Глаголитерра 15. Устремите силы
Мои молодежные проблемы определены ученым миром, как психо-социальные вирусы. Которые очень легко передаются, проще, чем воздушно-капельным или половым путем, поскольку не материальны. И легко разрушают естественную жизнь. В частности, патологии в культуре переходят в патологию здоровья нации. Разрушают механизм исторического здоровья» народа. Как бы это рассказать без научной терминологии, проще? Даже не знаю, как сказать, чтоб было не обидно читающему. Потому что, если о мире людей сами люди начинают говорить, как о мире животных…
«…и они положили скота во главу угла и его именем творят суд и расправу» - это уже не из доклада ФСБ, это из уничтоженного КГБ сочинения Якова Голосовкера «Запись неистребимая». С другого берега одной реки. Отдельные страницы рукописи были опубликованы однажды в общедоступном журнале «Вопросы философии». Всего однажды и только отдельные. Мы не хотим видеть болезнь, поэтому она повторяется.
Здесь, в Комарово, прогнозируемая учеными патологоия пришла к своему апофеозу на второй неделе жизни молодежного лагеря. Подробности не нужны. Понятно и без того, что вагонные цветочки, щедро политые курсом "американской любви" - в кавычках, потому что псевдо, потому что это "Лавэ Америка глазами русского"... И шалили дети по полной программе фильмов эры эро-ужасов. Например, одного смешного мальчика, который бегал и всех целовал, всех подряд, его, как мне сказали дети с нехорошей усмешкой, какие-то злые люди посадили в муравейник. А двух девочек мы с трудом отловили за 20 км от лагеря, они, по их уверению, просто ехали в ночной бар, правда денег с собой не брали. Просто оделись очень легко. Охране пришлось с трудом успокаивать их крутых дорожных сопровождающих, помогло, пожалуй, моё "профессорское" напоминание о том, что мы ответственны за несовершеннолетних, а это особая статья, ну и так далее.
Наша же группа из этого взрыва эмоций вышла сравнительно легко, только одну девочку пришлось положить в неврологический стационар в Санкт-Петербурге, в больницу Раухфуса. Этой ценой остальных детей нам вернули в безраздельное пользование, ибо некем было заменить уволенных за "всё хорошее припадователей". И мы ездили с детьми каждый день навещать свою подружку, а потом бродили по Летнему Саду, по набережным, музеям, дворцам, храмам, посещали редакции молодежных и детских изданий. Однажды я читал детям стихи у могилы Ахматовой, её и свои - в общем – мы всё-таки учились поэтике и журналистике.
Мы же были в Комарово. Само реальное место встречи с историей, само соприкосновение с вещами , к которым прикасалась рука Ахматовой - это то, из-за чего стоило ехать на учебную смену. Пусть там даже пытались обучить, как правильно жить, для того чтобы обрести счастье в виде работы за границей России. Не в том месте, не в то время пытались, я со своей стороны как мог препятствовал этому процессу вымывания талантов, просто забирал своих детей с занятий типа "всё, что вы хотели знать о сексе".
И вот мы организованно сбежали с уроков и идём по улочкам дачного посёлка к домику, который сама Ахматова именовала "будкой", я немного опасался разочарования детей от такой встречи с реальной обителью Поэтессы, но этого не произошло. Нам просто никто не открыл. И мы пошли дальше по лесной аллее -
И кажется такой нетрудной,
Белея в чаще изумрудной,
Дорога не скажу куда...
Там средь стволов еще светлее,
И все похоже на аллею
У царскосельского пруда.
(Ахматова, 1958 Комарово)
- к "Ахматовскому кладбищу" пришли. Получилось это не планово, но, пожалуй, если бы я сразу сказал, что пойдём на могилу почти не известной детям поэтессы... В общем - не будем о том, что прививает школьная программа. Прививки, как известно, делаются, дабы не болел этим привитый в последующей жизни. Будучи сам подвержен "высокой болезни" литературной, я хотел дать детям совсем не антидот. Потому просто прочел им по памяти несколько Ахматовских строк:
"Слава тебе, безысходная боль!
Умер вчера сероглазый король."
Они поняли, да и как не понять музыку этих слов, принесённых сегодня к ногам королевы... Потом я процитировал Александра Гитовича:
«Почему на высокой причёске
Не надета корона с утра?..»
Рассказал, что сын Анны и Николая Гумилёва, Лев Гумилев, своими руками сложил эту стену, похожую на ту, под которой мать стояла часами, чтобы хоть что-то передать сыну в «Кресты». Я положил под стеной собранные по дороге васильки. Помните? -
Пусть будет ей вольной воля,
А мне из могилы за тем не следить,
Из могилы средь чистого поля.
Я ей завещаю все серебро
https://rustih.ru/anna-axmatova-iz-zaveshhaniya-vasilki/ Анна Ахматова — Из завещания Васильки
И мы ушли. По дороге домой в голову приходили совсем не Ахматовские строки, а какие-то реальные ассоциации:
В стране героев колосится рожь.
Не с руки растить васильки.
А вы всё в серебряном веке, как кухонный нож
Выковыриваете картофельные глазки.
Да. Кухарки теперь управляют - и -
Прислуга теперь всё решает.
Партком курирует вопросы любви,
Портняжных дел и урожая.
Да. Слишком умные, как ваш сын
Канал на Севере роют.
Пора бы уже воспринять азы,
Азбуку страны героев.
Да?
Ахматова внешне смирилась с непобедимой страной героев, но о своей жизни в которой она, как бы сопротивляясь давлению стальной лавины нового времени, писала только наброски-недомолвки, "Поэму без героя". Так, может быть..?
Но вернёмся к реальной жизни, в страну уже не героев, в неврологический стационар в Санкт-Петербурге. Перед выпиской девочки меня попросили задержаться в клинике, исполнить обязательства в части охраны прав ребенка при проведении беседы с приглашенными консультантами. В ходе беседы мне понадобилось кое-что записать, я достал из портфеля первую попавшуюся тетрадочку, со слов написал карандашом на чистой титульной страничке адреса, телефоны и т.д., передал по журналистской привычке запись на сверку специалистам. А это была синяя тетрадочка «альт-сталкера». Ее узнал профессор Н.Н., сразу определил почерк своего пациента. Бывшего. Он ушел. Отпущен, поскольку не представляет угрозы для общества. Просто потерял память. Потерял себя. Его записи? Обычная библиотерапия. Значит – парень выбрал направление на Барнаул, на Алтай? Может быть, что-то вспомнил…
Компас снова показал на Алтай. Почему "снова"? А потому, что и профессор Коловангин много рассказывал нам про Алтай, он имел алтайские корни, его предки были из Колывани. Вот, пожалуй, и определились для меня самого первопричины нашей неожиданной поездки на Алтай, корни решения встретить моё 50-летие у порога Беловодья. Была подсказка от очень хороших учителей:
"Устремите силы на просвещение народа.
Любите меня - счастье придет, как заря утра.
Поражу вредящих.
Осторожно вознесите сокровище Храма на Гору Мории.
Учитель шлет вам благословение.
Учитесь понимать Меня.
Покойны будьте в вере. Помогу искателям."
Эта подсказка была подписана "Зов, Август 11, 1921 г.", то есть приглашение было отправлено почти 100 лет тому назад, но может быть там, высоко в горах, умеют ждать?
16 http://www.stihi.ru/2020/03/06/1723
Свидетельство о публикации №120030101791