Краткая история Монголии

С использованием материалов сайта The National Museum of Mongolian History, Ulaanbaatar (Национальный Музей Монгольской Истории, Улан-Батор)



Доисторический период


Экспозиция Национального Музея Монгольской Истории, посвященная раннему обитанию человека в Монголии, включает репродукции и реконструкции петроглифов, захоронений и впечатляющего монолита "оленный камень", а также некоторые артефакты, такие как инструменты.

Оленный камень - название древних камней с изображениями. Оленные камни - массивные отесанные каменные плиты с рисунками. Чаще всего на плитах изображался олень, откуда и произошло название. Рисунок выбит на поверхности, или нанесён охрой.

Данные исторические памятники датируются поздним бронзовым и началом железного века. Встречаются на Алтае, в Тыве, Забайкалье, Монголии, В Китае и других местах. Оленные камни в Забайкалье зачастую связаны с памятниками культуры плиточных могил. Камни устанавливались в оградки плиточных могил, а также на местах культовых торжеств, жертвоприношений. Возле плиточных могил оленные камни обычно ориентированы лицевой гранью на восток.



Период сюнну


Сюнну* появились в районах, которые охватывали часть современной Монголии в последние века до нашей эры и к началу второго века до нашей эры укрепили власть над большей частью степи и в течение некоторого времени держали верх в своих отношениях с могущественной династией Хань в Китае. Власть сюнну постепенно ослабевала под давлением Хань и других претендентов на контроль над степями и внутренними азиатскими торговыми путями. Именно в период власти сюнну мы традиционно датируем начало “Шелкового пути” через Евразию. Очевидно, что сюнну играли ключевую роль в передаче товаров и культуры. Их гробницы явили археологам сокровища; одним из первых крупных открытий стали раскопки, проведенные под руководством русских ученых на горе Ноин-Ула (Noin Mountain) в Монголии. Тамошние погребения датируются временем между 4-м или 3-м веком до н. э. и 2-м веком н. э., и включают в себя аппликационные ковры, с узорами, выполненными частично с использованием шелковой нити и отображающими человеческие фигуры, которые, неоспоримо, имеют “западные” черты. Различные артефакты свидетельствуют о связях с Китаем и Западной Евразией. В то время как большинство экспонатов Ноин Ула были вывезены в Эрмитаж в Санкт-Петербурге, музей в Улан-Баторе также представляет достаточно много экспонатов, найденных в других местах недавними монгольскими и монголо-корейскими экспедициями. Экспонаты обновляются - в 2004 году была открыта экспозиция посвящённая ковровым изделиям; в 2005 году эта экспозиция побывала в Германии, но к ней были добавлены предметы из некоторых недавних раскопок вместе с увеличенными фотографиями самих проходящих раскопок.



Ранняя Тюркская Империя и уйгуры


После упадка гуннов во II веке нашей эры следующей по значимости кочевой племенной конфедерацией, контролировавшей значительную часть внутренней Азии, стала тюркоязычная Конфедерация, пришедшая к власти в VI веке нашей эры и первоначально занимавшая большую часть территории Монголии. Империя Тюрков довольно быстро пришла в упадок, но затем вновь возникла, причем ее Западный центр находился в регионе современного Кыргызстана. Когда знаменитый буддийский путешественник-монах Сюньцан отправился на запад в VII веке, он проходил через земли тюркского кагана и писал о роскошных шелках, в которые он и его знатные люди одевались. Изображения тюрских посланников или охранников, датируемые примерно тем же периодом, можно увидеть на фресках в Самарканде в современном Узбекистане. Империя Тюрков процветала в начале VIII века, от этого времени остались несколько важных и объёмных рунических алфавитных надписей, сделанных по заказу правителей Империи. Коллекция Национального Исторического музея содержит репродукцию одной из этих знаменитых надписей со стелы, обнаруженной на реке Орхон, а также материалы совсем недавних раскопок на месте захоронения Билгга Кагана, в том числе поразительные предметы из золота и серебра. В этой коллекции металлические кувшины имеют ближневосточный дизайн; известно, что такого рода предметы были хорошо известны в Танском Китае, где имитация их формы была исполнена в керамике.

Одним из важнейших государств-преемников тюрков было государство уйгуров, столица которого в VIII-начале IX вв. находилась на реке Орхон в Монголии, недалеко от того места, где впоследствии была основана Чингисханом столица Монгольской империи Каракорум. Уйгуры первоначально также использовали рунический алфавит, хотя затем они перешли на вариант ближневосточной арамейской письменности скорописи, алфавит, который затем был принят Чингисханом и его преемниками.



