Книга Новый путь. 6 глава, о воспитании

Книга "Новый путь или многогранность любви"(книга моих раздумий)

6 глава. О воспитании.
Вступление.
Воспитание детей - очень сложное искусство. Это великий труд, от которого зависит будущее. Тут на помощь придут терпение, логика, знания в области психологии, физиологии, все бытовые навыки, эрудиция, чувство юмора, умение быть последовательным и одновременно изобретательным. Родителю могут пригодиться любые знания, любые навыки.
И для воспитания по-хорошему нужно чуткое, святое и очень тактичное сердце, дар рассуждения. Но такого нет почти ни у кого из тех, кого я знаю лично.
Важно, как себя ведут родители и бабушки и дедушки, крестные. Потому что мы воспитываем младшее поколение примером, учим и проповедуем собственной жизнью в том числе.
Я вырастила дочь. И вижу, что допустила ряд ошибок, но во многих вопросах была права, не всегда правильно воспитывала своего человека. Иногда то, что вижу в дочери, меня очень радует. Но теперь ей надо самой воспитывать себя.
Есть такое выражение, что воспитание – обоюдный процесс. Мы воспитываем детей, а они воспитывают нас. Да, это на самом деле так. Ради того, чтобы стать полноценным родителем, чутким, понимающим, подающим добрый пример – надо приложить усилие, постоянно проводить  работу над своими ошибками.
И в этой главе я буду рассуждать именно о воспитании, так же сюда включаю мое открытое письмо дочери. Я написала его, когда ей было 17 лет.  На этот возраст пришлись самые сложные проблемы подросткового периода. Многое из того, что я писала для нее, важно и для других. Поэтому я сделала письмо открытым, в надежде принести пользу и другим людям.


Чего следует избегать в воспитании детей.
Многих людей воспитывали, оказывая сильное психологическое и даже физическое давление, позволяя себе грубость и запугивание. Очевидно, что это не лучший способ воспитания. Ранимый ребёнок может потом всю жизнь мучиться от душевных ран, нанесённых в детстве.
Да, это известный принцип – воспитывать и управлять при помощи «кнута и пряника». Причём некоторые родители предпочитают использовать только кнут, то есть систему наказаний или наказания только в критические моменты, бессистемно. Я читала советы про систему поощрений (метод «пряника»), когда у ребёнка есть ряд удовольствий и приятных совместных занятий с ребенком и в случае провинностей часть этих мероприятий отменяют. Это гораздо разумнее и гуманнее. Если к этому прибавить диалог с ребёнком, объяснение причин и следствий происходящего, атмосферу любви – будет очень неплохо.
Если наказания используются изредка и вполне обоснованно, такой поход разумен.
Ещё надо останавливать ребёнка от проявлений жестокости, даже к животным, не говоря уже о людях. Слабых, больных, убогих людей легко обидеть, но никто не должен этого делать. Так поступать грешно, безнравственно, бесчеловечно. Нельзя забывать, что и мы можем стать слабыми и больными.
В воспитании детей следует избегать любой непоследовательности.
Не стоит ребёнка школьного возраста оставлять без постоянных домашних обязанностей, потому что без этого может не выработаться чувство ответственности.
Не стоит кидаться и другую крайность – проявлять гиперопеку, проявлять заботу без учета мнения, желания и вкусов ребёнка.

О подросших детях.
У наших подросших детей есть страничка в контакте или других социальных сетях. И часто мы можем беспрепятственно изучать, по каким группам и страницам они ходят. Это изучение их интересов полезно и можно вовремя увидеть, что например, ребенок стал слишком увлекаться чёрным юмором, дать в этот момент больше тепла, внимания, молитвенной поддержки, вовремя отвести к психологу. У своей дочери я увидела интерес к поэзии, животным, полезным советам по хозяйству, психологии и т.п., подписалась на некоторые её страницы, потому что и мне это интересно.
Моя дочь делает мой душевный мир богаче, открывает для меня новые слова и новые песни, новые странички, очаровательные картинки… Она меня вдохновляет продолжать писать книгу и сочинять ей открытые письма.
Иногда похожее вдохновение, радость и открытия дарят мне племянники и дети подруг. Хотя с племянниками и детьми подруг есть особенность, что я не выполняю контролирующую функцию, как родители. Если я их и воспитываю, то косвенно, подаю пример в чем-то, веду беседы для общего развития. Это тоже ответственность, но не такая огромная. Стараюсь не противоречить родителям этих детей.


Цитаты на тему.
«Разлад родителей и детей зачастую происходит от того, что мама практически не воспитывает своего ребёнка. ...Родители бывают с детьми, занимаются ими восемь минут в сутки. За это время разве можно воспитать? Конечно, нет. Дети предоставлены сами себе, и часто, когда папа и мама спохватываются, что-то сделать уже нельзя. Это уже народная, национальная трагедия.»
Протоиерей Димитрий Смирнов

"Семейная жизнь – это общение, а общение – это взаимоуважение. Это и доверие, но это и зоркость, вовремя подмечающая кривизну в отношениях; это и деликатное молчание, и строгий выговор к месту; это и перевод неудобной ситуации в шутку, и строгий взгляд, отбивающий охоту шутить серьезными вещами."
Протоиерей Игорь Прекуп

«Мы ругаемся на детей, если они, как нам кажется, уходят с пути истинного, а на самом деле мы сами сбились с этого пути. Все мы от него уклонились, все мы – беглецы, у всех нас что-то не получается.»
Андрей Конанас, Христос посреди нас». Из главы 1


Рецензии