Размышления снежной бабы накануне весны
Я глубоко вдыхаю влажный воздух и мысленно приступаю к написанию статьи. Конечно, о женщинах. Конечно, о русских! Но о русских женщинах уже всё сказал Н. Некрасов, воспевая их в своих поэмах. Растворился в дымке прошлого образ «тургеневской девушки». Может написать о царских особах? Екатерине Великой или царевне Софье, Анне Иоанновне? Много смешалось в их судьбах трагического и печального. А сколько спорного?.. Может просто из рубрики «Женщина и наука»?..Пока не знаю…
Лучше всего мне думается под музыку. Набираю в поисковике: «Донской народный хор». Негромко полилась из колонок милая сердцу «Ой, ты степь раздольная»». Так и повеял пряный запах из степи. Подхватило, унесло мои мысли в родные Донские просторы. Люблю нашу природу и людей, говор и песни, пироги с вишнями, испечённые по казачьему рецепту – на капустных листах.
Живо вспомнился мне, в очередной раз переснятый «Тихий Дон», где режиссёром выступил Сергей Урсуляк. Не казаки в нём пели. Нет! Этнозвука не было. Не тянут на Дону длинные открытые гласные, как на Руси в средней полосе, а дишканят, играют песню. Вот так играючи поют наши «Станичники». Звучно и мощно, голос к голосу, поёт «Казачья воля». Да и говор – не наш, не гутара. Внешность даже главных героинь: Аксиньи и Натальи – не казачья. Не донской красотой наделены женщины. Красивые, конечно, но красота их иная: прозрачная, не яркая и чувства сдержанней. Не похоже всё, фальшиво получилось. Природа хорошая, места в Старой станице красивые. Майдан и церковь….Тут всё казачье, узнаваемо. С сожалением смотрела эту версию.
Старый фильм лучше. У Сергея Герасимова сам Михаил Шолохов экспертизу проводил. Лишние, не нужные кадры выбросил без сожаления. Лукавить актёрам не позволял, достоверности образов добивался. Писательским разумом и казачьим сердцем чувствовал, что фильму реализм нужен. Правда о жизни донского казачества важней всего! Но, видимо, чем дальше исторические события отодвигаются в прошлое, тем искажённей получаются фильмы. Очевидцев почти не осталось.
Представляю, как бы реагировали знаменитости …«Не верю!» - воскликнул бы Станиславский. Блистательная Фаина Раневская выразительно, сопроводив фразу долгим взглядом, иронично повторила бы, что плохо снять фильм – это, то же самое, что плюнуть в вечность. А в глубине ума и таланта этой даме нельзя отказать. Всё, что она сыграла - осталось в истории кинематографа и театра на века. Наша актриса, родом из Таганрога, землячка.Я вспоминаю фильма «Золушка», в котором Фаина Раневская исполнила роль мачехи. Да как исполнила! Трудно теперь представить в этой роли другую актрису. Жаль, что ей не разрешили спеть в «Золушке». Только в рабочих записях осталось выразительное пение «Ворона – пташечки».
Её изречения (артистка была остра на язык и очень самокритична) сегодня стали безумно популярны. А фраза из фильма «Подкидыш» «Муля, не нервируй меня!» ещё при жизни успела надоесть Раневской. Ведь именно эти слова кричали ей мальчишки при встрече на улице. Да что там мальчишки! Сам Леонид Ильич Брежнев во время вручения ордена Ленина вместо приветствия сказал: «А вот идёт наш Муля, не нервируй меня!»
Иногда я слушаю песни прошлых лет. О многом может поведать музыка. Песни - это живое отражение эпохи, в которой они родились и жили. Как чисты голоса прежних исполнителей. Они естественны, не усилены современными возможностями звукозаписи. Искренне и деликатно исполнение. Мне нравятся песни в исполнении Петра Лещенко, Изабеллы Юрьевой. А ведь она тоже наша - из Ростова Обладательница удивительного контральто.
Если Раневская была «королевой второго плана», то Юрьеву именовали «королевой патефона». Она много гастролировала. Публика обожала её романсы и цыганские песни. В годы Великой Отечественной войны артистка часто выступала перед бойцами на передовой.
