Конфедерация Сюнну
Напротив, другие императоры Хань стремились умиротворить сюнну с помощью щедрых даров шелка, вина и риса; они отправляли своих дочерей-принцесс вождям сюнну в качестве невест. Оформлялись и официальные договоры – первый из них был подписан в 195 году до н. э. – и, что необычно для китайской стороны, договора заключались на основе равенства. Однако каждый раз, как договор должен был обновляться, сюнну требовали более высоких платежей, и в конце концов китайцы фактически превращались в данников сюнну, а не наоборот. Иметь дело с такими людьми было унизительно, неэффективно и дорого. И, несмотря на различные договоренности, набеги сюнну на китайские поселения продолжались. В конце концов могущество сюнну пошло на убыль. Китайцы эксплуатировали разногласия внутри членов конфедерации, лидеры которых никогда не находили упорядоченного способа решить вопросы преемственности. В конце концов Южная группа племен сюнну перешла на сторону китайцев.
Этническое происхождение сюнну оспаривается – они могли быть тюрками, монголами, гуннами или, возможно, иранцами. Недавно в Монголии были раскопаны несколько могильников сюнну, и археологи нашли произведения искусства, в том числе небольшие статуи тигров, несущих мертвую добычу, и золотых оленей с головами орлов.
(взято из блога China and East Asia)
***
Авторитетный древнекитайский историк Си Ма Цянь (145-190 до н. э.), являющийся для нас одним из самых ранних повествователей о жизни и культуре народа, известного ханьцам как сюнну, в своем "Шицзи" (летопись историка) описывает их как скотоводческий кочевой народ, перемещающийся в поисках пастбищ для своих табунов лошадей, коров и овец. Он также рассказывает, что у сюнну не было укрепленных городов, и они не занимались сельским хозяйством, а мужчины были грозными воинами, обученными с раннего возраста охотиться на лошадях с луком и стрелами. Исторические записи также описывают сюнну как искусных колесничих, что подтверждается находкой декоративных бронзовых деталей для колесницы в ходе археологических раскопок.
Возникнув в северо-восточном регионе Ордоса*, Империя сюнну была первой в своем роде в евразийской степи и послужила прототипом для многих последующих империй, включая Монгольскую. Ордос был важным местом сбора различных скотоводческих племён Внутренней Монголии, и правильнее было бы описать сюнну как союз этих разноплеменных групп, а не как единую, однородную культуру. Основателем Конфедерации сюнну был Маодун, сын могущественного и влиятельного шанью (верховного вождя) среди кочевников Ордоса. После того, как Маодун стал военачальником, он убил своего отца и сумел объединить различные группы кочевников под своим руководством.
Временной отрезок с 209го по 128й годы до нашей эры, был периодом наивысшего могущества сюнну. При Маодуне Конфедерация создала прочную базу власти в Ордосе, откуда она начала расширяться во всех направлениях. Они отвоевали южные земли, утраченные в результате вторжения династии Цинь ( 221 - 207 до н.э.), и поглотили различные мелкие скотоводческие группы, кочевавшие на севере Внутренней Монголии. На востоке они сокрушили Восточное Ху. На Западе они разгромили Юэцзи (соперничающую коалицию кочевых народов), вытеснив их в Центральную Азию вплоть до северного Афганистана. Во время этой западной кампании сюнну также взяли под свой контроль ряд развитых сообществ в оазисах Тарима.
Подчинённому военачальнику, ответственному за надзор над этими завоеванными городами-государствами, был присвоен титул "генерал-над-рабами", что говорит нам кое-что об отношении сюнну к тем, кого они завоевали. От этих земледельческих общин они получали зерно, фрукты и корм для скота, а от кочевников пополняли свои стада крупным рогатым скотом, овцами и, самое главное, лошадьми.
В 201 году до н. э. Первый император Хань Гаоцзу лично повел свои войска к северной границе, чтобы наказать губернатора одной провинции, провозгласившей независимость. Губернатор заключил союз с сюнну, и эта первая военная стычка с Конфедерацией степей закончилась для Хань пораженим. Незнакомый с «атакуй и отступи» стратегией сюнну, Гаоцзу позволил отделить себя от основной армии и был окружен вражеской конницей. У Гаоцзу не было другого выбора, кроме как вести переговоры, и он предложил уладить конфликт, чтобы добиться своего освобождения.
Хотя ханьцы продолжали презирать сюнну и их кочевой образ жизни ("сюнну" - китайское слово, которое переводится приблизительно как "внебрачные отпрыски рабов"), они не могли игнорировать вполне реальную военную угрозу, которую сюнну представляли для империи Хань. Чтобы предотвратить продолжение военных действий, ханьский двор был вынужден поддерживать брачные узы с шаньюями и ежегодно платить дань шелком, винами, рисом и другими продуктами питания.
