Что есть основа сущего? Вчера,
Слыхал, начало всех существ вода,
Что на воде покоится Земля,
Сомненья сильно мучают меня».

«В основе сущего: огонь, вода,
Земля и воздух... будет так всегда,
Есть также пятый элемент – металл.
Ученье древних о воде я знал.

Анаксимандр , Фалеса  ученик,
Он в тайны мироздания проник.
Сказал, что «в Космосе парит Земля,
В пространстве мировом», и понял я:

Безлична ведь основа свойства всех,
Пяти в себя включает, вот успех!
Назвал первооснову «апейрон» –
Он беспредельный». – Осветился склон.

Вдруг солнца луч скользнул и убежал,
От ветра лист на дереве дрожал.
«Учитель! Как нам время объяснить?» –
Решился третий ученик спросить.

«Ведь время – Хронос , зреет «айперон» –
Анаксимандра, – объясняет он. –
И время есть и будет навсегда,
И не исчезнет время никогда!

«Всеобъемлющее Время», сказал
Анахарсис », – учитель замолчал.
Ручей журча, голубку разбудил,
В долину он, очнувшись, заспешил.

Уж вечер наступил, взошла луна,
Сказала: «Расходиться вам пора!»
Поднял с земли, учителю отдал,
Упавший посох, ученик, сказав:

«До завтра?!» Не хотелось уходить,
Расстались, чтобы снова приходить.
Светили ярче звёзды в вышине,
Раздались звуки ночи в тишине.

    Анаксимандр – ученик Фалеса. Сделал открытие беспредельности – «апейрон», что Земля парит в Космосе.
    Фалес – финикийский мудрец, математик, астроном древней Греции. Жил в Милете. Учитель Анаксимандра и Анахарсиса.
    Хронос – греческий бог, титан, сын Геи – Земли и Урана – Неба, сверг отца. Хронос – время, предшествующее Хаосу, но оно было до того, как появилось бытие и небытие.
    Анахарсис – грек по матери, сколот по отцу. Один из семи выдающихся философов древности. Продолжил тему «айперон», дал понимание Времени.


Рецензии