Стихотворение месяца 83 - Обзор Анонимного Арбитра
Мнётся у двери, платок теребит в руках,
взгляд опускает на латаные ботинки.
Худа, неухожена, видно - совсем плоха,
пульс на запястье синею жилкой тикает.
В дом пригласить да напоить чайком,
отмыть от грязи руки худые бледные?
Смотрю на неё, и в горле колючий ком:
– Шалава ты, – говорю, – последняя.
Явилась, нате вам, жизнь промотавши в хлам,
под самый праздник, под воскресенье вербное.
Как на полгода оставить меня могла,
где ж ты, надежда, шлялась, пока я в любовь не верила?
Смотрю и плачу, и жалость своё берёт –
она мне всё-таки, как ни крути, родимая.
Сижу и слушаю: складно, паршивка, врёт.
А сердце тает... Весна за окошком – дивная.
---
Замечательное стихотворение, во всех смыслах!
сердце так и тает после прочтения))))))
И картинка возникает чёткая, достоверная.
За авторские рифмы отдельный респект. И за многослойность «надежды».
5/5
*****
2. "Настроение"
В городе серых птиц снова идут дожди.
Спасенья от хмари нет, сколько ни жги огонь.
Воет в ночи, как пёс, ветер - силён и дик.
Падает прошлый день каплями на ладонь.
Здесь все зонты черны, словно смертельный грех.
Каждый прохожий здесь серую носит шляпу.
Кажется, никогда город не отогреть,
он по макушки крыш стылой тоской заляпан.
Остовы фонарей тянутся сквозь туман
в мутное "никуда" каторжной вереницей.
Здесь невозможно жить, проще сойти с ума,
чтобы не стать навек пепельно-серой птицей.
Месят ботинки грязь размытых дождём дорог.
В памяти стёрся звук давних шальных апрелей.
...Вдруг на моё окно алым плеснул цветок,
раскрасив зонты и жизнь в яркие акварели.
---
Настроение передано на все сто.
По технике: в одном месте не понравилось - Месят ботинки грязь / размытых дождём дорог… «РАЗмытых» не вписалось. Если вначале строк меняющийся метр считывается нормально, то в этом единственно месте, где вроде как после цезуры д.б. стопа дактиля, смена ритмики мешает.
Может быть - Месят ботинки грязь / смытых дождём дорог… ?
5/4
*****
3. "Осенняя муха"
Получил потрясение
Не от боли и травм.
Я, как муха осенняя,
Между створками рам.
За окошком уныние;
Серых зданий горбы.
Только видно, отныне я
Лишь заложник судьбы.
Опускаюсь на корточки,
В голове кутерьма,
А добраться до форточки
Не хватает ума.
Подсознанье под шапкою
Вверх толкает: "Беги!"
Но ложусь кверху лапками
Среди прочих других.
Многим чувство знакомое,-
Озаренье, как плеть...
А ползут насекомые
Там, где надо взлететь.
Может, стоит помучиться
И использовать шанс.
Вдруг, да что-то получится...
Вот, не так ли у нас?
---
уффф… как сплинтово-то)) Уныние, горбы серых зданий, заложник… Слава Богу, что хоть в конце туннеля проблески фонаря. Но аллегория хороша, с этим не поспоришь!
Один вопрос к автору: а вот если муха летняя или весенняя, к примеру. И оказалась между створками рам. Ей меньше жить хочется, чем осенней?
4/4
*****
4. "Старый мост"
Шумит холодный, буйный Терек,
Искрятся капли на свету,
А мы идём на левый берег
Вдвоём по старому мосту.
Вода бурлит и бьёт в опоры,
В горах растаял первый снег.
С моста видны крутые горы,
Реки осенней быстрый бег.
В простом с цигейкою пальтишке
Идёшь ты рядом не спеша.
В портфеле лекции и книжки,
Цигейка в холод хороша.
Прошли проспект и переулок
И вот та улица опять.
На ней конечный пункт прогулок:
Кирпичный дом под цифрой пять.
Калитка, дом, в пальтишке красном
Стоишь со мною у окна,
Черты лица, милы, прекрасны
Висит над нами тишина.
Прошли года, они как птицы.
