Быть младенцем на зло и иметь мудрость на добро
Я сам обратил внимание, что в одном месте пишу вам, что мир этот чужой нам по определению и ничего от него ждать не приходится, и чудо, что здесь всё-таки есть Церковь, а в другом месте стоят слова о том, что жизнь устроена разумно и благостно, и если не преступать её законы, незачем её клясть и бранить. Оба утверждения написаны с полным чувством. И наверное, объяснение здесь в том, что в сравнении с нашим истинным Домом, это юдоль плача, место изгнания. Но в сравнении с тем, что могло бы быть, и чего мы на самом деле заслуживаем, всё очень даже не плохо. И за многое мы можем благодарить Бога. Если не за всё. Дело вот в чём. Бог неизменно благ и милостив. Но Его создания вмещают столько от Его благ, сколько могут вместить. Наша греховность ставит жёсткий заслон Божией благодати. Главное – гордыня, отсутствие смирения, а смирение есть благодатная почва для восприятия Божественных благ. Я передавал вам уже слова Паисия Святогорца о том, что мы ставим Бога в трудное положение: Он очень желает нам помочь и нас помиловать, но всякий Его дар наша гордыня готова применить во зло, всё радостное и хорошее, что посылается нам свыше, раздувает этот злой «стержень» внутри грешного человека. Посему вся эта жизнь есть отражение наших душ, есть ровно то, чего мы заслуживаем. И от нас требуется смирение и готовность безропотно понести свой крест вслед за Христом, а не соединение с силами зла в попытке избежать последствий нашей собственной порчи. Не нужно этой хитрости. Нехорошая она. Нужна искренность и кротость. И даже готовность пострадать, нашими мелкими будничными страданиями, ради Бога и Его любви к нам, только бы не впасть в озлобление, не распинать ближнего, чтобы облегчить свой крест. Если мы безропотно и терпеливо принимаем неприятности и напасти, они очищают и врачуют нас.
А Церкви в этом мире не могло не быть, потому что Бог не оставил нас. Но чтобы воспользоваться её помощью, нужно суметь переступить через себя и пожертвовать своей несовершенной, ограниченной человеческой правдой.
Есть, правда, другая хитрость, мудрая и добрая, хитрость перед лицом тех сил, которые пытаются играть на нашем несовершенстве и падкости ко злу. Но эта хитрость не связана ни с какой «яростью», это совсем другое. Это те две стороны духовные, о которых сказал Господь: «Будьте просты, как голуби, и мудры, как змии». То есть нужно быть младенцем на зло и иметь мудрость на добро.
12.08.2004 (из письма дяде)
https://proza.ru/2022/10/24/1751
https:// ridero.ru/books/apologiya_pravoslaviya/
Рецензии