этика и эстэтика в одном флаконе..
--
( что-то из серии: исследователь = ~ тоже творец ) *
--
импровизиров./импровизационный/импровизаторскый
конспект - лекции по искусствоведению/искусствознанию .
----
тема: художник карл брюлов и его картина "последн.день помпеи" .
**
первым делом следует отметить главн. виновников сего события -
стихии природной, - гибельной , катастрофической - извержения
вулкана; красным заревом обознач. на заднем фоне, с молниями
и пр. тревожными образами. драматиззм, трагедиззм при этом не
выражается буквальным ужасом-ужасом как у гойи к примеру.
к.брюлов стремится передать , показать гармонию всё же, несмо-
тря на всю чудовищность сего кошмарного события; ..несмотря на
(внутренний таки , как бы) хаос ..
теперь можно переходить к анализу персонажей на этой картине.:
вот некый др.римскый писатель плиний (во всяком случае так при-
нято считать., искусствоведы условилис, что это возможно он +- ),
с мамою ; потом новобрачные (как будто совсем недавно пожени-
вшиеся, о чём говорит цветочн.венок на голове девушки, как знак
помолвки,бракосочетан. ли, - по языческ.традиции/обряду соотв.),
- жених удерживает подкосившуюся невесту .; в центре компози-
ции картины - женщина , упавшая с колесницы (- кто-то склонен ..
символизировать как падение западн.европ.цивилизац. ).
при этом каждый старается, пытается - помочь ближнему своему.
похоже что брюлов запечатлел и себя, в некой роли камео, если..
говорить кинематограф. языком; - в одном из персонажей с левой
её стороны соотв.
мысль о двух мирах: языческом и христианском , как бы ясно про-
читывается.
символическая , поэтическая живопись - ужасного события.
с точки зрения исполнительского мастерства, как рисовальщика.,
- брюлов, - весьма мастерски - пластично, объемно проработал..
все фигуры, - вылепливая светом,тенью и цветом/колористикою
тела` персонажей.
лестно отзывалис о картине и пушкин и гоголь, и др. деятели ис-
кусства ; - писатели ли, или коллеги по цеху.
эстэтизация у брюлова скрывает (гипер..)реализм трагедии., в та-
ких её деталях (могущих явиться устрашающими, и даже отталки-
вающими) как испачканные пеплом телеса, либо ещё пуще - кровь
и пр. атрибуты физиологичности.; - в подобного рода катастрофах
и т.п. при этом трагедизм достигается иным способом, - эстэтич-
ным. эффект драматизма есть . при этом человек, сохраняет как
бы, - человеческое таки достоинство что ли.
если тщательно вглядываться в задний план., то, там-то паника ..
зверинная.; проглядывается тот кошмар., котор. действ. ужасает..
эхкспрессия ужаса.
манера импрессиониззма угадывается в персонажах на заднем
плане: лицо девушки ., например, ( и т.д.).
детальное рассмотрение позволяет разглядеть, к примеру и, -
птичку, обреченную на гибель.
--
изысканно, изящно *
--
ps
пушкин (посвятил-)написал (и опубликовал соотв.) стих-экфрасис ..
(=на прендмет произв-я искусства соотв. так назыв.) (~18зч г.)(..).
позже, пару лет спустя (~18з6), он опубликовал и статью в (..своём
же) журнале "современник" соотв.
ещё писали многие, среди которых, и друг брюлова - гоголь..
потом евг.боратынскый[бара..кый - в советск. соотв.транскр.];
васнецов (который ученый); (..да и ещё бог знает кто..) .
--
pps
любопытная перекличка (фонетическ.) с фамилиею символиста ..
брюсова вал.
====
приложение .
--
изречения уважаемого мною педагога по искусствоведению соотв.:
1).
"доклад должен быть безэмоциональным,ровным,нейтральным эмоц.;
читаться с выраженьем., но, недекламационно, беспристрастно..*
в отличие допустим от лекции, где поэтика.,поэзья допустимы и,
пожалуй даже необходимы (весьма и весьма); оживляющие,подогре-
вающие,разжигающие таки ынтерес публики (-слушателей соотв..)";
2).
"искусство вообще имеет ..косвенное весьма отношение к жисни-то";
з).
"аналитическая,теоретическая,исследовательская - научная работа -
должна быть творческой.; вас не должно быть здесь на земле., вы..
должны быть ..там, - в картине.. работа ваша, о каком-либо про-
изведении., - должна быть собств. ..!конгениальна., - ей соотв..";
ч).
`питерцы однако, несколько чванливы,чопорны, снобливы;- чересчур уш
порою; - кичатся-таки ж своею, культурностию-то , как бы `. вот-с.
{иногда выраж. и в, (псевдо-)аристократомании(манстве), жеманстве.,
..мажориззме , (..`имажинизме` неком.), манерности, сусальности .,
рафинированности ., и т.д. т.п. ; - мое дополнен. - серхьоо } ;
5).
"..старайтес однако - критиковать положительно,позитивно. не набра-
сывайтес-таки на художника, не ругайте его старания, творч-во и пр.
пусть критика будет - .. мотивирующей; конструктивной если угодно.." .
--
(слова преподавателя сии приведены естественно не буквально.;
- смысл передать постарался, п о с ы л так сказать ).
педагог сей - ..`пушкинист`., так назыв.; надо отметить . и пр.
(.. русофил .; патриот московии, ..гороховцов..), и пр пр..
----
вот-с.
Свидетельство о публикации №120030604928