Машину времени где взять,
Чтоб вновь туда мне возвратится,
Где ты и дом под цифрой пять?!
---
Светлая грусть… Концовка понравилась. И простота повествования вполне уместна. Художественные изыски здесь ни к чему.
Рифмы точные, но банальные, жаль.
4/4
*****
5. "Ещё один день - без тебя"
Я ещё прожила один день.
Без тебя. Бывший мой благоверный.
Позовёшь, прибегу, и не лень.
Вдруг скучаешь по мне ты, наверно.
У меня нет претензий к судьбе.
Не пинала меня, не мучила.
Вся загвоздочка только в тебе -
Мне сказал, что тебе я наскучила.
Тоже знай, что ты мне - не сахар.
Я конфеты люблю, с орешками.
Запуталась в мыслях как птаха,
Ну зачем всё опять с насмешками?
За окошком листочек дрожит.
Говорит, что закончилось лето.
Предлагает мне осень дружить,
А с тобой моя песенка спета.
---
Понятно, что стихотворение женское, «крик души» так сказать.
Есть нестыковки по сюжету, противоречия:
- Позовёшь, прибегу, и не лень… и далее - Тоже знай, что ты мне - не сахар.
Я конфеты люблю, с орешками…. ЛГ не может определиться – нужен ей «бывший благоверный» или нет? Действительно - «запуталась в мыслях».
- «Вдруг, скучаешь» и «скучаешь, наверное» - ну, никак в одном предложении не могут существовать))
Нехорошая инверсия в первой же строке:
- Я ещё прожила один день. (я прожила ещё один день). Может быть, лучше так – Мною прожит ещё один день…
*
По технике – беда-беда… Учите, уважаемый автор, матчасть! Метры, размеры и…систему рифмовки, конечно. Зачем скакать с перекрёстной муж/жен на муж/дактилическую??? Не вижу никаких обоснований. Ищите замену глаголам, определениям, ищите другие рифмы, переставляйте слова в строке и т.д. И проделывайте это десятки раз, пока не добьётесь плавности, ритмической согласованности, звучания стиха.
2/2
*****
6. "Верую"
Старец стоит во схиме.
Яблочный зрелый Спас.
Отче святой Серафиме,
Бога моли о нас.
Бога моли о здоровых
И о больных моли,
Чтобы рассветам снова
Радоваться могли.
Бога моли о забытых,
С миром прервавших связь,
Жизнью нещадно битых,
Но не упавших в грязь.
И обо мне. По секрету –
Есть у Него такой.
Многие просит лета,
Слабой душе покой.
Или, по крайней мере,
Ты попроси за Русь.
Все обретут по вере.
Верую и молюсь.
---
Добротная стилизация. Вроде бы – стихотворение, ан, нет – молитва.
5/5
*****
7. "последняя осень"
последняя осень когда-нибудь в дверь постучится
без права на выбор - впустить на порог или нет.
теряешь себя, словно в сумерках свет - по крупицам,
шагая упрямо по курсу отмеренных дней.
потянется осень - от пышных садов до пустынных,
дождями пропитанный воздух возьмет город в плен.
то капли скупые, то ливень безудержный хлынет, -
привычная осень... обычный простуженный день.
придет - не задержится, - вздрогнет душа, понимая,
предчувствуя невозвращение новой весны.
...к чему я об этом, - пока что петляет кривая,
верна еще память и слезы мои солоны.
---
Хочешь – не хочешь, а Шевчук всплывает сразу:
В последнюю осень, ни строчки, ни вздоха.
Последние песни осыпались летом.
Прощальным костром догорает эпоха,
И мы наблюдаем за тенью и светом…
И это совсем не в пользу автора-конкурсанта. И тема, и настроение… то есть ничего нового я не услышал, уж, не взыщите, уважаемый автор.
Понравились две строки:
- теряешь себя, словно в сумерках свет - по крупицам…
- …предчувствуя невозвращение новой весны… Спасибо))
3/4
*****
8. "Весна"
я услышал в подворотне
как стоит весны призыв,
но меня от слов воротит
и от надписей кривых.
слышу хлюпанье повсюду:
сапогов, ботинок всхлип.
обувь с лужами рассудит
на прямом эфире блип.
в мире ходят разговоры,
оставляя след подошв.