Период кинданьского государства Ляо


Ляо - в китайской истории, государство, созданное племенным вождём кочевников киданей именем Елюй (по-китайски Абаоцзи) в 907 году на территории, которая в наше время включает в себя провинции Северо-Восточного региона Китая (Маньчжурия) и автономного китайского района Внутренняя Монголия. Государство имело четыре центра, из которых верховной столицей был город — Шанцзин (Хуэйнинфу) на севере,  Ляоян на востоке, Датун на западе, и Пекин на юге.

В некоторых случаях киданей именуют кидань-монголами, где второе слово - не более, чем дополнение, говорящее о территориальной приписке данного интернационального племенного союза, в котором, помимо коренных монголоидов-азиатов, были и европеоиды - смуглокожие и кареглазые, ведущие свой род из индоиранского региона, и другие - бледнолицые, светловолосые, с голубыми, серыми и зелёными глазами, вполне подобные татарской и угорской части жителей современного Поволжья, кто имеет такие же приметы.

Приняв китайское династическое имя Ляо, кидани создали двойное правительство для управления своими завоеваниями. Южное правительство, которое управляло китайскими частями империи, было построено по образцу правления тюрко-китайской династии Тан (618-907), в уничтожении которой кидани приняли непосредственное участие. Северное правительство, созданное на племенной основе, управляло кочевниками внутренних азиатских степей. Традиционно начало периода Ляо датируется 907 годом, последним годом правления династии Тан, но китайские историки часто относят его к 916 году, когда Елюй, он же Абаоцзи, официально провозгласил себя императором.

Подобно владевшими китайскими землями пришлыми династиям последующих эпох, киданьские властители поначалу сознательно противодействовали неизбежной в таких случаях китаизации. Опасаясь, что использование ими китайских советников и административных методов, размоет их собственную этническую идентичность, кидани сознательно старались сохранить свои племенные языческие ритуалы, пищу и одежду, и отказались использовать китайский язык, разработав вместо этого письменность для своего собственного языка.

После установления в Кайфэне династии Сун (960-1279),  Ляо вели пограничную войну с Сун за контроль над северными провинциями Внутреннего Китая. Военные действия в конце концов были прекращены в 1004 году, когда Сун согласились платить ежегодную дань Ляо. Династия Ляо в свою очередь, не смогла уклониться от культурной экспансии сунского Китая, и успела перенять его некоторые традиции и обычаи, прежде, чем была уничтожена в 1125 году племенами чжурчжэней, которые ранее были подданными киданей и подняли восстание против них с помощью Сун, таким образом вытеснив киданей в Среднюю Азию, где те создали государство Западное Ляо. После этого чжурчжэни повернули, чтобы атаковать Сун, и одержали победу, прогнав китайцев на южный берег реки Хуай-хэ. Чжурчжэни, как династия Цзинь (1115-1234), установили власть над Северным Китаем, переняв большую часть правительственной системы своего поверженного предшественника Ляо. Имя «цзинь» образовывалось от китайского слова, обозначавшего «золото».

Чжурчжэни действовали рука об руку с корейцами, роль которых в официальной восточноазиатской истории вне корейских пределов, не то, что бы преуменьшена, а едва ли не наглухо завуалирована.

Вполне естественно, что все коренные дальневосточные азиаты хорошо знали друг дружку, задолго до появления в своих краях русских людей. Так с 692ого по 926й годы от Рождества Христова, фактически в один период с тюрко-китайской империей Тан (618 – 907), существовало государство Бохай, которое охватывало некоторую часть Маньчжурии, всю северную долю Корейского полуострова, и территорию нынешнего российского Приморья. Было то государство образованно предками современных северных корейцев, сообща с чжурчжэнами, и поддерживало оно дипломатические отношения с Японией. Послы японские предпочитали приходить в Бохай морем когда сами пожелают, и ни сколь часто, сколь торжественно. И вот, после церемоний приветствия, сядут чаёвничать: кореец, чжурчжэнь и японец, и пьют чай долго и чинно, глядя один на другого, и восхищались в тайне тому, как разительно схожи черты их наружности, и как отличны они от китайских. А уж как напьются сполна, натуральным бодрящим напитком, так байки про китайского императора-полукровку меж собой сказывать начинают, и как начнут хохотать, так хохочут и хохочут, что обои отклеиваются, и штукатурка с потолка осыпается.