Однако спустя пару лет Изабелла Даниловна была незаслуженно забыта. И только 1992 году ей было присвоено звание народной артистки. Последние годы своей жизни провела в Москве. В 2000-м в возрасте ста лет она скончалась. Судьба Юрьевой с некоторыми изменениями легла в основу романа Михаила Шишкина «Венерин волос».
Давайте вспомним ещё одну популярную певицу, отметим её творчество.
Сольная карьера нашей землячки Ирины Аллегровой началась в 1990 году с песни Игоря Николаева «Странник мой». После этого были десятки хитов – «Угонщица», «Младший лейтенант», «Мой ласковый и нежный зверь», «Я тучи разведу руками», «Незаконченный роман» и многие другие. За эмоциональную подачу, яркие костюмы и королевское поведение на сцене Аллегрову в итоге прозвали «императрицей русского шоу-бизнеса».
Удивительных женщин рождает Донская земля, наделяет их незаурядными способностями и характерами. Вот несколько слов о Судьбе ростовчанки Сабине Шпильрейн.
Одна из самых загадочных женщин прошлого столетия. Она была пациенткой и ученицей Карла Юнга. В то же время ей приписывают связь с великим Зигмундом Фрейдом. Биография Сабины не даёт покоя Голливуду, где то и дело снимают фильмы о ней.
Как известный психоаналитик она внесла в науку неоценимый вклад. Её работа «Деструкция как причина становления» стала фундаментом для всех дальнейших исследований влечения к смерти.
Сабина родилась в Ростове и здесь же нашла её смерть. В 1942 году вместе с сотнями евреев она и две её дочери были казнены в Змеёвской балке. О том, что именно в нашем городе жила эта женщина, напоминает мемориальная доска на одном из домов на улице Пушкинской. Ещё один памятный знак установлен на месте казни. Там же в соответствии с волей её завещания посажены дубы.
Красоту казачек, их характеры и судьбы описывали многие донские писатели: Михаил Шолохов, Виталий Закруткин, Анатолий Калинин. Они наделяли своих героинь сильным характером, развитым чувством материнства, физической и духовной красотой.
В повести В.Закруткина «Матерь человеческая» главная героиня Мария считала спасенных детей своими. Она была готова обогреть всех, кто в этом нуждался. Помощь окружающим – вот, что стало главным в жизни. Отсюда и смысл названия повести. Не зря автор дает героине имя Мария, проводя, таким образом, незримую параллель между героиней и Матерью Божьей.
Анатолий Калинин в романе «Цыган» показал главную героиню Клавдию, как заботливую мать, духовно богатую личность, готовую в любую минуту прийти на помощь людям. Очаровательны сцены встречи Клавдии с конём по кличке «Гром». Ласково она треплет конскую гриву, гладит шею, купает его в Донских водах, доверяет ему свои женские секреты, смеясь, советуется с ним. Всё выразил автор в этих строках: и дух вольной казачки, и любовь к Будулаю, и трепет женского сердца от ожидания любимого. Красота русской женщины покоряет читателя. Душевная теплота и природная красота: серые глаза, светлые волосы, мягкие, но сильные движения.
В самых трудных испытаниях Клавдия остаётся великодушной и справедливой, женщиной с глубокими нравственными устоями.
Откуда же истоки этих удивительных женщин?
Чем отличается казачка от «русской бабы»?
Жизнь донских казачек протекала в приграничных степях Дона и была наполнена тревогой. На протяжении веков это выковало в ней неординарный характер, отличающий их от русских женщин средней полосы и представительниц других этносов России.
Каждый путешественник или исследователь, встречая “казацкую жинку”, непременно отмечал в своих записях её особенную стать и красоту. Вобрав в себя черты, некогда пленённых персиянок, черкешенок и турчанок, они ласкали взор миловидностью лица, соединённой, по мнению Льва Толстого, с крепким телосложением северянки.
Казачки в отличие от русской женщины, обладали куда большей личной свободой и уважением в обществе. Никто, даже отец или казачий круг, не мог заставить молодую девицу выйти замуж против воли. Кроме того казачкам на выданье не возбранялось на праздниках флиртовать, разговаривать, танцевать, пить вино. Но никогда они не выходили за рамки чести, поскольку потеря оной была сродни общественной смерти.