нападал на незнакомых
поутру мокрушник-дождь.
а дома как стенгазеты
станут выводком из букв:
на тебя тайком глазеют
и в глазах хранят испуг.
я заметил в переулке
свой задор теряет март,
но стремится ветер гулкий
за апрелем в авангард.
и справляет новоселье,
не сломивший нас недуг.
на ладони дождь посеет
комковатых капель звук.
---
Уважаемый автор, вы знаете – что такое подворотня?
Напомню:
• Пространство, щель между воротами и землёй.
• Доска, закрывающая щель между воротами и землёй.
• Проём в стене дома для проезда, прохода во двор.
И ваш ЛГ именно там услышал весны призыв? Сомневаюсь. Он же не пёс, а человек.
Далее, почему «весны призыв» стоит? От каких слов воротит ЛГ? От каких кривых надписей?
С трудом считывается смысл, настроение, аллегории. Рекомендую переписать первые 2-3 строфы.
По технике: хорошие рифмы, кроме, конечно, разговоры-насекомых и подворотне-воротит (некомильфо рифмовать однокоренные слова))
4/2
*****
9. "О танцах"
В школе называли "вечер танцев",
а теперь зовут "корпоратив".
Со словами можно не считаться,
в танцах суть своя и свой мотив.
Каждый год у нас в корпоративе
танцами заведует "ди-джей".
Он не остроумен и противен,
и твердит "Касания - не смей".
...А бывало, в ресторанном зале,
где певица чуть ли не нага,
в танце мы друг друга обнимали,
и глаза в глаза, к ноге нога.
За столом в приличном отдалении
муж её болтал с моей женой,
а её отважные колени
что хотели делали со мной.
Наплевать на "секшуал харассмент"
и на пуританство наплевать,
танец наш был чувственно прекрасным
и дарил обоим благодать.
Золотая пыль воспоминаний
окупает дней моих гроши.
Мысленно её я обнимаю
в танце, полном страсти и души.
---
Когда мы были молодыми, всё казалось лучше, красивее, чувственнее и правильнее. Я понимаю, о чём хотел сказать автор. К сожалению, местами получилось косноязычно.
3/3
*****
10. "Доброгост (по мотивам славянской мифологии)"
Доброгост был божественный вестник –
Людям добрые вести носил,
Города обходил, как и веси,
Но растратил немало он сил.
И Сварог сапоги-скороходы
Доброгосту отдал насовсем.
Расчудесные были те годы,
Никаких не случалось проблем.
Лишь шагнёт Доброгост, а сапожки
Переносят его вёрст на сто,
Если прыгнет разок вдоль дорожки –
Пролетает все двести потом.
А доставив послание Бога,
От людей он не слышал ответ:
Сапоги уносили в итоге
Доброгоста в последний момент.
Но однажды прилёг на привале
Доброгост и уснул крепким сном,
А сапожки забавно плясали,
На уме у них было одно.
И пустились они в путь-дорогу,
Так и носятся где-то с тех пор.
Стало трудно добрейшему Богу
И в глазах был заметен укор.
С той поры все хорошие вести
К людям позже и реже идут,
От себя я добавлю без лести:
Боги это, быть может, учтут...
---
Спасибо, автор, я узнал что-то новое))
4/4
*****
11. "Женская мечта"
Я хочу жить в долине весны,
Для меня это место, как рай.
Слышать шёпот речной тишины
И писать про загадочный край.
И под утро на траву ступать,
Ощущая росы холодок,
Терпеливо рассвет ожидать,
Как знамение - "жёлтый клубок".
Наблюдать за зеркальной рекой,
Где прозрачность водицы - хрусталь,
Ощущать лишь смиренный покой,
И примерить блаженства вуаль.
Ни порока здесь нет, ни греха,
Слово зависть забыто давно.
Тут витает добро в облаках,
Вдохновенью раскрыто окно.
Тут никто никуда не спешит,
Всюду пение лишь соловья.
Так красив и изящен самшит,
Здесь спокойна и счастлива я.
---
Райско-умильная зарисовка)) Читал и улыбался. Но – настроение и задумку автор передал.
И под утро на траву ступать... А что? Очень даже не замылено -"на трАву")) Понравилось. Какая-то русскость, былинность в этом словце.