Впоследствии Бохай был завоёван вышеупомянутыми киданями.



Монгольская империя Чингисхана и его приемников


Здесь можно отметить лишь то, что дядюшка Чингисхан сотоварищи, сокрушил в 1234м году государство чжурчжэней, а в 1279м его преемники положили конец и южнокитайской династии Сун. Дядюшкиным сынком Хубилаем в Китае была основана династия Юань (1271—1368).
 


Период правления маньчжурской династии Цин


Чжурчжэни после нашествия дядюшки Чингисхана никуда не делись, а дожив до 17го века лишь как следует окрепли и, переименовав себя в маньчжуров, на правах наследников и правопреемников дядюшки дали прикурить всему восточноазиатскому региону. Собственная история маньчжуров, погребена под китайской пылью, однако же, и корейцам, и японцам, до сего дня вполне известно, что маньчжуры имели своих собственных доморощенных чингизидов, и их военные кампании были основаны на принуждении окружающих признать право первенства их маньчжурского потомка Чингисхана перед любым иным. И это, на определённом этапе, у них неплохо получилось.

В 1636м году маньчжуры взяли Внутреннюю Монголию (ныне автономный район Китая), в 1691м году — Внешнюю Монголию (ныне — государство Монголия), в 1755м году — Ойрат-Монголию (Джунгарское ханство, ныне — территория разделённая между Синьцзян-Уйгурским Автономным Районом Китая и Восточным Казахстаном), и в 1756м году маньчжурам подчинились ханства Танну-Урянхай (ныне субъект Российской Федерации республика Тыва).

Примечательно то, что маньчжурские потомки Чингисхана, хоть и имели азиатскую внешность, но были рыжи, белокожи и даже голубоглазы. Такие нетипичные потомки «монгольского» завоевателя.

В 20м веке Монголия стала самостоятельным государством, но только благодаря всестороннему содействию со стороны Советской России. В 1941м под язык халха-монголов была приспособлена кириллица. Это взамен монгольского алфавита, созданного тюрками на основе уйгурского, которым представители народа халха, не прошедшие тюркизацию, уже не могли далее пользоваться.


------------------



*Сюнну (то же, что хунну) - европеоидные гунны и их монголоидные наперсники.



Фото с сайта The National Museum of Mongolian History:
гончарные изделия гуннов. Совершенно замечательная работа, говорящая о высоком мастерстве древних горшечников.


Рецензии
Предки современных монгол (халха и ойраты) жили раньше в прибайкалье. После того, как китайцы истребили на территории современной Монголии все тюркские племена, вот тогда в начале 15 века монголы вернулись на эти (нынешние территории. Во время переписи 1918 года. В Монголии население было около полумиллиона всего. И на этой территории находили тюркские артифакты, древние монеты на уйгурском языке))

Нурия Сафаргалиева   11.05.2023 09:24     Заявить о нарушении
Нурия, Вы, я вижу, по ошибке написали ответ в поле для рецензии.

В любом случае, спасибо за такую ценную информацию о Давыдове. Стало быть Данис было его имя. Не особо удивлён, кто бы ещё верхом так лихо ездил, если бы не татарин.

Может быть я и терпеливый, да врядли усидчивый. Тут лично от меня написано совсем не богато, основное перевод статьи, про этот монгольский музей с американского, если не ошибаюсь, сайта. А перевод я так делаю - вставляю в Yandex, благо, первый слог этого наименования так же содержит ян, и потом смотрю, что требует корректировки. При автопереводе некоторые смыслы могут искажаться. А Гугл не так хорош для автоперевода, то ли для нашей страны какая-то упрощённая версия работает, то ли другая причина.

А другие сочинения я подолгу писал - так по чуть-чуть под настроение при наличии времени. Сейчас перечитываю и вижу - кое-где связанности не хватает. Но ничего исправлять уж не стану. Главное, что ничего не забыл упомянуть из того, что хотел.

