Сельские новости. Повесть
- Волшебное местечко, - думала я, с любопытством разглядывая местность.
Был летний солнечный день. Небо, словно бездонное с плавающими по нему белоснежными облаками. Выгон в зелёных травах и жёлтых цветах. Кое-где высокие раскидистые деревья. Под одним таким деревом на скамеечке сидела старушка, а метрах в пяти от неё паслись козочки, привязанные к колышкам, в наличие водопоя для них в землю было врыто деревянное корыто, наполненное водой из колодца. Рядом со старушкой лежала, вытянув лапы, дворняжка., которая слушала, что время от времени говорила ей хозяйка, но не от скуки, а так, чтобы только не молчать. Около возвышалась кучка рогоза, из которого искусно плелась корзинка. Шагах в пятидесяти - шестидесяти от старушки мальчики шумно играли в футбол, старательно забивая голы в ворота не только ногами, но и каждый стремился забить гол головой.
По другую сторону дороги был точно такой же зелёный выгон, на котором паслись, как я заметила, козочки и телята, привязанные к колышкам, и в стороне от них девочки сидели на ковриках ручной работы, что-то вышивали на лоскутах в пяльцах, спокойно о чём-то беседуя. Когда дома кончились, передо мной была всё та же
дорога, от обочин которой простиралась та же яркая зелень, но теперь в белых и розовых цветах вперемешку с жёлтыми.
Иду медленно, не останавливаясь, и вспоминаю о русских писателях Иване Бунине и Иване Тургеневе, которые свои произведения посвятили красоте лугов и полевых цветов. Находилась я здесь не случайно. Совсем недавно закончила институт и шла по направлению роно к месту своей будущей работы. По дороге двигались машины, могла бы проголосовать, чтобы остановить и доехать, но идти пешей было интересно.
Краски неба, травы и цветов создали атмосферу уюта и близости с природой. Я восхищалась, любуясь их красотой.
2
Метрах в пятистах от первого селения началось новое. Мне встретился местный почтальон с большой чёрной сумкой на плече. Я вежливо его остановила.
- Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, это что за селение?
- Вы прошли Песковатку, а это Никольские Выселки.
- А школа отсюда далеко?
- Здесь всё близко: и школа, и медпункт, и сельсовет. А то длинное здание - наш клуб. Можно посмотреть вечером кино или художественную самодеятельность учителей. Здесь же, в клубе проходят собрания и лекции. Рассказывая о достопримечательностях села, почтальон с любопытством смотрел на меня.
- Вы к нам с лекцией или по другому вопросу? Клуб днём открыт:
работает библиотека.
- В школу на работу учителем, - откровенно поделилась я своей заботой, но тут же догадалась, что это моё откровение скоро станет новостью для всех жителей села. Начнутся толки, откуда и какая, и не секрет, что они большего захотят узнать обо мне.
- А школа через два дома от клуба. Не останавливаясь, шла к школе. Вскоре меня нагнали две девочки. «Сельские дети, - пронеслось в моей голове, - молодость, наше будущее.» Их ясные лица расплывались в улыбках. Я услышала голос одной. Он зазвенел подобно прозрачному ключу, чистой водой которого путники мечтают без конца утолять жажду:
- Здравствуйте! А Вы к нам? Учить нас будете? По какому предмету? Мы проводим Вас к школе. Нам о Вас почтальон сказал.
- Спасибо, - ответила я и подумала, что новость не заставила себя ждать. Как в «Ревизоре» Гоголя: к нам едет, но только не ревизор, а учительница. – Как вас величать? – спросила девочек.
- Я, Зоя Клюева, моя мама Мария Васильевна учит биологии, а папа – учитель начальных классов. А это моя подруга Люда Ильина.
Вот и школа! - Помолчав несколько секунд, Зоя сказала:
- А Вам «до свидания». Девочки остановились, а я пошла к зданию, выложенному из красного кирпича более высокому, чем сельские дома. Школа по периметру обнесена зелёным заборчиком из штакетника, за которым стояли раскидистые яблони с ещё зелёными плодами, но довольно крупными. К крыльцу школы вела широкая дорожка, по сторонам которой росли акации. Крыльцо, деревянное и низкое, чисто вымыто. Всё увиденное сразу произвело приятное впечатление. И я поверила в сегодняшний день и в завтрашний, была убеждена, что жизнь наша развивается, и я отдам силам жизни все мои профессиональные возможности и неодолимую страсть настоящему делу.