4/4
*****
12. "Синонимы счастья"
Счастье стучит в груди,
ищет себе синоним.
Одолевай, веди.
Пью из твоей ладони
запах, остатки сна,
смыслы, восторг и милость.
Речь замыкает на:
"Кажется, так случилось,
вроде, и не со мной..."
Так приближают дали.
Кажется жизнь иной,
той, что дана вначале.
Так соловей зрачок,
слепни, взыскуя зрячесть,
и становись ручьём
тело моё в горячке
губ целокупных, рук
ищущих да обрящих...
Нем, обретая звук,
каждый синоним счастья.
---
Ну, автор и намудрил… Взыскуя зрячесть, целокупных, обрящих - стилизация под что? Вначале посыл был вполне понятен и современен – Что такое счастье?
Вот это я не понял совсем:
Так соловей зрачок, ??? слепни, взыскуя зрячесть, ??? Соловей-зрачок? Через дефис что ли?
4/2
*****
13. "1937-й"
Он выдумщик был ещё тот,
Проснётся - давай бузить,
Слова, как сквозь решето,
Просеивал, паразит...
Так были они сочны
И даже остры порой -
Сосед, инвалид войны,
Дивился: "Даёт, герой!"
От смеха катались все,
И даже, казалось, кот
Хихикал, когда сосед
Заглатывал анекдот...
Однажды за ним пришли,
А он ещё видел сны,
И кто-то шепнул: "Влип...",
Но, в щёлку смотря, сник...
Лишь вышла седая мать,
И жался в углу кот,
А он продолжал спать,
Шёл тридцать седьмой год...
---
Да, всё так… И за безобидный анекдот могли поставить к стенке.
4/4
*****
14. "Когда устал..."
Уже не верю, что переболит,
И будней заполошенный транзит
Меня заставит написать прощанье.
Уже не манят ни Париж, ни Крит,
И зрелость, как последний паразит,
Тебе ехидно скажет: "До свиданья".
А что же дальше? Ноги протянуть,
Стареть безропотно, поверь, такая жуть,
Что волком взвоешь, хоть живи в хоромах.
Своих друзей всё чаще провожать,
На молодых кривиться и брюзжать,
Свою скрывая немощь в палиндромах.
"Лицом к лицу — лица не разглядеть",
Коль воду ты прошёл, огонь и медь,
Когда устал с похмелья спорить с богом;
Когда себя не можешь ты простить,
Не рвать строки серебряную нить,
Общенье, заменяя монологом.
Когда совсем не радует рассвет,
И вечера дождливого вельвет
В подрамнике окна натянут грубо —
Ты просто вспомни поцелуя вкус,
Изгиб бедра пленительный искус...
Не можешь? Всех прости и дай-ка "дуба".
---
Эх… Опять о грустном… Последняя строка какая-то корявая. Это игривое "дай-КА" не к месту, имхо. Дай-ка конфетку - понятно, а дай-ка дуба - коробит.
4/4
*****
15. "Алёнка воспитывает котёнка"
Как у нашей кошки
Маленькие ножки,
Подушечки у лапочек,
Коготки-царапочки.
Маленькие ушки
Спят на подушке.
Усики длиннющие,
Глазки завидущие.
Рыбку очень просит,
Хвостик кверху носит.
Кисточка на хвостике,
Маленького ростика.
Барс ещё котёнок —
Маленький ребёнок.
В кукольной кроватке
Спи, ребёнок, сладко.
Для тебя игрушки —
Не видать подушки!
Зайчик слева, мишка справа.
Из кроватки только "мяу".
Можешь тихо полежать?
Только бы тебе бежать!
Что, уже проснулся?
В кроватке потянулся?
Вымыть надо лапки.
Убери царапки!
Мне тебя не удержать —
Прыг и сразу под кровать.
Ничего, не поленюсь -
Воспитанием займусь.
---
Знаете, как оцениваются стихи для детей?
Нужно прочитать его малышу 3-4 лет. Что я и сделал, прочитал внуку.
И ему понравилось. И вопросов не возникло, а вот желание повторить наизусть какие-то строчки появилось сразу. Значит – всё хорошо!
