Сауле
Защитников Креста,
А рядом догорали
Пустые города.
Под тяжестью добычи
Обозы шли едва.
И от побед великих
Кружилась голова.
Запели менестрели
Про ратные дела –
Сожженные мужские
И женские тела.
Беседы пилигримы
В пути вели: «Увы,
Не всех мы перебили
Безбожников Литвы.
Но все ж себе дорогу
Открыли в светлый рай,
От ереси глубокой
Очистив этот край.
Язычники погибли –
Кто в муках, а кто нет.
Устроили обильный
Мы воронам обед!»
Но в пламени пожаров,
Но в дыме от огней
Последние живые
Седлали лошадей.
Гонцов они отправили
Разнесть соседям весть.
И грянуло повсюду
Сурово слово – «Месть!»
- Эй, люди, собирайтесь!
Не должен враг уйти!
Он смерть свою обязан
В земле у нас найти!
За боль и униженья!
За близких и друзей!
За горечь разоренья!
За женщин и детей!..
Обозы крестоносцев
Осенний дождь накрыл.
Нещадно он неделю
На землю лил и лил.
По слякоти дороги
Защитники Креста
Неспешно покидали
Литовские места.
Куда им торопиться?
Нет воинства сильней,
Чем воинство Христово
Из верных сыновей!
Доехать им осталось
До речки. Дальше брод.
На этом завершится
Славнейший их поход.
Но путь им перекрыли,
Отрезав брод реки,
У САуле деревушки
Литовские полки.
Магистру крестоносцев
Доклады сплошь летят:
«У нашей переправы
Язычники стоят!
И их у переправы
Огромное число!»
Желание возмездия
Сюда их привело:
За боль и униженья!
За близких и друзей!
За горечь разоренья!
За женщин и детей!..
А сила крестоносцев
Упрятана в броне
И в яростной атаке
На преданном коне.
Дожди разъели почву
До вязкости болот.
Не смогут быстро кони
Нестись по ней вперед.
Храбрейшим пилигримам
Назад бы отойти,
Но будет сложно выжить
На пройденном пути.
Ведь сами крестоносцы,
Там, в пройденной дали,
Разграбили, что можно
И выжгли, что могли.
Недавняя удача
Опять не прилетит –
Их голод растерзает
И холод умертвит.
Решают пилигримы
У Сауле бой принять.
Со спущенным забралом
Врага атаковать.
Но осень размягчила
Дождями верх земли.
И рыцари лавиной
Рвануться не смогли.
Копыта увязают
Доспехи тяжелят,
Литовцы, же, как демоны
На рыцарей летят.
И почва содрогнулась
От грохота мечей,
От воплей, от падений
И тысячи смертей.
Ломалась сталь об копья,
Дырявились щиты,
И пенились кроваво
Распахнутые рты…
Под вечер завершился
Суровый этот бой.
С обозами литовцы
Отправились домой.
А воины Христовы
От мести не ушли.
И в землях непокорных
У Сауле полегли
За боль и униженья!
За близких и друзей!
За горечь разоренья!
За женщин и детей!..
В начале 1236 года римский папа Григорий IX благословил крестовый поход против Литвы, который состоялся во второй половине лета 1236 года под предводительством Ордена меченосцев. К походу примкнули «искатели удачи» из множества европейских стран. Крестоносцы прошлись по Жемайтии – северо-западной части современной Литвы. Крестовый поход по жестокости не отличался от прочих походов и сопровождался грабежами, насилием, убийствами, сожжением городов и деревень.
На обратной дороге, возле местечка САуле, расположенного на территории Литвы, недалеко от границ ордена, крестоносцев встретил литовский заслон, не позволивший рыцарям покинуть земли Литвы. Стояла осень, дороги были размыты дождями, превращая многие из них в непролазные болота. Крестоносцы могли избежать битву, отступив назад, и найдя обходной путь. Но тем самым предстояло вернуться в разоренные ими же земли, где их поджидали голод и холод надвигающейся зимы. Поэтому было решения принять бой, который состоялся 22 сентября 1236 года. Тяжёлая кавалерия крестоносцев сражалась в болотистой местности, где все преимущества были на стороне легко вооружённых воинов Литвы.
Крестоносцы потерпели тяжёлое поражение, в битве погибли возглавлявший поход великий магистр Фольквин фон Наумбург и весь цвет воинов Ордена Меченосцев.
После битвы Орден Меченосцев так и не смог восстановиться и его остатки слились с Тевтонским орденом.
В настоящее время дата битвы – 22 сентября в Латвии и Литве имеет официальный статус праздника и отмечается, как День единства балтов.
Свидетельство о публикации №120030104247