Как не надо делать стихи

    В.В. Маяковский в своем произведении «Как делать стихи», рассказал, как их надо делать. Признаться я не очень понял эту грамоту, делаю их, как получается. Но как не надо делать стихи, я усвоил, и не терпится поделиться с товарищами этим знанием.
    И как раз пример нашелся. На портале Стихи.ру я набрел на...Александра Ковтуненко, на полного тёзку из «Галереи портретов.№ 10». И не мог пройти мимо. Там оказалось два ярких примера, как не надо делать стихи. Будем разбираться подробно и построфно.
      Строфа №1.
     Двуглавый орёл взвился над нами,
     Раззявил свой клюв, нацелил штыки,
     Жадно грызет нашу землю кусками,
     Пьёт нашу кровь, купив все чины.

    «Во как!». Кавычки, потому что это цитата из выступлений В.Ковтуна, соотечественника и(хотел сказать:единомышленника, но вспомнил, что В Ковтуну, политологу и командиру миномёта, мыслить нечем, он, кстати, тоже присутствует в галерее портретов) и однодумца нашего героя построфного разбора.
    Итак, что мы имеем? Орла, причем двуглавого. Намёк я сразу понял. Он – орел, по версии автора  взвился. Значит, не орёл. Орлы обычно медленно взлетают, тяжело взмахивая мощными крыльями, потом парят(«парит неподвижно...» А.С Пушкин, а с ним не поспоришь), высматривая добычу, и камнем бросаются вниз (не к месту вспомнилась формула Е = mgh), обнаружив цель.
    Имеем далее – «раззявил свой клюв». Взвился и раззявил, раззява неграмотная. Кто в полёте клюв раззявляет? Это чудище двуглавое об одном клюве, что ли? Или второй у него есть, но он его не раззявляет раньше времени? Об этом в разбираемой строфе ни слова. Значит, эта птица одноклювая.
    Вооружен штыками. Взлетел, лапы освободились, подхватил штыки, и – вперёд и вверх!
    «Во как!».   
    И тут я совсем сник. Не могу представить, как оно, не знаю, кто, грызет землю (в полёте, да ещё кусками). У всех птиц зубов не бывает, нечем грызть.
    И где оно берёт их кровь, взвившись над ними? Купленные «чины» поят, или как? И попутно, за какие «шишы» оно их купило? Знакомые олигархи отстегнули, или кто?
    Вот сколько вопросов к одной только строфе. Ну не надо так делать стихи! Совсем непонятно, кто, как, куда и зачем.
    Переходим ко второй строфе. Там тоже интересно.

    Но мы не сдадимся ему на съеденье,
    Ударит фонтаном казачий наш дух.
    Отбросим все страхи, пустые сомненья,
    И разорвем этот замкнутый круг.       

    Лихо? Строки, переполненные боевым запалом и решимостью.
Только смущает «казачий...дух». Что это? Казацкий дух – понятен. А казачий вызывает неприятные ассоциации. Я представил казачьи эскадроны, совершившие  многокилометровый марш, да ещё  «в пламени и славе», да ещё с перепою! Представляете дух – казачий и лошадиный (простите, конский, ведь у казаков кони, а не лошади)пот, перегар и прочие составляющие этого духа, да ещё если эта адская смесь «ударит фонтаном»(не при дамах будь сказано). Разве оно - двуглавое и одноклювое, выдержит? Побросает свои щтыки, деньги, и «Ванькой звали». И теперь я понимаю, куда делись унитазы и фекальные системы из гальюна пленного украинского катера. Ну невозможно было провести там банальный обыск, не то, что провести инвентаризацию! Никакие противогазы не спасали от «казачьего духа».
    И только после «фонтана» наш герой с побратимами отбросят страхи и сомнения, начнут разрывать какой-то «этот замкнутый круг».
    Ну разве можно так делать стихи?!
    Однако, переходим к третьей строфе. Как и предыдущие, она не подвергалась ни малейшей правке.

    Нам нужен мир! По-другому не будет.
    Нашим потомкам жить в этой стране.
    Они не простят нам поломанных судеб,
    Мы остановим вторженье из вне.