4/4
*****
16. "Тоска зелёная"
Любили? Да! И в ночь, и день-деньской
не знались мы с подружкою-тоской:
казалось, в воздухе окрестном страсть витала...
Но чудился мне колокольный звон,
и в тон ему из горла рвался стон —
набат моей души тревоги слал сигналы.
Предчувствие? Ещё близки тела...
Я, страстью обожжённая дотла,
как бабочка в огне, безвольно трепетала.
Но всасывая с губ твоих весь яд
предательства, я погружалась в ад,
и мысль, что ты уйдёшь, вонзалась жалом...
Я — брошенка? Вот горестный удел.
Всё... Нет тебя. Мой дом осиротел.
Я пью и плачу. И подружка прибежала —
тоска зелёная за плечи обняла.
Нет средства от её проклятых лап.
Нирвана чудится на донышке бокала...
---
Что-то из поэзии серебряного века)) Или даже из русских классиков!
Слыхали ль вы за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали?
Когда поля в час утренний молчали,
Свирели звук унылый и простой
Слыхали ль вы?...
НО… высокий слог был снесён одним махом – словцом «брошенка». Потом и «тоска зелёная», и «нирвана»… Такое чужеродное! Зачем?
4/3
*****
17. "Уходи"
Посиди со мной. Сегодня будет поздно
Расставаться понарошку, не всерьёз.
Пропиваю наши меркнущие звёзды,
Раньше звёзды пропивать не довелось.
Чей-то голос непонятный и тверёзый
Плоской истиной пещерится в лицо.
Пропиваю свой насытившийся воздух
За понюшку, за усмешку, за словцо.
Не тушуйся, кинь монетку на удачу,
Всё равно не попадёшь в вороний рай.
Пропивай меня по утомлённым дачам,
По ослепнувшим подъездам пропивай.
Помолчи со мной, пусть громко будет тише,
А потом, назло растаявшей весне,
Уходи во тьму. Мне больше нечем выжить,
Просто больше нечем выжать сердце мне.
---
Замечательно! Столько авторских находок, что можно через стих цитировать))
А эта строка меня просто к стулу пригвоздила: Плоской истиной пещерится в лицо...
Спасибо, автор.
5/5
*****
18. "Жить"
Я пол-европы пропахал на пузе,
фашистских гадов гнал с земли родной.
Я умирал от ран и от контузий,
И снова рвался в свой последний бой.
Меня пытали в камерах гестапо,
сжигали плоть в освенцимских печах.
А я сильней сжимал плоть автомата
На ослабевших от войны плечах.
В охваченном блокадой Ленинграде
Я голодал, друзей, родных терял.
А по ночам моих детей и братьев
Оплакивал распятый Бабий яр.
Мне не по вкусу звания и ранги.
Неважно, кто ты: чех ли, немец, грек.
Я знаю: по закону бумеранга
назло смертям и гитлеровским "дрангам"*
Жить будет долго русский человек.
-------------------
Нууу… не хочу обидеть автора, однако, куда же от этих-то строк деться?
Мы так давно, мы так давно не отдыхали.
Нам было просто не до отдыха с тобой.
Мы пол-Европы по-пластунски пропахали,
И завтра, завтра, наконец, последний бой. (Михаил Иванович Ножкин)
И концовка удивила:
Неважно, кто ты: ЧЕХ ли, НЕМЕЦ, ГРЕК.
Я знаю: по закону бумеранга
назло смертям и гитлеровским "дрангам"
Жить будет долго РУССКИЙ человек.
3/3
*****
19. "Черная орхидея"
Такая чёрная, как самый дальний космос.
Такая странная: не подойдёшь без спроса.
Такая мягкая, как бархатная лапа
Кота британского. И хрупка, но не смята.
Как ослепительная сумрачная фея,
Ты на меня упорно смотришь, орхидея,
Напоминая мне то джунгли тамариндов,
То волны на полотнищах Вест-Индов.
Откуда ты, в тюрбане ярко-алом,
Ко мне в холодный вечер прибежала?
Изысканной фарфоровою куклой,
Со мной играй и мысленно баюкай!
В подарочной дрожишь ты упаковке
И смотришь через пластик ликом кротким.