Еще одно требование сюнну, которое ханьцы с большой неохотой признавали, было право торговать с китайскими общинами на границе, поскольку это подорвало бы желание ханьцев сохранить здоровую буферную зону между двумя империями. Сюнну противостояли этому нежеланию испытанным и верным методом: с помощью набегов, отнимая те товары, в покупке которых ханьский двор отказывал им. В конечном счете, право на торговлю было предоставлено, хотя продажа оружия и товаров, которые могли быть использованы в военных целях, была объявлена вне закона. Эта политика вынудила сюнну искать в Центральной Азии такие материалы, как железо, за которое они расплачивались многими товарами, приобретенными у китайцев. Таким образом, торговая политика Хань с сюнну была косвенно причастна к увеличению торговли между Восточной и Центральной Азией по Шёлковому пути.
Сюнну была не только первой из восточноазиатских степных империй, но и самой длинной по времени - почти триста лет. К 104 году до нашей эры Хань отвоевали большую часть северной территории, которую они потеряли столетие назад, и изгнали сюнну с запада. Они установили военные аванпосты далеко на западе до Дуньхуана, чтобы защитить города-государства Таримского бассейна* от вторжения сюнну, положение, которое также позволяло им пользоваться доходами, получаемыми от увеличения перевозок по торговым путям. В 47 году н. э., в результате внутренних споров сюнну разделились на Северную и Южную фракции. Чтобы защитить себя, более слабые южане обратились за защитой к империи Хань. Тем временем северные сюнну внезапно оказались под угрозой со стороны кочевых групп на севере, над которыми они ранее доминировали.
В 78 году племя Сянбэй (в результате произошедшего межрасового кровесмешения, этнически относящиеся уже к метисоидам; предки Тоба Вэя, основавшего династию Вэй три столетия спустя) напали на Северных сюнну. Воспользовавшись этой возможностью, ханьский двор направил войска, чтобы присоединиться к южной фракции сюнну и атаковать северян. К 91 году северные сюнну были изгнаны из Ордоса и бежали на Запад, их лидерство было утрачено.
(базовый материал: статья The Xiongnu с сайта https://depts.washington.edu/silkroad/exhibit)
***
*Сюнну (в оригинале, на языке ханьских китайцев, звучит более как "сшюн-ну") - название полиэтнической группы племён, что в русскоязычных исследованиях именуется хунну.
Слово "хунну" было введено в русскую востоковедческую терминологию Львом Николаевичем Гумилёвым (1912-1992), описавшим свою версию истории гуннов в книге «История народа хунну». Похоже, что Гумилёв оттолкнулся от немецкого слова Hunne (гунн) в единственном числе, которое, с поправкой на специфическую немецкую интонацию, произносится не иначе как “хунну”. В английском языке, относительно рассматриваемой полиэтнической группы, используется аналог гумилёвского "хунну" - (the) Xiongnu, что читается как шань-нью, или, как вариант, шионь-нью. Главенствующие в объединении племён европеоидные гунны именуются в англоязычных исследованиях (the) Huns (ханз). Лучшие из европеоидных воинов Конфедерации были огненно-рыжие, белокожие и голубоглазые. По этой причине китайцы до сего дня не переносят вида рыжих людей европеоидной расы. И именно в память о гуннах, нечистая сила на китайских картинках изображается с красными волосами и бородой.
"Чертей китайцы изображаютъ съ рыжими волосами (таковы, напримеръ, Шоу-гуэ, все 15-джины и некоторые другіе)" - Григорий Ефимович Грум-Гржимайло, "Описание путешествия в Западный Китай", 1907
*Плато Ордос - пустынное плато в Центральной Азии. С севера, запада и востока пустыню окаймляет изгиб реки Хуанхэ (Желтой реки)
*Таримская впадина — впадина, расположенная на крайнем западе Китая площадью 906 500 км;. Является самым крупным бассейновым ландшафтом Центральной Азии
Заставка: коллаж демонстрирует, как неослабно и явно проявляет себя составляющая, привнесённая древними европеоидами в генофонд народностей Сибири и Монголии. Даже при вполне азиатских чертах лица, некоторые гордо наделены красками, совершенно нетипичными ни для своих соплеменников, ни для места своего обитания. Жёлтая Азия не терпит других цветов, кроме карего (янтарно-карего) для глаз и чёрного для волос.
Свидетельство о публикации №120030801733