Как то попалась мне статейка на датском языке, сделал автоперевод на английский, вижу - явно не то. Перевёл на русский - лучше, но не до конца то. Тогда перевёл на немецкий, поскольку они формально одна языковая группа, а с немецкого на русский и получилось вполне приемлемо. Вот интересный абзац, без малейшей корректировки:

Россия много лет была подданной монголов. Они купили чертов мир через брак - тогда вы были уже не врагом, а семьей. Эта политика смешения оставила глубокий генетический отпечаток на русском (и украинском) населении, и это смешение, естественно, стало более распространенным по мере того, как Россия проникла в Тихий океан и покорила Аляску. Возможно, именно значительная часть монгольских генов делает русских такими, какие они есть: немного более приземленными и скептически относящимися к индивидуалистическим ”идеям”, чем западноевропейцы, бережливыми и невероятно стойкими как к обычным невзгодам, так и к войне.

Они в своей Европе с монголами носятся, как дурень с писаной торбой, но если заменить монголов на татар, то выглядит очень хорошо.

Владимир Петрович Янченко   11.05.2023 09:51   Заявить о нарушении
Володя, улыбнули))
А Державин, тоже из потомков татарских мурз, и стихотворение написал об этом:

Нурия Сафаргалиева   11.05.2023 10:01   Заявить о нарушении
Подождал, а стиха так и нет.

Владимир Петрович Янченко   11.05.2023 10:16   Заявить о нарушении
Опять исчезло...Ну что это такое?!Улетучилось под рецензией еще одно мое длинное сообщение сюда, до часу ночи его писала...

Нурия Сафаргалиева   11.05.2023 10:20   Заявить о нарушении
Работа тайной канцелярии.

Владимир Петрович Янченко   11.05.2023 10:26   Заявить о нарушении
Ладно, позже скину стих, когда освобожусь.

Нурия Сафаргалиева   11.05.2023 10:28   Заявить о нарушении
интересный текст, сейчас нашёл:

19 ноября 2016

«БИЗНЕС Online» продолжает публикацию глав из новой книги Рафаэля Хакимова «Каково быть татарином?». Часть 10-я
«Попытаемся разобраться в татаро-монгольских отношениях и выяснить, куда делись монголы, если все татары похожи на европейцев?» — это один из тех вопросов, которыми задается директор Института истории им. Марджани Рафаэль Хакимов в своем новом труде.

О ЧЕМ МОЛЧАТ ДОКУМЕНТЫ

«Глядя на лошадиные морды и лица людей, на безбрежный живой поток, поднятый моей волей и мчащийся в никуда по багровой закатной степи, я часто думаю: где я в этом потоке?»

Чингизхан

Попытаемся разобраться в татаро-монгольских отношениях и выяснить, куда делись монголы, если все татары похожи на европейцев?

Самый простой ответ, который гуляет в литературе, все сводит к тому, что, мол, монгол было мало, и они растворились среди многочисленных татар. Вроде бы убедительно, даже естественно. Но есть одна загвоздка. ДНК-анализ по Y-хромосоме показывает, что гаплогруппа С, характерная для нынешних монголов среди татар, отсутствует. Она встречается, например, среди казахов, а у татар вообще ее нет. Как же так? Монгольские ханы лежат в мавзолее Казанского кремля, они похоронены в мавзолее Бахчисарая. Ханы имели много детей от многочисленных жен и наложниц, только у Бату было 26 жен, а генетических следов не осталось? Они же дурака не валяли. Все это наводит на размышления: кем же на самом деле были монголы?

Ко времени возвышения Чингизхана, что стало поворотным моментом в мировой истории, татары уже были не просто сложившимся народом, они имели свои государства (юрты). Они занимали территорию от северо-востока нынешней Монголии вплоть до Турфана (современный Синьцзян). Для китайских хронистов эти вещи были очевидными, и они не утруждали себя указанием их территорий, границ и других характеристик. Рашид ад-Дин ограничивается лапидарной фразой: «Тех татарских племен, что известны и славны и каждое в отдельности имеет войско и [своего] государя, — шесть». Все! Какие 6 государств? Где они расположены, не обсуждается — мол, итак всем известно. Мы об этом должны или догадываться, или читать между строк.

Изначально имя «татар» носили племена, жившие на севере от Великой китайской стены, а также в степной зоне Центральной Азии. В «Мэн-да бей-лу» сказано: «Земли, на которых впервые возвысились татары, расположены к северо-западу от [земель] киданей. Племена [татар] происходят от особого рода шато». Под именем «шато» имеется в виду союз племен западных тюрок, обитавших в VII веке в районе Ферганы. В VIII—Х веках отколовшиеся группы шато проживали на территории современных китайских провинций Шэньси, Ганьсу и Шаньси. Речь идет о «белых татарах» (онгутах). Китайцы их еще называли культурными татарами, поскольку они умели сеять просо. Рашид ад-Дин «белых татар» относит к тюркам и пишет, что они из тех народов, «которые не столь давно получили имя монголов». Это объясняется тем, что Чингизхан прежде всего опирался на них.

