Озвучка

На первом курсе педагог по специальности дал мне сонату Кулау и начал я её старательно разучивать, выигрывая каждую ноту и смакуя. Я учился по классу баяна и фортепианные сонаты не очень-то легко было играть: в левой руке умца-умца не прокатит, как на танцплощадке — нужно было добиваться симфонического звучания — только тогда старинная музыка оживала в полной мере.
Но всё-таки преподаватель советовал играть левой рукой попроще и ярче показывать мелодию  правой рукой.
Но я играл по-своему: полным звуком играл нижние голоса и осторожно вплетал верхние  —  так мне казалось красивей.
К баяну я постепенно охладел, хотя только на нём и играл всю жизнь, и всё более охотно стал осваивать фортепьяно, благо методика игры на этом инструменте давно уже устоялась и столько сочинений представлено композиторами, что можно играть всю жизнь, даже если не добился больших успехов, как знаменитый исполнитель.

Конечно, я играю дома. Пианино включил потише, чтобы не беспокоить соседей и прочитываю сонаты Моцарта.
И как будто вместе с ним сочиняю, понимаю почему у него так много неожиданных модуляций в простых, казалось бы, эпизодах. Их все хочется подробно прослушать; необходимо, также, понять как правильно исполнять трели, форшлаги, групетто и арпеджиато.
Бесконечное разнообразие и красота слышатся даже в мимолётном наложении — когда целуются диссонирующие полутона: открывается философия многообразного мира и как раз в это время на мониторе идёт фильм о Космосе. Я вижу планеты — такие все разные и непредсказуемые по своему составу.
Музыка Моцарта удивительно совпадает по сюжету и согласуется с голосом диктора за кадром.
Та музыка, которую предлагают устроители фильма, на удивление вразрез с космическим сюжетом: какое-то тягучее нытье, длинные аккорды — как будто не таинственный мир открывают передо мной, а собираются кого-то казнить или хоронить.
А вот сонаты Моцарта здесь как раз кстати. Только не надо их барабанить как на стометровку, но исполнять не спеша и с удовольствием.
И тогда расплавленное Солнце, ледяные планеты и кометы с астероидами — всё это в гармонии с музыкой Моцарта.
За пример нужно взять его адажио. Это, пожалуй, самая сложная для исполнения музыка, потому что изобилует разнообразием длительностей и мелодия растянута как в замедленной съёмке. Правильно её сыграть, это всё равно что телескоп настроить, и потом, в этом ключе можно играть всё остальное: менуэты, скерцо и вариации. И даже турецкий марш — он тоже космической погоды не испортит.
Ведь это же Моцарт.


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →