Великий поэт маленьких людей... Адриан ван Остаде

Картина: "В мастерской художника. Автопортрет". Галерея Дрездена.


Пусть, они - "Малые голландцы"...
Вершить великие дела
им предначертано- судьба,
Их роль в развитии искусства
неизмеримо велика.


XVII век в истории голландского искусства оказался чрезвычайно богат на талантливых, великих художников. Среди них одно из самых видных мест принадлежит Адриану ван Остаде. Наряду со своими «братьями по кисти» он был представителем жанровой живописи.

Адриан ван Остаде (10 декабря1610, Харлем — 2 мая1685, Харлем) — Великий нидерландский художник и гравёр, относится к числу так называемых "малых голландцев".

"Малые голландцы" — условное название голландских художников XVII века, писавших небольшие, тщательно отделанные картины. Хотя они не представляли собой единой школы, их произведениям свойственны некоторые общие черты: совершенство техники, ясность композиции, тонкая детализация.

Термин «малые голландцы» принят преимущественно в отечественном искусствоведении. Он не носит оценочного характера и никоим образом не характеризует роль и место художников в истории живописи, равно как и масштаб их таланта. Его возникновение объясняется двумя причинами: во-первых, небольшими размерами холстов; во-вторых, интересом живописцев XVII века к «малым», камерным сюжетам, преимущественно из повседневной жизни. В сущности, к малым голландцам можно отнести практически всех голландских художников XVII века, за исключением Рембрандта и Халса, создававших в числе прочего и монументальные произведения.

XVII век принято называть Золотым веком Голландии. Небывалого расцвета достигла в этот период и голландская живопись. Этому в первую очередь способствовали два фактора: обретение Республикой Соединённых провинций политической и религиозной независимости, а также её экономическое процветание. Наиболее образованный и влиятельный слой населения — бюргеры — желали видеть Голландию просвещённой страной, в которой активно развиваются наука и искусство, и именно в живописи наиболее ярко выразилось новое мироощущение голландского народа. Картины украшали общественные здания, бюргерские и даже крестьянские дома; были предметом коллекционирования, продавались на ярмарках и у специальных торговцев, а также шли на экспорт и даже использовались как предмет капиталовложения и средство платеж. Всего в это время в Голландии были активны около 2000 художников.

Бытовой жанр, прежде считавшийся «низким», приобрёл в Голландии XVII века чрезвычайно широкую популярность. Он изображал сцены из жизни различных слоёв общества: бюргеров, крестьян, военных, врачей, учёных. В бытовом жанре работали Герард Терборх, Габриель Метсю, Питер де Хох, Ян Стен, Адриан ван Остаде, Франц ван Мирис Старший, Паулюс Бор (некоторые искусствоведы считают, что за жанровыми сценами в его картинах скрываются малоизвестные мифологические сюжеты), Эмануэль де Витте .

Андриан ван Остаде родился в небогатой семье. Его отец был мелкий ремесленник — первоначально пекарь, а затем — ткач. По его стопам пошёл средний сын Ян, наследовавший ткацкую мастерскую. Старший же — Адриан и младший — Исаак избрали себе ремесло живописца.

Семнадцати летним юношей Адриан ван Остаде поступает в мастерскую крупнейшего живописца Голландии — харлемского портретиста Франса Халса , который известен как один из самых знаменитых портретистов
золотого века голландского искусства. Франс Халс подарил своему ученику не только манеру и основы
письма, но и главные ценности в живописи, чувство красоты, способность поймать ту долю секунды, которая сделает картину по-настоящему красивой, выразительной и трогающей зрителя за самое живое в сердце.

В мастерской Халса, Остаде знакомится с одним из талантливейших фламандских художников-жанристов, Адрианом Браувером (1606—1638). Это побудило его выбрать направление творчества живописца: он стал писателем простого народа. Именно под влиянием этого фламандца он нашёл главную тему своего творчества - изображение крестьянского быта и у него же перенял повышенную экспрессивность, «звероподобность» в изображении персонажей, резкие контрасты между светом и тенью. В 1634 году Остаде вступает в харлемскую гильдию живописцев и стал отличным мастером.
Остаде написал большое количество жанровых картин малого формата и большей частью юмористического содержания, повествующих о жизни горожан и крестьян. Героями его картин становились курильщики, выпивохи, игроки, шарлатаны, танцующие, драки и тому подобное, иногда портреты.

Для первого периода творчества Адриана ван Остаде, к которому относятся около 40 полотен, характерны чёткие, живые образы и едкий юмор.

Картины второго периода отличаются мастерским владением полутенями, наивностью сюжетов и мягкостью юмора. Картины третьего периода (в большинстве своём интерьеры с изображением людей) выделяются тщательностью исполнения и светлыми, сияющими тонами. Картины Адриана ван Остаде хранятся в картинных галереях Берлина, Дрездена, Вены (Императорская картинная галерея, галерея Лихтенштейн), в Лувре, в Мюнхене, в Амстердаме, Гааге, Санкт-Петербурге, Пензе,Рязани и др.
Помимо картин сохранилось много акварелей, рисунков пером и гравюр Адриана ван Остаде.

За свою долгую и исключительно плодотворную деятельность Остаде создал около тысячи картин, сотни рисунков и акварелей и пятьдесят офортов. Его произведения ещё при жизни мастера пользовались большим спросом и сравнительно высоко ценились. Несомненным талантом обладали его ученики: Корнелис Бега (1620—1664) и Корнелис Дюсарт (1660—1704), наиболее близко усвоивший манеру учителя.

Адриан ван Остаде умер в 1685 году, намного пережив большинство своих современников и учеников.
Творческий путь Остаде был типичен для голландского художника XVII века. Ни у кого ярче не проявились все достоинства и недостатки этой, по словам одного поэта, «кроткой, опрятной, чувственной и мещанской страны». Жизнь воспринималась им ровно и спокойно, без повышенной трагичности Рембрандта и без его гениальной прозорливости. Художник не знал волнующих порывов и полёта фантазии, он был чужд всему мощному и фундаментальному. Но в свои лучшие годы он выступил подлинным поэтом домашнего очага и маленьких людей.


         @


Рецензии
Очень интересное эссе о "золотом веке" голландской живописи. Правильно отмечена причина её взлёта в 17-18вв: общественная востребованность творчества художников.
Мой добрый знакомый Иван Невзгодин,внук известного новосибирского художника А.Н.Невзгодина, доктор архитектуры, живущий и работающий в Нидерландах, рассказывал, что в городе, где он преподаёт в университете (а это не столица!-и сегодня в нём меньше 300тыс жителей) жили и работали в 17 веке 700 (!) высокопрофессиональных художников и гравёров, востребованных бюргерской публикой.
А сегодня в полуторамиллионном Новосибирске меньше двухсот деятелей изобразительного искусства, чьё творчество, по горькому их признанию, никому не нужно.
Как следствие, налицо деградация профессионализма, отчаяние и уныние.
Спасибо.
С уважением, Евгений Прокопов

Евгений Прокопов   28.03.2020 12:50     Заявить о нарушении
Спасибо большое вам, Евгений, за интересный и содержательный отзыв!
С уважением, А. Г.

Алексей Гончаров2   28.03.2020 12:55   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.