Кроме земледельцев-татар летописи упоминают также «черных» и «диких/незрелых» татар. Китайцы в ХIII веке часто монголов Чингизхана называли хэй-да «черные татары». В «Мэн-да Бэй-лу» читаем: «Нынешний император Чингис, а также все [его] полководцы, министры и сановники являются черными татарами». Сказано очень определенно и противоречит устоявшемуся мнению о принадлежности Чингизхана к монгольскому этносу. «Черные татары» состояли из двух крупных тюркоязычных племен: монгол/могол и кераитов.

«Дикие» татары промышляли охотой и рыбной ловлей в Южной Сибири. Они управлялись старейшинами, у них не было ханов, за что китайцы их называли «незрелыми».

В ученом мире существует острое желание вообще татар исключить из истории. На этой почве начинаются фантазии типа того, что китайские хронисты якобы не знали, что это за народ, и назвали их татарами, поэтому это имя не самоназвание, а экзоэтноним. Другая версия гласит: под татарами китайцы имели в виду всех, кто находится за Великой китайской стеной, а сам термин «татары» несет тот же смысл, что и «варвары». Говорят любую чушь, лишь бы исключить татар из исторических событий. Чаще всего утверждают, что под татарами имеются в виду монголы. «Имеется в виду» — это один самых сильных аргументов в историографии, касающейся татар.

Китайцы, конечно же, хорошо знали народы, жившие у них под носом и досаждавшие набегами. Европейцы тоже хорошо знали, какой народ на них движется, сокрушая все на пути. Летописцы не ошибались, а вот наши комментаторы оказались в плену иллюзий и стереотипов историографии. Впрочем, западные ученые не далеко ушли от российских в своих заблуждениях. В науке можно и нужно сомневаться, но любое сообщение летописей, кажущееся недостоверным, может быть опровергнуто лишь другим более достоверным сообщением, а не произвольным комментированием.

«Алмаз остается алмазом, даже если бросить его в грязь»

Татарская пословица

ТАТАРЫ МОНГОЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВА

«Мы считаем здравомыслящими лишь тех людей, которые во всем с нами согласны»

Франсуа де Ларошфуко

Путаницу вносит смешение понятий этноним, политоним и династия. «Дом Монгол» путают с этносом «монгол» (причем современных халха-монгол). В «Сокровенном сказании» империю Чингизхана называют Mongqol ulus («Монгольское государство»), а на печати Гуюк-хагана 1246 года — Yeke mongyol ulus («Великое монгольское государство»). В обоих случаях речь не идет об этносе «монгол». Термин «монгол» использован в качестве названия династии, а «татар» в качестве политонима, гражданского сообщества.

Династия по смыслу не несет этнических признаков. Так, дом Романовых настолько перемешан, что русской крови там осталось минимально. Любая династия включает только очень близких родственников, имеющих право на долю власти или престолонаследие. Южносунский посол Сюй Тин, посетивший Монголию в 1235 - 1236 годах, сообщает: «[Татарский владетель] каждый раз называет татар „своей костью“». Слово «кость» издревле служило у тюрок для обозначения патрилинейного родства. Имя «Монгол» в то время означал не этноним и не политоним, а династию, «кость», клан. Записки о монголах Сюй Тина начинаются такими словами: «Государство черных татар <...> называется Великой Монголией». Название «Дом Монгол» перешло к названию государства, а этноним «татар» стал политонимом.

Термин «монголо-татары» («мэн-да») появился в китайских источниках в связи с восшествием на престол Чингизхана, объявившего о монгольской династии, после чего к традиционному «та-та»/«да-да» («татар») добавился иероглиф «мэн», указывающий на присутствие правящей династии (напомним, в китайском языке нет звука «р», поэтому «татар» пишется как «та-та»). Китайские чиновники очень хорошо различали народы, при этом они писали не только о племенах, но и династиях, расписывали их титулатуру, они пользовались выражением «монголо-татары» не в этническом, а политическом смысле, понимая под монголами династию, а под татарами — его народ. В хронике «Да Цзинь гочжи» (1234 год) поясняется: «Великая династия — это как раз и есть татары (да-да) Монгольского государства».