3
По длинному коридору я подошла к двери, которую распахнул мужчина, лет тридцати пяти. С первого взгляда он показался мне похожим на поэта Маяковского. Высокий, кареглазый, элегантный. Гладко выбритый, в отутюженном светлом костюме. Красоту его наружности придавал галстук. Он поприветствовал меня, улыбаясь по-мальчишески застенчиво. Эту улыбку я заметила сразу и ответила тоже улыбкой, доброй и спокойной. Мы зашли в небольшой кабинет. Он сел за стол, на котором были разложены бумаги, я - напротив.
- Вот прибыла на работу, - подавая направление и, приняв серьёзное выражение лица, объяснила я.
-А мы Вас ждали, - ответил он и, посмотрев в документ, добавил,
- Ольга Николаевна. А я - Николай Васильевич – хозяин этой школы,
то бишь директор. Чувствуйте себя как дома. Коллектив здесь небольшой и добрый, так что милости просим. Сейчас Зинаида Ивановна проводит Вас на квартиру, где Ольгу Николаевну давно нетерпеливо ждут. Он позвал по имени и отчеству техничку школы в открытую дверь, и та тут же появилась, очевидно, из классной комнаты, находящейся рядом с кабинетом директора, где она делала уборку.
Квартира для меня оказалась в доме через дорогу наискосок почти напротив школы. Меня встретила женщина, лет шестидесяти, полная, с добрым страдальческим лицом. Этой весной она похоронила мужа, умершего от сердечного приступа, и осталась в доме одна. Детей у неё не было. Мы познакомились. Себя я назвала Олей, а она представилась тётей Нюрой. Через красивую мастерски застеклённую веранду мы вошли в полутёмную прихожую, где единственным из мебели стоял у стены диван. От двери веранды, через которую мы зашли, я заметила напротив ещё две двери. Одна из них была дверь в чулан, другая во двор. Направо дверь, обшитая дерматином, вела в комнаты. Мы зашли в нехитрое жилище. Сначала в комнату с перегородкой из высокого шкафа, продолжением которого была ситцевая цветастая занавеска. За шкафом и занавеской - кухня. Комнату, в которую мы вошли, я бы назвала прихожей, но тётя Нюра сказала, что это столовая и
что здесь мы будем кушать, а я готовиться к работе: писать, читать и проверять тетради за столом у окна. Потом вошли в большую залу, которая служила и спальней. Аккуратно убранные голубыми покрывалами две кровати стояли у стен с ковриками.
-Я их люблю, - сказала тётя Нюра, указывая рукой на коврики. – Они из Германии, Володя привёз после службы. Самого теперь нет, а коврики остались. Я подтвердила, что они красивые, хотя я с трудом владела собой, чтобы не засмеяться. В верхнем углу коврика амур держит лук, готовясь пустить стрелу в группу молодых людей: девушек и юношей, увлечённо танцующих под экзотическими деревьями. По периметру коврика яркие цветы. На коврике у кровати, которая предназначена мне, изображён коварный муж, держащий над молодым человеком кинжал. В стороне женщина, обхватив руками дерево, смотрела на них в ужасе и страхе. В моей голове промелькнула мысль, что мне придётся спать в страхе от подобного сюжета, и я заулыбалась от этой
глупой мысли. Между окнами - диван под голубым чехлом. В углу от моей кровати к дивану загораживал угол комнаты зеркальный трёхстворчатый шифоньер. Пол украшали домотканые дорожки.
Тётя Нюра сказала мне, чтобы я из города везла свои вещи и книги и каждую неделю свежий городской хлеб, так как на воскресный день я буду уезжать домой. Остальные продукты в селе есть, если не в магазине, то всё можно купить у жителей села.
- И не забывай, Оля, что, кроме твоей мамы, теперь есть у тебя и я. Возвращайся скорей. Я тебя буду ждать. Мне одной скучно, - напутствовала она меня, когда я собралась в обратный путь на попутной машине.
4
Первый урок я провела солнечным сентябрьским утром. В просторном, недавно отремонтированном помещении школы, три высоких окна выходили на двор, их стёкла пропускали в класс потоки яркого весёлого света. Против учительского стола стояли двухместные парты по пяти в ряд, а всего было три ряда.
В восьмом классе шумно, хотя учащихся было около двадцати.
