О переходе в Великое Безымянное. Из Люнь Цзуйцзо

За две тысячи лет до воцарения Цинь, император Юй повелевал облаками, усмирял воды, но не сумел достичь бессмертия. Хуанди искал вечной жизни, но все богатства Поднебесной оказались бессильны. Достичь можно, но, спросим себя: стоит ли желать? Сколько мер риса нужно, чтобы «набить кишку»?  Вечная жизнь - величайшая из пыток, на которую живое существо обрекает себя само путем сложнейших процедур. Все разговоры, что вечное бытие можно принять в дар от Неба - бесплодное умоделание глупцов.
Остаться без смерти - не значит получить жизнь. Кто согласится войти в сады - сначала испытает радость, затем скорбь, а после - негромкий ужас. Смерть - колоссальное чувственное переживание, которое в качестве опыта нигде уже не используешь и никому не передашь. Сегодня я говорю о предрешенной смерти зрелого и состоявшегося воина, как о подарке судьбы. Военная концепция сэппуку отражает не только чистоту внутренних помыслов, но и истинное состояние взаимодействия психических сил и физического тела солдата. Эстетика сэппуку может быть двух видов - «грязная» и «чистая». Первый вид больше подходит для войны, второй для мира. Результат каждого вида одинаково волнует наблюдающего со стороны. Результат каждого вида обряда одинаков для совершающего его. Абрикос и слива не задумываясь сбрасывают цвет весенних дней.
© Люнь Цзуйцзо «Записки с постоялого двора на горе Кудок», гл. 6, «О переходе в Великое Безымянное»


Рецензии