Наши мультики... из поэт. диалога
Культурологи, анализируя противоречивость этой мультипликационной героини, причислили её к вечному архетипу трикстера (мифологический клоун, шалун, нарушитель правил и границ; нарушая которые трикстер преодолевает противоположности между пластами культур, полярностями и реальностями).
Характерным примером трикстера-медиатора являются: сказочный Буратино, Чапаев, Штирлиц, Остап Бендер... В советской культуре очень редки трикстеры-женщины и поэтому Шапокляк представляет для нас особый интерес. Как писал исследователь феномена популярности "Чебурашки", Константин Ключкин, Шапокляк сочетает в себе элементы противоположных культурных пластов с подчёркнутым старомодным стилем, сочетающимся со старорежимными интонациями речи и ролью антагониста положительных героев и ассоциируется с образом "врага народа". В то же время внешность Шапокляк и отношение к другим персонажам мультфильма вполне соответствует образу старушки-учительницы, успешно занимающейся перевоспитанием молодого поколения и сама она вполне может стать аккуратной девочкой-школьницей.
И при всём при этом "основная функция Шапокляк соответствует чистому трикстеру - это хулиган со стандартными подростковыми шалостями.
Что сказать? Старушка - чудо,
Вечно юный в ней задор,
Ревматизмов нет с простудой,-
Берегись старушки, двор!
С виду - божий одуванчик,
Шляпка, платье, ридикюль...
Отвернись чуть, вмиг утащит,
Из-под вас, быть может, стул.
Всё найдёшь в её карманах -
Ножик, флаг и карандаш,
Провела жизнь атаманом,
Ей к лицу и патронташ!
Детство выпало лихое,
С ней нигде не пропадёшь,
Что не скажешь - всё плохое,
Жизнь не ценит ни на грош.
Шапокляк для нас, как символ
Самых страшных всех времён,
На гармошке шпарит гимны,
Весь дрожит под ней вагон!
То ли клоун, то ли трикстер,
Козней хватит в ней для всех,
К ней не подберётся "мистер",
Но ведь ждёт её успех...
Нравится нам свист старушки,
С ней и крыска просто класс,
Пласт стандартов был пропущен,
Чебурашка - наш аванс!
Свидетельство о публикации №120022702705