- Нам нужно познакомиться, - сказала я, и начала перекличку, несмотря на весёлость детей. Шум быстро погасился. Я представила им себя: «Ольга Николаевна, учитель русского языка и литературы.» Мне нужно было заинтересовать детей и, заменив тему подготовленного мной вчера вечером урока по программе, объявила:
- Сегодня урок начнём с внеклассного чтения. Но я никого не буду
ни о чём спрашивать, а познакомлю с неизвестной вам жизнью Александра Сергеевича Пушкина не по учебнику, а из других, ещё незнакомых вам источников, которые вы не читали. Некоторые ученики насмешливо ухмылялись, по их лицам прочитала: «А чего мы о нём не знаем?»
- Послушайте эпизод из жизни поэта в селе Михайловском.
Читателю, я думаю, будет так же интересно узнать, о повседневной жизни поэта после его южной ссылки:
- Хозяин заперся в своей каморке, приказав не тревожить его под страхом гнева. Но вот кто-то нарушил приказание.
-Эй, кто там! – крикнул Пушкин. И услышал:
- Вашего прихода добрый пастырь. Топая, как лошадь, поп вошёл
в комнату.
- А … батя! Гряди, отче… Здравствуй, святой отец! Зачем пожаловал, отче? Священник смешался. Положил на стол узелок.
- Моя благоверная гостинца вам прислала - свеженьких просвирочек, только что из печи. Пушкин развязал узелок и затараторил, как сорока:
- Уважаю тело Христово. Эх, дух, дух-то какой! А ещё надо бы к этому телу добавить крови бога живого. А?
- Как будет милость ваша, - ответил поп.
- Аминь! – добавил Пушкин и выскочил в сенцы. Поп остался в кабинете один. Кругом были книги. Открытые. Закрытые. Взял Библию. Из неё посыпались листки бумаги. Поднял листок, поднёс к глазам. Каракули какие-то да рисунки разные. - Господи, да ведь это бабьи ноги. Люди… Головы… А это сам Александр Сергеевич? Только почему с рогами?.. Тьфу, пакость – мыши с хвостами! Да какой леший мыши – черти это! Неужели колдовством занимается? Отец Ларион крякнул и только хотел закрыть книгу, как дверь распахнулась, и в комнату влетел Пушкин.
- Всё любопытствуешь, отец Ларион?
- А вы, значит, что ж в нечистую силу верите?
- А то как же? – ответил Пушкин. – Есть бог, значит, есть и черти. Вот ты пришёл ко мне с крестом и молитвой. А какая сила стоит в твоём сердце - чистая или нечистая? - Пушкин ткнул пальцем в свои бумаги, рявкнул: По-моему, нечистая! Черти забегали по бумаге. Поп схватился за крест. Ноги его обмякли, и он чуть не повалился на стул.
В комнату внесли поднос с вином и закуской.
- До чертяков ещё дело дойдёт, а пока начнём - пожалуй!
…Шла четвёртая бутылка доморощенной. За кого и за что только не пили: за отцов-матерей, бабок-пупорезнец, за кормящих, милосердие творящих. Потом, захмелев, стали возглашать многолетье полонённым, заключённым, затюремным, царской службы угнетенным. Особую чару отец Ларион поднял за здравие покровителей храма своего -Ганибалов и Пушкиных, по-дьяконски прокричав им эдакое многолетие так, что у Пушкина мурашки по коже пошли. Возвращался поп домой, совсем уже поздно было, выделывая ногами кренделя. А тут ему и черти померещились. Кинулся бежать. Не получилось, попал в озеро, мимо которого шёл. Сразу отрезвел. Вернулся домой туча-тучей. Лёг в постель, не снимая сапог. А на утро Пушкин мириться приехал. Поп ещё спал.
- Передайте ему, что через час-два к чаю приедет Александр Сергеевич Пушкин. Да чтоб просвирочек свежих приготовили, таких же, как вчера. Он до них большой охотник. И Пушкин ускакал в поле.
В классе была тишина и тогда, когда звонок возвестил перерыв. Так прошёл первый урок в восьмом классе русской литературы. А я старалась завладеть сердцем и умом каждого ученика и в дальнейшем на каждом уроке, терпеливо добиваясь их любви и уважения не только к себе, но стремления и любви к науке.
Продолжение следует
http://stihi.ru/2020/03/11/3357
Фото. Сельский выгон.
Свидетельство о публикации №120031002454