«Дом Чингизхана», как впоследствии «Дом Бату», предполагал родовую наследственность, и в то же время его можно было в политическом плане понимать расширительно. «Дом» — это некий клан, состоящий из близких родственников и влиятельных политических сил, как правило, становящихся через браки дальними родственниками. «Дом», независимо от того, совпадает он этнически с народом или нет, противостоит демосу (будун). Поэтому, когда мы говорим «Монголы правили империей татар», то имеем в виду не этносы «монгол» и «татар», а правящий клан «Великих Монгол» (по-татарски «ак сөяк» — «белая кость») и народ «татар» (будун, «кара халык» — «простой народ»). Значит, название «Монгольское государство» выступает в качестве имени собственного, а не этнической характеристики, а имя «Монгол» указывает на династический признак.

Иоанн де Плано Карпини, назвавший свое донесение Liber Tartarorum («Книга о Тартарах»), не ошибался, он речь вел о политониме. Когда один из переписчиков XIV века уточнил это название в виде «Истории Монгалов, именуемых нами Тартарами» (Historia Мопgalorum quos nos Tartaros appellamus), он тоже не ошибался, ибо в заголовке указал и правящую династию, и подвластный народ.

Теперь понятно, почему среди татар не встречается характерная для современных монгол гаплогруппа С. Среди татар по Y-хромосоме можно найти самые разные гаплогруппы, а «монгольскую» — нет.

Итак, «Дом Великих Монголов» происходил из «черных татар», входивших в состав тюркоязычных татар.

«Пока борода не поседеет, ум не придет»

Татарская пословица

Владимир Петрович Янченко   11.05.2023 12:10   Заявить о нарушении
Пробежала глазами, но вечером прочитаю внимательно. С Хакимовым знакомы)) Это он мою Розалию назвал светлой чеченкой))

Нурия Сафаргалиева   11.05.2023 12:33   Заявить о нарушении
из-за ее русые волосы, большие голубые глаза, прямой тонкий с горбинкой нос. Хакимов приходил в их фирму, обращался к дизайнерам, когда готовил к верстке свои книги.

Нурия Сафаргалиева   11.05.2023 13:19   Заявить о нарушении
А один художник сказал ей: хочу написать картину, согласны позировать? Мол, у Вас такой редкий и утонченный тип лица, как у Иисуса или у девы Марии на иконах.

Нурия Сафаргалиева   11.05.2023 13:44   Заявить о нарушении
Про Плано Карпини писала ранее, что именно он привез письмо на старо-татарском языке из орды от "великого хана" папе римскому. О чем писал польский историк Ян Полонский.

Нурия Сафаргалиева   11.05.2023 16:20   Заявить о нарушении
Прочитала статью Хакимова. Понятно, что как и у всех других народов и племен, были люди белой кости и черной кости, белые татары, черные татары.

Нурия Сафаргалиева   11.05.2023 16:23   Заявить о нарушении
Интересное познавательное стихо о татарах написал Оскар Хуторянский. Прочитайте. Я ему рецку написала))

Нурия Сафаргалиева   11.05.2023 16:31   Заявить о нарушении
Писал Державин:
Я пел, пою и петь я буду.
И в шутках правду возвещу.
Татарски песни из-под спуду,
Как луч, потомкам сообщу.

Ему стоит памятник в Казани и в Лаишево, это город под Казанью, где он родился поэт

Нурия Сафаргалиева   11.05.2023 23:59   Заявить о нарушении
Хуторянский пишет, что и Гоголь из татар. Если это так, то оно вполне естественно.

Владимир Петрович Янченко   12.05.2023 01:16   Заявить о нарушении
Хакимов какого возраста? Старик или ещё нет. И что Розалия, не обиделась?

Владимир Петрович Янченко   12.05.2023 01:24   Заявить о нарушении
Да, Хакимову за 70, далеко не молод.
Розалия не обиделась, только смеялась. Он же ее не оскорбил.

Нурия Сафаргалиева   12.05.2023 09:44   Заявить о нарушении
Про Гоголя еще до Хуторянского слышала. И про Суворова тоже.

Нурия Сафаргалиева   12.05.2023 09:45   Заявить о нарушении
Предложение художника позировать не приняла она?

Владимир Петрович Янченко   12.05.2023 11:05   Заявить о нарушении
Нет, не приняла))

Нурия Сафаргалиева   12.05.2023 22:48   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.