    Если бы наш герой в первой строке этого четверостишия поставил между «нам» и «мир» короткое слово «весь», всё четверостишие стало бы понятным. За весь мир не жаль сотен тысяч  поломанных судеб, потомки простят. И вполне согласуется с лозунгом «Украина по-над усэ!».
    А так многое осталось «за кадром». И про вторжение из какого-то вне. Оно ещё не начиналось, а герой уже его готов остановить.
    Не надо делать стихи так, как сделал свой стишок Александр Ковтуненко. Даже если ты вдохновился НЕУёМНЫМ патрриотизмом. Приношу извинения, маленькую букву «ё» вставила клавиатура, а мне из-за лени не захотелось с ней спорить.
    Весь пыл, гражданское чувство и благородные намерения рассыпались, застряли в неточностях и иносказаниях, и превратили патриотический позыв в сатирическую эпиграмму на самого себя.
    Чтобы не быть голословным, и чтобы не сказали мне: все мастера критиковать, попробуй сам, - я попробовал. Получилось немного длиннее, зато понятнее.   

    Двуглавый урод, одноклювый раззява
    Кусками грызет, землеед, чернозём,
    Нацелил штыки на родную державу,
    Скупил все чины (были деньги при нём).

    Он пьёт нашу кровь, чернозём запивая,
    Штыками грозя и копытом звеня.
    Но страхи отбросила рать боевая,
    Сомнения все отобрав у меня.

    И мы не сдадимся, у нас вдохновенье!
    Фонтаном как жахнет  казачий наш дух!
    От нашей натуги одним дуновеньем
    Он замкнутый круг разнесёт в прах. И в пух!

    Нам нужен весь мир, а не крохи планеты.
    Ведь  нашим  потомкам жить в этой стране.
    Поломаны судьбы? Заплатим за это.
    И всех победим ИЗ враждебного ВНЕ!

    Смысл сал прозрачнее, но пафос возрос многократно. копыто вставил, чтоб агрессивное чудище стало ещё страшней, значит победа (перемога)буде ещё славнее. 
    Александр Ковтуненко ещё и философ. Но в одном критическом разборе будет многовато и утомительно обсуждать ещё и его философИю. Попробуем разобраться отдельно. Позже попробуем ответить ему на его животрепещущий вопрос: "Откуда мы?"


Рецензии
Он, видимо, потомок великого Леонардо. Писать картины его Господь не сподобил, но гены дают о себе знать:
"В своих «Жизнеописаниях наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» Вазари рассказывает, что как-то один знакомый крестьянин попросил отца Леонардо найти художника, чтобы тот расписал круглый деревянный щит. Сер Пьеро отдал щит своему сыну. Леонардо решил изобразить голову горгоны Медузы, а чтобы изображение чудовища производило на зрителей должное впечатление, он использовал в качестве натуры ящериц, змей, кузнечиков, гусениц, нетопырей и «прочих тварей» «из множества каковых, сочетая их по-разному, он создал чудовище весьма отвратительное и страшное, которое отравляло своим дыханием и воспламеняло воздух». Результат превзошёл его ожидания: когда Леонардо показал законченную работу отцу, тот испугался. Сын сказал ему: «Это произведение служит тому, ради чего оно сделано. Так возьмите же и отдайте его, ибо таково действие, которое ожидается от произведений искусства». Сер Пьеро не отдал работу Леонардо крестьянину: тот получил другой щит, купленный у старьёвщика. Щит же Медузы отец Леонардо продал во Флоренции, выручив за него сто дукатов[8]. По преданию, этот щит перешёл к семье Медичи, а когда он был утерян, полновластных хозяев Флоренции изгнал из города восставший народ. Через много лет кардинал дель Монте заказал картину с изображением Медузы Горгоны Караваджо. Новый талисман был преподнесён Фердинанду I Медичи в честь женитьбы его сына"
из Википедии

С улыбкой,

Елена

Елена Беляева 10   15.07.2023 15:43     Заявить о нарушении
Если бы этот убогий с поврежденными генами «испражнялся» в какую-нибудь лопату, я не обратил бы на эту убогость внимания. Но на Россию … проходить мимо непьзя. Лругой такой же, только считающий себя русским, проделал то же по отношению к женщине, обитательнице СТИХИ.РУ, причем по причине прогрессирующего женоненавистничества. Получил, как первый, и, как и первый, мигом уьрался, при этом, сам удалил свои «испражнения», но саму экзекуцию оставил. Спешил, наверно. А я вошел во вкус – угомонил еще двоих; одного за оскорбление Маргариты Симоньян другого за враждебные выпады против ветеранов Великой Отечественной Войны. Не могу я проходить мимо торжествующих подлецов. Где вижу, там и уничтожаю, хотя специально за ними охоту не устраиваю.
Благодарю за отклик.
Стас.

Стас Новосильцев   16.07.2023 12:58   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.