Хотя официально казачки были лишены права голоса на станичном сходе, поскольку это считалось мужским занятием, её интересы мог представлять отец, супруг или брат. Женщина без семьи и отца могла попросить любого станичника стать её представителем, а сиротинушки или вдовы автоматически попадали под особое покровительство атамана, и более того имели возможность лично присутствовать на казачьем круге.
Этнограф Валентин Шумов, заявляя об особом положении казачки, что «у казаков мужья обходятся с женами ласковее, чем обыкновенно в России, и поэтому они веселее, живее, благоразумнее и пригожее».
Каждый уважающий себя казак руководствовался в семейном житье-бытье заветом атамана Платова, который советовал следующее: «Пускай верность и усердие их, а наша за то к ним признательность, взаимное уважение и любовь, послужат в позднейшем потомстве правилом для поведения жён донских».
Задорные казачки, в большинстве своём, отплачивали супругам верностью, растили ребятишек в духе истинного казачества и всячески оберегали родовые обычаи.
Значительную часть жизни казачки проводили в отсутствии мужей. На их плечи помимо хозяйственно-воспитательных обязанностей ложились организаторские мужские заботы: казачки самостоятельно нанимали работников, сажали поля, собирали урожай, и лично занимались торговлей излишками продукции. Они справлялись не только с шитьем и стряпаньем, но с поправкой хаты и с оказанием добровольной помощи друг другу, поскольку «каждая знала, если я не приду, то и ко мне не придут».
Такая инициативность и автономность в принятии решения разительным образом отличала русскую крестьянку от эмансипированной, но покорной мужу казачки.
Об этой же черте казачек свидетельствует заметка в опубликованном в конца девятнадцатого веке «Статистическом описании Области Войска Донского» Семёна Номикосова, где зафиксировано: «В силу особенностей военного быта на Дону исторически вырабатывался особенный тип женщины — неустанной труженицы, смело принимающей на себя все труды мужчины, всюду поспевающей и все делать успевающей».
Подобный образ жизни, содействовал физическому развитию казачки и выработки в её характере неукротимости, стойкости, деловитости и мужественности.
В моменты опасности забывала она про принадлежность к слабому полу и вместе с казаками отважно участвовала в обороне селения, а значит семейного очага.
Знавшая секреты обращения с шашкой и ружьём, казачка проявляла «бесстрашную решительность. На Дону управлялась с каюком, скакала верхом на коне, ловко владела арканом и оружием. Умела защитить своих детей и свой курень...».
История казачества России пестрит упоминаниями о героической самообороне донских казачек, которые позорному плену предпочитали смерть.
Вот такие они были донские казачки. Почему были? Сейчас живут, детей растят, работают, служат, бизнесом занимаются. Традиции чтут. Издревле на Руси повелось, что на Масляной неделе надо блины печь. Много напекут хозяюшки, не сомневайтесь. Да вкусных блинов: и сладких, и солёных, и с начинкой, и без неё. В воскресный день обязательно стол накроют. Всё на нём будет: и голубцы, и окрошка. Казачьи песни запоют, а под частушки спляшут задорно и весело. Попрощаются с богиней Морёной, сожгут чучело Зимы. Жарко будет пылать царь- костёр. Много будет шуток, розыгрышей и смеху. Весну надо встречать весело – к тому сам праздник обязывает. Любят «Масленицу» на Дону. За нею придёт самый длинный и строгий христианский пост. начнётся. Смешались языческие праздники с христианскими. Вот так у нас на Дону.
Весеннее солнышко землицу приласкает, согреется родимая кормилица наша, выйдут красавицы в сады и огороды. Сделают ровными грядки в теплицах, рассаду высадят бережно, с любовью. Пред домом чисто уберутся, а в полисаднике рясно зацветут сирень и черёмуха. А потом и липа поманит грешным мёдом, опьянит, одурманит сладким духом. Тёплом повеет из степи. И мысли резво побежали, а ведь я - снежная баба. Растаю, как есть растаю…
Свидетельство о публикации №120022802522