Слезами катятся по щечкам капли сока
И в декольте сливаются глубоком.
Дрожат искринки капельками мёда,
Как будто дышится цветку свободно.
А лепестки, как смуглые ладошки...
Диковинная редкость на окошке.
Красивый дар страны неразличимой
Глазами смотрит, цвета чёрной сливы,
Туманя взор и мысли, и слова.
И кружится от счастья голова!
---
Фарфорово, бархатисто, изыскано)) Местами даже через чур.
Очень сомнительные рифмы: лапа-смята, неразличимой-сливы.
4/3
*****
20. "Моё покаяние"
Я мало любил своих женщин,
Они убегали стремглав,
Не пил ни "Виагры", ни "Женьшень",
Не делал им сладких забав.
И в доме пустом вою волком —
Придите хотя бы одна!
Любую стерплю балаболку,
Сиять буду мордой блина!
Я к вам, господа, обращаюсь:
Любите своих капризуль!
О, Господи, как же я каюсь,
Гордыню во мне образумь!
---
Ну вот, ещё одно обращение к Господу))
Именно за концовку, за последний катрен – 3/4
*****
21. "Жили-были"
Он прижимал меня к груди,
меня и куклу Олю.
Потом стоял совсем один,
и на моё "не уходи!"
поморщился от боли.
Он протянул мне пирожок
и с видом виноватым
сказал: "Вот вырастешь большой...",
ещё запомнилось про шок
и про какой-то фатум.
И всё казалось не всерьёз,
так странно и тревожно.
А поезд нас куда-то вёз,
солёным от горючих слёз
был пирожок творожный.
"Но он не дёрнул за стоп-кран", —
шепнула мама тихо,
а я смотрела на стакан,
на удивительный стакан,
с какой-то уткой дикой.
Ещё не ныло день-деньской
не вынутое жало,
был неприкаянный покой
под тёплой маминой рукой,
и ложка дребезжала.
О том, что "жили-были" — ложь,
запущенная в небо,
и мир нисколько не хорош,
и это — "вырастешь, поймёшь" —
очередная небыль.
---
Остро. Пронзительно. Без излишней слезливости.
5/5
*****
22. "Красавица и чудовище"
Если перца насыпать на хвост,
Змей Горыныч красавцем не станет.
Сувенирный Родосский Колосс
держит свечку в подружкиной спальне.
Тут не сказка, а чистая быль -
гадов тянет к прекрасному полу.
Сколько оперу нынче не мыль,
на экране окажешься голым.
И не то, чтоб ни шагу назад,
но завоют бабульки у входа:
"Простипома, бесстыжьи глаза,
вот же сказочных водит уродов".
И накличут народных дружин,
и попа со святою водою.
Участковый стремглав прибежит
и усердия явит подобье.
Если верить злословью молвы -
людям мало горынова сердца,
и покатятся три головы
меж крупинок душистого перца.
---
Почему гадов тянет к прекрасному полу – это-то как раз понятно!
А вот почему прекрасный пол тянется к разным гадам – извечный вопрос))
Горыново сердце - свежо!
5/5
*****
23. "Депрессия"
Казалось, больше ничего
Нам не осталось друг от друга.
Не отводя предплечий от
Клавиатуры ноутбука,
Я била буквами строку,
Рубила письма на абзацы,
Уже не веря, что смогу
Любимой быть, а не казаться.
Слова впечатались в листы
Как птички в снег, не отогреть их.
И в первых строчках снова ты,
А где же я? В четвёртых, в третьих?
Как вырваться, в конце концов,
Из нелюбви, что нас тревожит?
Как посмотреть в твое лицо,
И как обнять тебя без дрожи?
Как будто в новый нищий год
В пути от поезда отстала.
Казалось – больше ничего.
Но что-то всё-таки осталось.
---
...Я била буквами строку,
Рубила письма на абзацы... - Класс!
И это тоже: Слова впечатались в листы, (зпт)
Как птички в снег, не отогреть их.
И здесь: Как будто в новый нищий год, (зпт)
В пути от поезда отстала.
Респект))
5/5
Ремарка от ведущей: Товарищи, человек вполне реальный, на все вопросы ответит. А что не хочет светиться - имеет право))
Свидетельство о публикации №120030703515